Найти тему

Полвека на Даче. Книга братьев Ткачёвых

Знаменитый тандем двух братьев-живописцев Ткачёвых, Сергея Петровича (1922-2022) и Алексея Петровича (1925) стал авторами книги-альбома об одном из легендарных мест тверской земли «50 лет на Академической даче».

22 июля 2024 года Академическая дача в Вышневолоцком районе Тверской области отмечает 140-летие со дня своего основания. Отметим, что это первая в нашей стране творческая мастерская художников, которая и по сей день продолжает принимать и вдохновлять мастеров со всей страны. Это место с величественно-красивой природой, богатой историей, успевшее обрасти своими традициями и легендами.

Альбом братьев Ткачевых вышел в свет в 2004 году, то есть когда даче исполнилось 120 лет. Отметим, что к 100-летию «Академички» написал и выпустил свою книгу «Край вдохновения» друг А.П. и С.П. Ткачёвых художник Валентин Сидоров (с 1960 по 1966 год – художественный руководитель Академической дачи).

«Петровичи», как друзья называли братьев Ткачёвых, провели в атмосфере Дачи полвека своей творческой жизни. Ткачёвы осели здесь с середины 50-х – начала 60-х годов прошлого столетия:

«Во многом этому способствовало то, что младший из нас, Алексей Петрович, женился на местной девушке, родом из деревни Новое Котчище (это всего в полутора километрах от «Академички»), Лидии Алексеевне Пантюшкиной. (…) В Вышнем Волочке родилась дочь Алексея Петровича Лена (впоследствии – художница, выпускница Суриковки Елена Ткачёва – прим. авт. ). Да и для старшего из нас, Сергея Петровича, Тверской край стал родным и близким еще с грозного 1942 года. Молодым солдатом с жестокими боями прошел он эту землю и окропил ее своей кровью. Тверские госпиталя вновь вернули его в строй», - пишут авторы в своей книге.

-2
-3

-4

Путешествовали художники и по другим тверским местам – Торжку, Вышнему Волочку, Выдропужску, Городне.

-5
-6

Но именно здесь, на Даче, в середине 50-х годов прошлого столетия произошло прочное становление творческого дуэта «Петровичей». Здесь художниками были написаны две яркие и емкие работы. Картина «Между боями» создавалась на основе впечатлений от рассказов отца братьев, заведовавшего сельским клубом в годы Гражданской войны. На групповом портрете «Матери» присутствует их мама (старая женщина).

-7
-8

Атмосфера Дачи, переживающей настоящее возрождение после войны и запустения, была радостной и творческой, здесь «трудились молодые и старые, именитые и неизвестные», как пишут авторы, а многие созданные в эти годы произведения попали в Русский музей и Третьяковскую галерею. Братья познакомились и подружились с советскими художниками Алексеем Грицаем, Тарасом Гапоненко, Сергеем Герасимовым, которые оказали влияние на их творчество. Жизнь била ключом. Ткачёвы, отличавшиеся невероятной работоспособностью и энергией, работали с утра и допоздна в любую погоду.

Хороший день
Хороший день
У синь-камны
У синь-камны

В 1959 году оргкомитет Союза художников назначил их художественными руководителями Академической дачи – спустя год этот пост занял Валентин Сидоров.

Жители окрестных деревень, уже привыкшие к вниманию художников, охотно позировали и общались с ними (особенно дети). Живописцу всегда были рады на сельском празднике или свадьбе, их вдохновляли и самые простые, будничные вещи – игра детей, танцы в клубе, заготовка капусты, уборка картофеля, баня.

-11

-12

Свадьба в Новых Котчищах
Свадьба в Новых Котчищах
Дочери В.П. Пакетовой
Дочери В.П. Пакетовой

-15
-16

О местных людях авторы пишут в своих дневниках с теплотой:

«…У Пакетовых очередная свадьба. Вера Петровна женит Вовку на «пчелке» - пчеловодке совхоза «Ульяновка». Надо готовить подарок…»

«…Сегодня День Победы. Егор Логинов позвал в гости. Был дядя Вася Куштынов. Подвыпил, расплакался, имеет три ранения и ни одной медали. А Егор надел свою «За отвагу». Вот дядя Вася от зависти, наверное, и не выдержал. Мы ему обещали похлопотать».

«…Были у Антонины Алексеевны Васильевой в Подоле. Старуха только что вышла из больницы. Сгорбилась, пожелтела, видимо, скоро помрет. Но духом по-прежнему сильна. (…) Ушли от нее, как будто побывали у матери».

Сергей Петрович, в бытность председателем Союза художников (1976-1987) и депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1980 г.) принял участие в реконструкции Дачи, уделив внимание строительству новых зданий и сохранению старых построек – знаменитого деревянного «Восьмигранника» XIX века, домика петровской эпохи, в котором жил смотритель вышневолоцких шлюзов, а ныне размещается музей.

«Созданные нами полотна в той или иной степени являются частью биографии. Они органично связаны с нашей жизнью. (…) Без картин, без любимой Академички мы не мыслим свое творчество, да и всё свое существование. Поэтому все наши произведения: ранние и поздние, удачные и неудачные в одинаковой степени дороги нам. В каждой из них оставили частицу души своей», - пишут художники.

-17

Книгу с автографом на фронтисписе мы увидели и прочитали в библиотеке Музея живописи Валентина Сидорова «На тёплой земле», куда ее передала молодой художник, внучка братьев Ткачёвых Мария (или, как ее называют в семье, - Маня).