Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинения ОГЭ по тексту Л.Н. Толстого «Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего...»

Оглавление

Сегодня мы разберём интересный текст о воображении из Открытого банка заданий 2024 года. Вполне возможно, именно он встретится вам на экзамене, так что в этой статье подробно проанализируем, как составить рассуждение — алгоритм пригодится и в работе с другими произведениями.

Для начала знакомимся с исходным текстом:

-2

В тексте сразу выделяем цветом разные смысловые части. В данном случае мы видим спор двух героев: рассказчика и Володи. Один продолжает наслаждаться игрой, давать волю воображению, а другой — отказывается от игр, важничая и скучая.

Начнём с популярного, третьего, сочинения. Внимательно прочитайте формулировку, выделите ключевые слова:

13.3 Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Ключевые слова в задании — воображение и человек. Составим схему, включая в неё фрагменты текста, показывающие наличие (или отсутствие) воображения у каждого героя.

Вот что у меня получилось:

-3

Мы уже выяснили, что герои спорили: их позиции противоположны. Один пользуется воображением и наслаждается, другой — скучает и пытается казаться взрослым. В цитатах из текста выделила цветом опорные слова, которые помогут понять взаимосвязь персонажей с воображением, а также яркие эпитеты, помогающие понять авторское отношение к каждому из них.

Какой вывод можно сделать из схемы с положительным и отрицательным взглядом на воображение?

— Можно раскрыть тему двумя путями!

1) Через отрицательный пример (Володя)

или

2) Через положительный пример (Рассказчик)

Приведу два различных сочинения, которые у меня получились. Начнём с того, что посложнее:

Рассуждение с отрицательными аргументами (пример из читательского опыта)
Рассуждение с отрицательными аргументами (пример из читательского опыта)

Сочинение 13.3 (1-й вариант)

Воображение — это способность человека создавать целый мир в собственном сознании, видеть в простых и привычных вещах нечто таинственное и необычное. Для чего человеку нужно воображение? Я думаю, без воображения краски окружающего мира словно тускнеют, человек перестаёт получать радость от простых вещей и красоты природы. Чтобы доказать эту мысль, обратимся к литературным примерам.

В тексте Л.Н. Толстого говорится о мальчике Володе, который утратил способность воображать. В результате он стал важничать перед другими детьми и относиться к их играм со снисхождением. Его «ленивый» и «кислый» вид говорит о том, что он сам скучает, вместо того чтобы повеселиться с друзьями. Володя начал «судить по-настоящему» и отказался от радости представлять себя участником приключений — таковы печальные последствия потери воображения.

Мне хотелось бы вспомнить и героев романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Татьяна искренне любит места, в которых родилась и выросла. Знакомые пейзажи радуют её, дарят вдохновение: от шумных игр сверстников Татьяна скрывается в лес, чтобы подумать наедине и получить утешение. Евгений же, приехав из шумного Петербурга в деревню, надеялся отвлечься, отдохнуть на лоне природы. Однако и в столице, и в глуши его преследует скука, и даже новая обстановка радует Евгения недолго. Отсутствие живого воображения не даёт человеку ощутить счастье, разглядеть красоту в простых вещах.

Таким образом, отсутствие воображения делает человека несчастным, поэтому нужно беречь в себе эту детскую способность, стремиться развивать её.

Разбор сочинения по этапам. Оба примера-аргумента получились отрицательными, а в пояснениях к ним и к выводу мы всё же ответили на вопрос, зачем человеку нужно воображение
Разбор сочинения по этапам. Оба примера-аргумента получились отрицательными, а в пояснениях к ним и к выводу мы всё же ответили на вопрос, зачем человеку нужно воображение

Да, так тоже можно: главное — правильно пояснить пример и дать ответ на поставленный в задании вопрос 🍀

Переходим к варианту сочинения попроще:

Рассуждение с отрицательными аргументами (пример из жизненного опыта)
Рассуждение с отрицательными аргументами (пример из жизненного опыта)

Сочинение 13.3 (2-й вариант)

Воображение — это способность человека создавать целый мир в собственном сознании, видеть в простых и привычных вещах нечто таинственное и необычное. Для чего человеку нужно воображение? Я думаю, воображение дарит нам возможность радоваться простым вещам, является источником творчества. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте Л.Н. Толстого богатым воображением обладает герой-рассказчик. В предложении 22 он описывает детскую игру: «в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, … и мы отправлялись в дорогу». А в предложениях 23–24 герой с радостью вспоминает, сколько приключений и веселья он вместе с друзьями пережил благодаря этой забаве. Герой достаточно повзрослел, чтобы понять: игра возможна, когда человек перестаёт «судить по-настоящему», но эта мысль не мешает ему наслаждаться игрой, представляя захватывающие приключения. Итак, воображение необходимо рассказчику, чтобы с помощью игры познавать мир и радоваться новым открытиям.

Богатым воображением были наделены и великие русские поэты, такие как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин… Все они обладали способностью видеть красоту в простых вещах: скромной родной природе, окружающих людях, не отличавшихся высоким общественным положением и значимыми достижениями. Мир вокруг дарил поэтам вдохновение, и благодаря этому мы можем насладиться их творчеством, научиться видеть прекрасное. Воображение пробуждает в человеке вдохновение, становится источником творчества.

Таким образом, воображение дарит человеку радость, вдохновение и способность творить, так как с ним даже на привычные вещи можно смотреть по-новому. Без воображения мир казался бы скучным и серым.

Разбор сочинения по этапам. Два примера-аргумента положительные: напрямую отвечают на вопрос, зачем нужно воображение
Разбор сочинения по этапам. Два примера-аргумента положительные: напрямую отвечают на вопрос, зачем нужно воображение

Конечно, второй вариант кажется проще и логичнее, с ним труднее запутаться. Но и рассуждение «от противного» может получиться вполне достойным!

Теперь, так как мы уже тщательно проанализировали текст, разберём и задание 13.2:

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?»

Здесь предлагаю объединить две противоположные позиции:

1) в первом примере из текста сказать о Володе, который утратил воображение;

2) во втором примере перейти к рассказчику, сохранившему воображение

И вот что получилось:

Сочинение 13.2

В финале текста Л.Н. Толстого звучат слова:  «А если игры не будет, что же тогда остаётся?». Их смысл я понимаю так: ребёнок развивает воображение и познает мир с помощью игры. Это очень важная часть детства, без которой всё вокруг будто лишается смысла. Приведу примеры, чтобы доказать свою мысль.

В процессе чтения мы знакомимся с Володей — мальчиком, который любит поважничать перед другими детьми. Рассказчик описывает свои чувства, вызванные поведением Володи: «Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и кислый вид разрушал всё очарование игры» (предложение 14). Итак, этот герой потерял детскую способность воображать, потому что хотел казаться взрослее. Наслаждения от игр он больше не получает, всё вокруг становится для него безрадостным, скучным.

Также в тексте приводятся и мысли самого рассказчика об играх. Он с удовольствием представляет себя Робинзоном, гребущим вёслами или отправляющимся в лес. А в предложениях 20—24 рассказчик вспоминает, сколько приключений и веселья они вместе с Володей и другими детьми пережили, представляя себя в дороге. Герой-рассказчик любит процесс игры и при этом понимает, что она возможна, когда человек перестаёт «судить по-настоящему».

Таким образом, самым ярким воображением обладают дети. Взрослея, они теряют возможность во всём видеть игру, получать удовольствие, создавая собственный мир, полный приключений и открытий.

Разбор сочинения по этапам
Разбор сочинения по этапам

Мы проделали большую работу — проанализировали текст со всех сторон, составили разные варианты сочинений. Надеюсь, материал пригодится вам, и самостоятельное составление рассуждений будет для вас не мукой, а увлекательной задачей)

Картина Богданова-Бельского «У костра» для вдохновения ❤️
Картина Богданова-Бельского «У костра» для вдохновения ❤️

📝 Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений! И не забудьте подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨