Имя нашего земляка – писателя Алексея Петровича Бондина (1882-1939) сегодня известно всем тагильчанам, и знаем мы его, в основном, как прозаика. Однако творческий путь Алексея Петровича начался с написания пьес. Именно как драматург он вошел в литературу. Об этом свидетельствует документ – членский билет № 3998 Московского общества драматических писателей и композиторов 1928 года. Первым литературным опытом писателя была пьеса «Беззаконница», написанная в 1916 году.
В период с 1919 по 1920 годы А.П. Бондин активно работал над произведениями: драматические этюды в одном действии «Сон красного воина» и «Из недавнего прошлого», пьесами «Недоразумение» и «Энтузиасты». Они были поставлены тагильским режиссером-железнодорожником Л.Д. Нероновым и шли на сцене клуба железнодорожников с 1920 по 1924 годы.
В литературно-мемориальном музее писателя А.П. Бондина хранится экземпляр книги «Враги». Именно с таким названием ровно век назад, в 1924 году, была издана одна из самых лучших, злободневных и популярных пьес писателя «Накануне великих событий», написанная еще в 1920 году.
В этом произведении писатель поставил ряд важных и конкретных исторических вопросов: Октябрьская революция в Петрограде (1-2 действие), гражданская война на Урале (3-4 действие). Алексей Петрович – рабочий писатель, ему, пережившему голод и скитания в поисках работы, был хорошо знаком этот материал. Он интересно и достоверно показал быт уральских крестьян, их психологию, растерянность перед происходящими событиями и неумением сориентироваться в новой жизни. Четко, жизненно и достоверно показал образы и речь крестьян-героев.
В конце пьесы один из героев Борцов обращается к остальным персонажам: «Товарищи! Посмотрите. Кто здесь? Здесь крестьяне и рабочие, соль земли и творцы всего. Если победим мы – жизнь наша засияет ярким светом… много нам предстоит испытаний впереди, мы еще не дошли до конца, мы еще стоим на пороге тех величайших открытий, которые приведут человечество к яркому восходящему солнцу».
Премьера пьесы состоялась 20 марта 1920 года на сцене клуба железнодорожников. Об этом событии вспоминал режиссер Л.Д. Неронов: «Этот день трудно забыть: за сценой – война, штурм, стрельба из ружей, пулеметов, пушек, пожар, крики «Ура!» На сцене – артисты, избиения, плач, стоны; в зрительном зале – плач, обмороки. Зрители снова пережили жуткие времена колчаковщины. Помню общие крики: «Автора! Автора!» и гром аплодисментов. На сцене скромно принимает благодарность драматург – рабочий Бондин».
Вот что писали в статье «Пролетарский талант»: «На днях в Н.-Тагильском театре народного образования была поставлена пьеса в 4-х действиях: «На пороге великих открытий».
Автор пьесы рабочий-слесарь тагильского депо тов. Бондин, талантливо и ярко нарисовал ход революционных событий в России.
Пьеса произвела громадное впечатление и вызвала слезы на глазах зрителей. В публике говорили, что пьеса останется лучшим историческим памятником эпохи.
Автор пьесы не получил систематического образования и писал урывками в свободное от тяжелого физического труда время». Действительно, писателя – Бондина знали далеко не все, но слесаря-ударника, лучшего производственника и изобретателя, знали все рабочие Нижнего Тагила.
В очередной раз пьесу поставили 1923 пьесу для участников областной партийной конференции. «Поздно вечером закончилась окружная конференция тагильских большевиков, но делегаты не расходились, ожидали спектакля. Поднялся занавес, и на сцене ожил вчерашний день: деревня, занятая белыми, допросы, порка, приход красноармейского отряда. Пьеса была новая, и зритель был новый. На скамьях сидели солдаты революции, командиры, политработники в боевых прострелянных шинелях. Они с волнение следили за происходившим на сцене».
Из воспоминаний Александры Самуиловны Бондиной об этом событии: «Актеры играли с большим подъемом. Успех небывалый. Бондин в этот вечер дежурил на водокачке и не мог присутствовать в то время на спектакле. Ночью за ним прислали лошадь. В чем дежурил, в том и поехал. В таком виде он и очутился на сцене перед зрителями. Он вспоминал позже: «Зарядку получил большую, на всю жизнь для дальнейшей работы»
В начале 1920—х годов Алексей Петрович становится известным писателем, а его пьесы набирают популярность, особенно в рабочей среде.
Пьеса «На пороге великих событий» стала настолько известна, что ее переписывали от руки и ставили на сценах рабочих театров Урала, Сибири, Алтая. В 1924 году екатеринбургская типография «Гранит» Акционерного общества издательства «Уралкнига» в серии «Библиотека рабоче-кретьянского театра» напечатала пьесу под названием «Враги» тиражом 5000 экземпляров. В предисловии книги мы читаем: «Достоинство произведений Бондина – простота, художественная простота языка рабочего. Наблюдательность, заставляющая любовно собирать детали рабочего и крестьянского быта. В сценическом отношении пьеса «Враги» вполне выдержана. Ее можно смело рекомендовать для рабочих клубов, в революционном репертуаре она займет одно из видных мест. Артист найдет, где выявить свои силы, а рабочий-зритель еще раз вспомнит дни своей революционной борьбы за власть советов». На обложке книги изображена сцена с поднятым занавесом. Упавшая на колени женщина с мольбой протягивает руки. Перед ней стоит офицер с нагайкой в руках.
Один из экземпляров книги с дарственной надписью Алексей Петрович подарил своей будущей супруге Александре Самуиловне: «Другу-человеку Александре Самуиловне Вахромовой. На добрую память от автора этой книги. А. Бондин». А книга-юбиляр, продолжает жить и, наверное, ждёт, когда вновь оживут её герои на подмостках тагильских театров…
Лошагина Ольга Валерьевна, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»