За много лет моей практики только единицы зависимых приходили за помощью самостоятельно. «Больше не могу. Готов на все». Часть таких, готовых на все, уходили, как только испытывали облегчение, избавлялись от симптомов физических и эмоциональных. «Теперь понимаю, все смогу, больше никогда». Очень быстро запал проходит, возвращается привычное окружение, образ мыслей. За всем этим снова употребление. И не те беззаботные периоды, когда все можно и никаких последствий нет, а самое дно.
Любой зависимый может протянуть без употребления, игры, переедания, но жить трезвым не может, не умеет, не справляется.
Дело не в силе воли. Масса людей с безграничной силой воли: спортсменов, служащих моряков, врачей, работающих сутками без отдыха, страдают зависимостью. Зависимость -это болезнь, хроническая, неизлечимая. Болезнь бессилия, неуправляемости, замороженных чувств и потери контроля над жизнью. Человек с таким «букетом» адаптируется к условиям игры своей «болезни».
Есть отдельная статья на тему почему так происходит.
Нынешние зависимые не успевают дойти до внутренней мотивации по двум причинам: современные синтетические вещества стоят дешево, доступны и разрушают организм в десятки раз быстрее, чем те, которые существовали 20 лет назад. Реклама ставок в интернете, на спортивных каналах телевидения, в магазинах даже мороженое с алкоголем.
Хочется обвинить общество и много чего из окружающих факторов. Но это как раз то, что делают зависимые и их родственники, не имеющие тут самую мотивацию. «Нам не надо меняться- измените мир». Но почему тогда диабетики не требуют перестать продавать сахар, аллергики - отловить всех котов и сжечь апельсиновые рощи? Потому что ответственность за выздоровление лежит на пациенте.
Но наши пациенты, в отличие от большинства других, очень долго не принимают диагноз. Изначально в лечение их приводит так называемая «внешняя мотивация»: отчаяние близких, проблемы с законом, угроза развода и т.д.
И по началу единственная причина -чтобы родственники отстали, успокоились, простили. Тогда и можно начать все сначала, как происходило много раз. И это нормально. Когда человек понимает, что как было уже не будет. Что близкие больше не будут его «спасать», решая все проблемы, которые он создал, только тогда начинаются изменения внутренние. Это начало пути выздоровления. Еще предстоит разблокировать чувства, научится их проживать без употребления. Научится брать ответственность за свою жизнь. Истребить инфантилизм. Случится несколько кризисов мотивации, болезнь просто так не отступит. Человек жил вм одной реальности, а ему предлагают другую, пусть и здоровую, но чуждую и пугающую.
Когда пациент ведет себя идеально, я ему не верю. Это псевдопокорность и угодничество, подстройка.
Изменения причиняют боль, и только потом облегчение. Когда вы лечите зуб, то после наркоза он поболит, но вы понимаете, что так надо. Когда перелом неправильно срастается, кость ломают и заново гипсуют, это очень больно. В спортивном зале вы создаете красивое тело, но мышцы в начале сопротивляются и болят. Так же и психикой. Во всех случаях вы делаете выбор в пользу здоровья и развития, пусть временами неприятный.
Психотерапия вообще долго, дорого и больно.
Возвращаясь к выбору- как только иллюзии зависимого разбиты, а близкими созданы условия для невозможности продолжения дальнейшего образа жизни, выбор в пользу лечения происходит быстрее.
Сейчас переход от внешней мотивации к внутренней происходит быстрее и качественней, тк большинство пациентов делают его в стационаре. Только так возможно «выдернуть» человека из среды употребления и дать ему возможность столкнуться с собой.
Вернется ли он туда же и к тем же? Со здоровой мотивацией, навыками и инструментами, полученными в процессе лечения - нет, не вернется. Как при любом хроническом заболевании: принимаешь диагноз, выполняешь рекомендации- ремиссия гарантирована. Не принимаешь- добро пожаловать обратно в ад. Варианта три не будет.