Найти тему

Цикл 7. Технический заказчик. (1 - 6)

1. Правовые основы и практика привлечения технического заказчика в отечественных строительных проектах.

Пожалуй, мы начнем этот цикл с определения «Технический заказчик» по Градостроительному кодексу РФ. Согласно ст. 1 п. 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Технический заказчик – это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика осуществляет следующие функции:

•заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства;

•подготовку задания на выполнение указанных видов работ;

•предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ;

•утверждение проектной документации;

•подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

•иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.

Человечество всегда что-то строило, строит и будет строить. В 2023 году строительный сектор составлял 6% мирового ВВП, и его доля, по всей видимости, будет расти. Однако, рост этот в значительной степени ограничен низкими показателями производительности, а также сложившимися порочными практиками, приводящими к срыву сроков, увеличению стоимости и несоответствию требованиям качества к законченным строительством объектам. Участники инвестиционно-строительной деятельности – бизнес-заказчики, проектировщики, поставщики, строительные подрядчики, инвестиционные банкиры, госчиновники и другие – с которыми авторы данной статьи взаимодействовали в последние 10 лет, отмечают следующие проявления неэффективности этого процесса:

- неэффективное финансовое управление, задержки в получении финансирования и перерасход средств;

- высокая зависимость от поставщиков материалов и оборудования;

- неэффективное управление знаниями, неиспользование полученного ранее опыта в новых проектах;

- акцент на классических рутинных процессах;

- государственное и внутреннее регулирование, ограничивающее инновации и оптимизацию;

- большое разнообразие участников и низкий уровень взаимодействия между ними, приводящие к фрагментации управленческих и технологических процессов;

- нехватка квалифицированных кадров, в первую очередь рабочих;

- плохое управление активами;

- большое, часто недопустимое число проектных изменений в ходе строительства;

- некачественное планирование, попытки не утверждать «базовые планы»;

- высокая аварийность;

Однако, как показывает опыт, корневые причины этих проявлений лежат вовсе в не в технологии проектирования или строительства, а в человеческий плоскости, и конкретно в неумении либо нежелании различных участников взаимодействовать между собой, достигать договорённостей и выполнять их. Очевидно, что в этой ситуации необходим ДРУГОЙ ПОДХОД, основной задачей которого является организация взаимодействия всех сторон, необходимого и достаточного для достижения целей проекта.

И такая роль есть. Это Технический заказчик – профессиональный и компетентный участник инвестиционно-строительного процесса, осуществляющий интеграцию, планирование и контроль всех процессов строительного производства, и обеспечивающий своевременное и надлежащее выполнение всеми участниками проекта своих обязательств с целью успешной реализации проекта. Действуя в интересах Инвестора и Бизнес-заказчика, Технический заказчик, интегрируя в проект всех его участников, должен обеспечить не только успех самого проекта – то есть ввод в эксплуатацию в установленный срок, в рамках утверждённого бюджета и с заданным качеством – но и решение следующих бизнес задач:

- получение первой партии товарной продукции на новых производственных мощностях, в согласованном объеме, качестве и в срок;

- снижение числа рекламаций, связанных с выходом из строя оборудования;

- сокращение брака товарной продукции по причине неверных проектных и строительных решений;

- снижение производственной себестоимости;

- уменьшение оборотного капитала;

- отсутствие упущенной выгоды;

- выполнение годовой инвестиционной программы;

- качественную эксплуатацию;

- обеспечение возврата на вложенные инвестиции.

Если взять во внимание вышеупомянутое, то Технический заказчик сопровождает инвестиционно-строительный проект и обеспечивает беспрерывный процесс его реализации и основные цели в работе технического заказчика – это успешная реализация проекта, снижение строительных рисков, соблюдение сроков, стоимости и качества строительства, достижение запланированных технико-экономических и технико-эксплуатационных показателей, включая выход проекта на полную производственную мощность. А вы с этим согласны? В следующих публикациях мы вас будем все больше и глубже погружать Вас чем занимается Технический заказчик, за что несет ответственность и как сегодня трансформироваться в цифрового оператора или цифрового технического заказчика, который управляет достоверными информационными данными проекта.

-2

2. Западный подход: технический заказчик является обязательным участником строительной деятельности.

Все современные технологии для строительной деятельности в Россию приходят из-за рубежа. Несмотря на уход иностранных компаний, многие российские компании пытаются использовать их опыт в своей деятельности. Но все же, в России комплексные модели инжиниринга развиваются медленно, вследствие отсутствия стандартов инжиниринга (EPC / EPCM модели) в технологичных отраслях промышленности в качестве надстройки над существующей системой. К сожалению, почему-то мы наблюдаем что это не дает должного развития. А почему? Как вы думаете? Отвечая на эти вопросы, мы поинтересовались мнением международного эксперта Петрова Сергея Викторовича, основателя МКСИ, который имеет огромный опыт работы зарубежом и в России. Ответ нас очень удивил, так как действительно большинство компаний в России, которые устанавливают в своей работе новые стандарты инжиниринга, по применению западных EPC/ EPCM моделей, неправильно различают функционал между формами EPC/ EPCМ контрактов. Основная путаница возникает из-за того, что сокращение С при EPC модели означает Сonstruction - Строительство, а сокращение СМ при EPCМ модели - Сonstruction Management - Управление Строительством. Т.е. при EPCM контрактной модели Исполнитель не выполняет строительные работы, а занимается больше проектными решениями и управляет процессом строительства от имени владельца/заказчика, т.е. по сути и является техническим заказчиком. А при EPC контрактной модели Исполнитель несет ответственность за все элементы проектирования, за строительство и закупку материалов и оборудования, но не берет на себя ответственность по управлению строительством. Если взять опыт нашего эксперта, то, к примеру, в Великобритании строительство невозможно без привлечения профессионального квалифицированного заказчика. Из всего сказанного следует, что Технический заказчик, применяя EPCM контрактную модель, сопровождает инвестиционно-строительный проект и обеспечивает беспрерывный процесс его реализации.

Это означает, что, по всей видимости, требуется внесение изменений в стандартизацию отрасли, чтобы мы правильно понимали деятельность Технического Заказчика. Наша общая задача не просто об этом поговорить, но и предпринять меры по трансформированию ответственности данного участника строительного процесса.

-3

3. Задачи и обязанности технического заказчика перед заказчиком, инвестором и эксплуатирующей организацией

Когда мы говорим о реализации инвестиционно-строительной деятельности, мы говорим в первую очередь о бизнесе. Бизнес определяет стратегические цели и организовывает стратегические инициативы для их достижения, часть из которых является строительством и вводом в эксплуатацию законченных строительных объектов.

Очень ценно, что в промышленности Бизнес является квалифицированным заказчиком, т.к. производство постоянно нуждается в реконструкции и техническом перевооружении. А также время от времени, Бизнес инициирует новое строительство. Практика показывает, что все структуры бизнеса в той или иной степени понимают, что такое строительный проект и как им управлять. Поэтому Бизнес осознанно создает в своей структуре подобие функции технического заказа в строительстве, которая может называться как угодно, от ГУПиКС до ОКС, в зависимости от значимости инвестиционно-строительного процесса. На этапе инвест инициативы Бизнес создает или уже имеет небольшую команду, которая в состоянии ответить на вопрос – «что мы хотим» и «как этого достичь». Показателем успешности является прибыльность. Инвест инициатива становится проектом, который на стадии реализации требует обеспечение квалифицированного заказа. Для этого проектная команда, на стадии реализации берет на себя функции технического заказа или совершает подбор внешней команды, которая возьмет на себя роль Технического Заказчика, который по сути является агентом Бизнеса, его представителем с целью снижения строительных рисков, соблюдение сроков, стоимости и качества строительства.

Следовательно, это активный участник инвест проекта, ориентированный на своевременное и надлежащее выполнение всеми участниками проекта обязательств, с целью успешной реализации проекта, который должен обеспечить систему правил с возможностью оказывать и получать сервис. Сервисы в первую очередь должны позволить на этапе эксплуатации проекта для инвестора обеспечить возврат вложенных инвестиций в время строительства, включая декомпозицию глобальной задачи инвестора в понятный для каждого участника параметризированный набор задач. Отсюда следуют основные задачи и обязанности технического заказчика на всех этапах реализации проекта.

На этапе "Планирования" при подготовке ОТР и выпуске ПД - организация квалифицированной команды со специалистами по дисциплинам, курирующими проектирование, и экспертизой. Управление требованиями и работа с изменениями с учетом показателей будущего производства на эксплуатации. На этапе "Реализации" - выпуск РД, ориентированной на строителя, организация строительного производства - СМР/ПНР, закупка технологического оборудования, мониторинг и контроль реализации проекта с формированием сводной аналитики исполнения в режиме 24/7, включая строительный контроль и организацию будущего производства. На этапе "Эксплуатация" - реализация постинвестиционного контроля, включая сервисы в поддержке актуальности преднастроенной информационной модели для операционной деятельности, где информационная модель является частью технологии. Наблюдение за объектом инвестирования в период эксплуатации для выхода на полную инвестиционную мощность. Оценка достижения целей проекта по результатам запуска проекта и рассмотрение его результатов. Дополнение формализованного опыта реализации проекта по итогам подконтрольной эксплуатации.

Каждый проект — это опыт, который накапливает базу знаний, для последующей реализации каталогов типовых проектных решений, реализации внутреннего корпоративного университета и оптимизации исполнения будущих проектов. Исторически являясь функциональной организацией (производство, технические развитие, экономика и др.) бизнесу зачастую сложно принять тот факт, что управление инвестиционно-строительными проектами требует создания внешней проектной команды под квалифицированным Руководителем проектов. Последние часто не имеют достаточных полномочий и по сути являются администраторами.

-4

4. Задачи и обязанности технического заказчика перед проектной организацией и экспертизой.

Вот сформулировали заголовок, а после (ну, как обычно) подумали: а так ли это? Между Техническим заказчиком (далее ТехЗаказчик) и Проектировщиком на различных этапах жизненного цикла инвестиционного проекта возникают договорные отношения по разработке различных видов проектной продукции, например, ОТР, ТЭО, ПД, РД. И это далеко не полный список. Классический процесс выглядит так: ТехЗаказчик формирует ЗНП (Задание на проектирование), стороны заключают договор, ТехЗаказчик предоставляет исходные данные, Проектировщик выполняет проектирование с промежуточным контролем ТехЗаказчиком, после чего последнему (в случае ПД) необходимо получить положительное заключение экспертизы. Красивые взаимные обязательства сторон, не так ли? Однако, если бы всё было так просто. В действительности, ленивый ТехЗаказчик свои обязательства выполнять не хочет и постоянно сваливает на проектировщика:

1. Написание ЗНП. То есть исполнитель сам себе задачу ставит, неплохо?

2. Сбор исходных данных для проектирования. При этом некоторые данные собрать не удаётся, так как даже не Технический, а Бизнес-заказчик не готов их сформулировать.

3. Прохождение экспертизы. Ну не любит Техзаказчик по госорганам ходить! Вот и подписывает с Проектировщиком допник «на сопровождение».

Проектировщик, в свою очередь, также пытается снять с себя ответственность за выполнение некоторых работ:

1. Пусть R&D (например, химическим анализом полезных ископаемых или внедрением новых технологий их переработки) занимается отдельный Исследовательский Центр!

2. Инженерными изысканиями должен заниматься Техзаказчик и передавать их проектировщику в качестве исходных данных. Авторы в таких ситуациях напоминают Проектировщику, что означает вторая буква в аббревиатуре ПИР. Тем не менее, эти вопросы так или иначе сторонами решаются. Грустно и страшно другое: из практики авторов видно, что большинство функциональных служб и участников инвестиционно-строительного процесса предприятия недооценивают значимость Проектировщика. Мол, «они нарисуют то, что мы скажем». А это в корне неверно. Сильный проектировщик:

- влияет на техническую политику предприятия;

- имеет доступ к мировым лучшим практикам, ведёт НИР и НИОКР;

- предлагает наиболее эффективные решения по всем дисциплинам, в первую очередь, по основной производственной технологии от добычи до товарного продукта.

- обладает средствами проведения расчётов и многомерного моделирования, позволяющими быстро производить изменения в проекте;

- интегрирует все дисциплины, создаёт проекты промышленных комплексов и объектов, наилучшим образом решающие задачи бизнеса.

Проектировщик – мозг бизнеса. Ответственность его колоссальна. И без сомнения, бизнесу необходимо развивать как своих внутренних проектировщиков и службы инжиниринга, так и отношения с внешними исполнителями. Ведь лучше вложиться в проектирование и получить качественный документ, чем лепить “измы” в ходе строительства, находясь под риском возникновения аварий на стройке и далее при эксплуатации.

Задачи и обязанности Технического заказчика перед Проектировщиком лучше всего формулировать, понимая цели Проектировщика. При этом вклад Технического заказчика в эти цели весьма существенен. У Проектировщика глобально цель – извлечение и максимизация прибыли. Это можно достигнуть через:

1. рост суммарного оборота и увеличение количества проектов;

2. максимизацию эффективности работы существующих трудовых ресурсов.

Первую цель можно детализировать как возможность формировать предложение для рынка через расширение набора сервисов, нахождение наилучшего соответствия потребностям рынка, а также через освоение новых рынков. Вторая цель направлена на оптимизацию процессов – снижение стоимости внутреннего производства и повышение производительности. Одним из важных элементов в этих задачах является технология информационного моделирования (ТИМ), которая как метод позволяет говорить о управляемости производственного процесса, и как инструмент – проводить оптимизацию. Но всё не так однозначно. Использование ТИМ только для создания модели, например, на стадии ПД с последующим выпуском РД трудозатратно, и без понятного механизма монетизации результата говорить об оптимизации не приходится. Поэтому результат в виде информационной модели вызывает массу дискуссий: зачем Проектировщику ИМ, будет ли Заказчик её оплачивать, как окупятся трудозатраты, затраченные на разработку ИМ. И здесь многое зависит от позиции Бизнес-заказчика.

Как-то, дискутируя с коллегами о роли Техзаказчика, пришли к выводу, что нередки случаи, когда эта роль является надстройкой к Бизнес-заказчику в виде специалистов, которые в основном занимаются документооборотом. Себе оставляют все, что касается контракта, а всю "техничку" спускают вниз. Напишите ТЗ, сделайте график, рассчитайте сроки, объемы и т.п. Посетовали, что такой Технический заказчик часто находится между молотом и наковальней. Сверху спрашивают за реализацию, снизу поступают аргументы, почему все так как есть, а не так как нужно. В дискуссии один из коллег (проектировщик) привел интереснейший пример: к ним по ходу проекта периодически высаживался "десант" из инженеров, которые ходили по дисциплинам, и участвовали в процессе работы, чтобы обеспечить реализацию комплексной модели в таком виде, в котором это будет полезно для Заказчика. Этот десант назывался Службой технического заказчика. Все восхитились, однако, возник вопрос: А зачем это нужно Техническому заказчику? Как это помогает проекту?

Основной потребитель и выгодоприобретатель ИМ – Эксплуатант: технический директор и/или главный инженер, заинтересованные в техническом развитии, перевооружении, реконструкции и т.п. Как мы уже отмечали в наших постах, так сложилось в промышленности, что Бизнес достаточно компетентен, чтобы управлять и строительством, и эксплуатацией. Естественным запросом Бизнеса является возможность моделировать различные сценарии для принятия правильных и своевременных управленческих решений. И вполне логично, что ИМ должна формироваться на начальных этапах инвестиционного проекта, начиная с концептуального проектирования или, как у нас более принято с базового инжиниринга. В этом случае можно определить роль Технического заказчика как агента бизнеса – понимание ценности ИМ и сценариев её использования в бизнесе. Сформулируем основные направления использования ИМ:

- управление требованиями к продукту проекта и непосредственно к ИМ;

- визуализация объекта до начала строительства;

- моделирование рисковых ситуаций;

- контроль хода проектирования и строительства в режиме реального времени;

- оптимизация проектных и технических решений;

- расчет стоимости проекта с точностью в зависимости от этапа его жизненного цикла;

- контроль соответствия проектных решений и результатов строительства;

- создание цифрового двойника объекта по результатам строительства для его последующего обслуживания, реконструкции, технического перевооружения, демонтажа.

Информационная модель, наряду с графиком, бюджетом, реестром рисков и пр., является инструментом управления (а) проекта, (б) последующей эксплуатацией законченного строительством объекта. И основная задача Технического заказчика как агента бизнеса – придать бизнес смысл тем результатам, которые он заказывает у Проектировщика. А что вы думаете? Нужна ли ИМ, которая выполняется на стадии проектирования, эксплуатации?

-5

5. Задачи и обязанности технического заказчика перед строительными компаниями, перед стройконтролем.

Основная задача всех участников процесса на этапе строительства – обеспечение сроков ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Отметим, что именно ВСЕХ участников – Техзаказчика, Проектировщика, Снабженца, Строителя, Эксплуатанта и даже Безопасника. Было бы замечательно, если бы у всех указанных участников это было прописано в КПЭ. И мы понимаем, почему. Задержка ввода в эксплуатацию приводит к упущенной выгоде, которая несоизмерима с затратами на проектирование, строительство и прочие иногда «странные» статьи затрат проекта. По сути, если мы говорим о Строителе как об участнике инвестиционно-строительной деятельности, у него можно выделить 2 цели. Одна, как такая «голубая мечта», к которой он стремится. Вторая – «суровая правда жизни». Голубая мечта – строить без простоев и раньше срока – потому как чем раньше мы построим, чем меньше технологических переделов у нас будет – тем больше денег мы заработаем. Очевидно, так не получается. Поэтому есть вторая цель - найти аргументы, чтобы обосновать задержку, простои и реализовать переделы за дополнительный бюджет, постаравшись остаться в пределах плановой рентабельности.

Строитель в этой логике является одним из потребителей сервиса (и при этом не основным), на основе ИМ. Этот сервис должен быть полезен Строителю, представлен в понятном виде, то есть должен делать процесс управления строительным производством прозрачным и рентабельным. Другими словами, стройке нужны сервисы:

- своевременности выпуска РД для обеспечения непрерывности фронта работ Строителя;

- контроля соответствия основных технических решений и физических объёмов проектной документации;

- оценки соответствия фактических объемов к объемам рабочей документации;

- контроля и снижения числа корректировок в рабочей документации;

- снижения трудозатрат на формирование исполнительной документации.

Что касается ТИМ, Технический заказчик должен обеспечить для Строителя:

- понятность модели и в терминах Строителя;

- необходимую и достаточную информацию для моделирования сценариев строительства – то есть основу для ППР, необходимые чек-листы, информацию для оценки план-факт-прогноза;

- детализацию с необходимой технологической информацией каждого элемента для последующего ведения соответствующих журналов качества.

Отсюда следует главный вопрос. Если ТИМ необходима для управления информацией и является по сути информационной базой данных по проекту, следовательно, должна быть функция, которая возьмет на себя роль руководителя проекта, сформирует понятные требования для всех его участников и на основе модели обеспечит представление для каждого участника в требуемом виде. Этой функцией является функция Технического заказчика – проектная команда Заказчика инвестиционно-строительного проекта, осуществляющего организацию, планирование и управление строительством, направленное на своевременное и надлежащее выполнение всеми участниками проекта обязательств с целью успешной реализации проекта.

6. Задачи и обязанности технического заказчика перед надзорными органами. Стандарты и организация деятельности технического заказчика в России, профессиональные объединения.

Право передачи Заказчиком/ Застройщиком своих функций Техническому заказчику предусмотрено в п.16 ст.1 ГрК РФ. В предыдущих публикациях мы обсуждали какие обязанности и задачи технического заказчика перед непосредственными участниками инвестиционно-строительного проекта. Сегодня мы поговорим как Технический заказчик взаимодействует с органами власти, органами надзора и контроля.

Техзаказчик содействует в прохождении проекта госэкспертизы или негосударственной экспертизы, формирует пакет документов и получает разрешение на строительство (РНС). Далее техзаказчик извещает представителей органов строительного госнадзора о сроках поэтапных проверок и завершения строительно-монтажных работ. Он также контролирует исполнение предписаний органов надзора, извещает госорганы об аварийных ситуациях на объекте. Также Техзаказчик ответственен за приемку и сдачу объектов в эксплуатацию. По каждому этапу оформляет акты приема-передачи, принимает скрытые работы, окончательную приемку, получает в инспекции строительного госнадзора итоговое заключение и разрешение на ввод в эксплуатацию. Конечно все вышеперечисленные задачи многим понятны, но несвоевременное выполнение очень остро влияет на реализацию проекта. А так как основная задача Техзаказчика состоит в экономии и выполнении в срок проекта, то очень важно чтобы Техзаказчик был квалифицированным и мог это выполнить. Поэтому выбирая такого участника, необходимо убедиться, что Технический заказчик является членом СРО в соответствии с п.22 с.1 ГрК РФ и согласно письму Минстроя №14266ТБ/02, т.е. должен состоять в трех СРО: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также имеет соответствующих квалифицированных сотрудников для выполнения функций, которые прописываются в договоре. Последнее время мы видим изменения и в 2023 году утвержден национальный стандарт для технического заказчика. С 1 сентября приказом Росстандарта №734-ст от 24.08.2023 введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 57363-2023 «Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)». Актуализированный стандарт утвержден взамен ГОСТ Р 57363-2016. Данный стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности и вводит понятие «Зрелость застройщика, инвестора и технического заказчика», т.е. готовность организации к внедрению технологий информационного моделирования на различных стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительного объекта. Считаем важным, что на основании данного стандарта, наконец-то определен участник, который должен определить цели и задачи внедрения ТИМ в организации и на конкретном инвестиционно-строительном проекте, разработать стратегию внедрения ТИМ в организации, разработать методические и организационные документы внедрения ТИМ в организации, сформировать Единое информационное пространство (ЕИП) на уровне организации, сформировать квалифицированную команду специалистов и экспертов в ТИМ, а также определить наличие программного обеспечения для внедрения ТИМ в организации или на конкретном инвестиционно-строительном проекте. Данный стандарт добавляет еще и информационную подготовленность Техзаказчика. На это тоже необходимо обратить особое внимание при подписании договора с таким участником.

А уже в конце 2023 года также организована Ассоциация «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительством» («НОТЕХ»), которая займется разработкой единого стандарта деятельности технического заказчика, общих подходов к определению его функциональных и квалификационных требований, механизмов страхования рисков и ответственности. Учредителями ассоциации НОТЕХ стали 16 ведущих российских инжиниринговых компаний, а президентом ассоциации стал стратегический партнер МКСИ.

Так как проекты становятся более технологичными и "умными" многие функции участников тоже трансформируются. Например, при реализации проекта Техзаказчик должен предлагать и обеспечивать внедрение таких современных концепций, как, проектирование безопасности, позволяющих переводить эффективность реализации и последующей эксплуатации объекта на другой, более качественный уровень. Это означает, что многие задачи усложняются и должны быть пересмотрены как на национальном уровне, так и на корпоративном уровне. Двигаемся только вперед!

Материалы:

Градостроительный кодекс

Письмо Минстроя о передаче прав

ГОСТ Р 57363-2023

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц