Я уже писал о некоторых источниках образа Штирлица.
Например, почему Штирлиц раскладывал спички.
Сегодня отметим другой источник одной черты характера и одного эпизода.
Есть такая книга "Ставка больше, чем жизнь", автор Анджей Сбых.
По этой книге был снят польский сериал, главного героя - лейтенанта Клосса, поляка по национальности, разведчика советской разведки, внедрившегося в Абвер, играет Станислав Микульский, в русском дубляже его озвучивает Александр Белявский - очень запоминающийся образ.
В этой книге, довольно НАИВНОЙ и слегка ПРИМИТИВНОЙ в некоторых аспектах имеется эпизод, когда лейтенант Клосс думает об очень важных вопросах во время беседы. Его собеседник говорит ему: "Клосс, кажется вы меня совсем не слушаете?", на что Клосс отвечает: "Я вас очень внимательно слушаю" и повторяет суть беседы и последние фразы собеседника.
Ничего не напоминает?
Ну, конечно! Разговор Штирлица с Пастором Шлагом по дороге к границе со Швейцарией.
Пастор пересказывает то, что он должен делать, а Штирлиц думает совсем о другом. Голос Ефима Захаровича Копеляна за кадром рассказывает нам, о чём именно думал Штирлиц. Вдруг Штирлиц говорит пастору, что он ошибся, он поправляет его в какой-то мелочи. Пастор удивлён: "Да, вы правы! Странно! Мне казалось, что вы меня совершенно не слушаете!"
"Нет, пастор, я вас очень внимательно слушаю" - возражает Штирлиц и даёт ещё кое-какие важные пояснения.
Надо отметить, что книга Юлиана Семёнова "Семнадцать мгновений весны" намного более качественная, серьёзная, она основана на исторических фактах и материалах. И фильм с этим названием также намного серьёзней, качественней, чем фильм "Ставка больше, чем жизнь", который снят как серии отдельных героических эпизодов, где Клосс обманывает контразведчиков и из Абвера, и из Гестапо, и почему-то Абвер и Гестапо работают над одними и теми же задачами, конкурируют друго с другом, будто у них нет других дел. На самом деле Абвер - это военная организация по разведке и контрразведке, а Гестапо - полицейская, ориентированая в большей степени на гражданских, на граждан оккупированных стран и на собственных граждан Германии, она тоже выполняет функции разведки и контрразведки, но в другой сфере. Кстати, конкуренция была, но не между Гестапо и Абвером, а скорее между шефами СД и Абвера, конкретно Шелленберг свалил Канариса, об этом пишет Гелен, почитайте. Если не хотите почитать, пишите вопросы, я приведу цитаты.
Второй эпизод. В книге и фильме "Ставка больше чем жизнь" схваченную подпольщицу, работающую с Клоссом, выпускают из Геставо в надежде на то, что она будет искать контакты и выведет Гестапо на главного резидента и на всё подполье. Она отрывается от преследователей и использует городской телефон, чтобы сообщить, что её выпустили, но за ней следят. Тогда Клосс приходит на ту квартиру, куда она звонила, понимая, что она позвонит снова, и как только она звонит, он говорит, куда ей следует идти. Там устраивают засаду и отбивают её от преследующих ищеек Гестапо.
Ничего не напоминает?
Радистка Кэт оказывается на свободе, и звонит по городскому телефону Штирлицу. Он говорит ей, где её встретит и забирает в свою машину, чем и спасает.
Кстати, во время звонка Кэт у Штирлица дома находится Мюллер, и Штирлиц говорит ей: "Да, да, партагеноссе! Где я могу вас увидеть? Хорошо".
После этого он говорит Мюллеру: "Вы слышали? Борман срочно требует меня к себе!"
Здесь Штирлиц находчивый и чрезвычайно наглый обманщик (для разведчика это отличное качество!). Он идёт ва-банк. Клосс аналогичным образом поступал очень часто в сериале (Кажется, там 18 серий).
Итак, Штирлиц обманул Мюллера и встретился с Кэт, посадил её в машину и спас.
Кстати, в "Ставке больше, чем жизнь", в спасении разведчицы тоже фигурировала машина. Сотрудник гестапо, который когда-то за деньги сотрудничал с польской разведкой, был вычислен, и ему было велено застрелиться, только из уважения к его родовитой семьи. Тогда он выпил, сел за руль машины, и решил разбиться где-нибудь в аварии. Но тут он увидел, что убегает разведчица, про которую он знал, кем она является, и, собственно, из-за неё то он и попал в опалу, но он её выследил и сдал в Гестапо, надеясь заслужить прощение, которого всё же не получил. Поэтому он решает напоследок сделать "козу" своему бывшему ведомству и говорит разведчице "Садитесь", дальше едет с бешеной скоростью, после чего высаживает её уже далеко от преследователей, а затем направляет машину на мост и с моста направляет её в обрыв.
Конечно, это совсем другой сюжет, но ситуация с неожиданным освобождением, телефонным звонком и спасением в машине чем-то похожа.
Фильм "Семнадцать мгновений весны" и книга с тем же названием стали шедеврами, жемчужинами нашей культуры. Но можно отдать дань и Анжею Сбыху, который написал свою книгу намного раньше, и некоторые черты будущего Штирлица заложены его трудами и талантом, хотя, повторяю, эта книга намного примитивней. Книга "Семнадцать мгновений весны" опубликована в 1969 году, сериал "Ставка больше, чем жизнь" вышел в 1967-1968 годах, а книга написана ещё раньше.
А мои фанфики всё там же
Полностью «Мемуары Арамиса» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979343-memuary-aramisa-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979376-memuary-aramisa-kniga-2
https://litsovet.ru/books/980135-memuary-aramisa-kniga-3
https://litsovet.ru/books/981152-memuary-aramisa-kniga-4
https://litsovet.ru/books/981631-memuary-aramisa-kniga-5
https://litsovet.ru/books/983912-memuary-aramisa-kniga-6
Также в виде файлов эти книги можно найти тут
https://proza.ru/2023/03/11/1174
https://proza.ru/2023/04/25/1300
https://proza.ru/2023/06/20/295
https://proza.ru/2023/08/07/1197
https://proza.ru/2023/09/26/622
https://proza.ru/2023/12/30/1670
https://proza.ru/2024/03/04/1278
Полностью книгу «Д’Артаньян и Железная Маска» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979341-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979342-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-2
Также в виде файлов эти книги можно найти тут