Найти тему

Поезд № 39/40 "Двина" в Полоцк. Сравниваем скорость трех поездов 1987, 2004 и 2024 гг.

Вы верите в любовь с первого взгляда? Наверное, такое бывает между людьми. Не знаю применимо ли слово любовь к городу или местности. "Понравился с первого взгляда," - наверное правильнее использовать эту формулировку. Так вот Полоцк для меня - это как раз этот случай. Он мне понравился с первого взгляда. Осень 1998 года. Автобусный тур Санкт-Петербург - Прага. Покупали еще до дефолта и он обошелся в сущие копейки. И вот 5 октября в Питере с утра была такая мерзость на улице, что просто не хочется вспоминать. Кое-как на метро "Московская" мы дождались автобус, за 10 минут все 50 человек погрузились в Neoplan (тогда это была прямо диковинка с туалетом и кипятком в салоне) и отправились. Дождь шел непрерывно примерно до Пскова. Там не то что окрестности, там дорогу было видно плохо. После Пскова дождь закончился, но было пасмурно. И буквально за несколько километров до Полоцка разъяснило. Это был уже вечер, солнце клонилось к закату. И вот в этих лучах заходящего солнца Полоцк и Западная Двина, одетые во все желтое - они были просто прекрасны. Конечно, впереди будет Прага. При всем уважении к Полоцку, сравнивать эти два города просто неэтично. Просто масштабы разные. Но то, что Полоцк самый прекрасный город Беларуси из тех, что я видел - вот для меня это точно. Минск?! Минск просторен, красив, современен (кстати, в Минске снова шел дождь). Но это не Полоцк. У нас там и остановка то была буквально на 20-30 минут. Кто хотел мог перекусить, кто не хотел - полюбоваться центром города. Я, конечно, второе выбрал. У меня в автобусе были припасы на все 36 часов пути, так что зачем упускать такую возможность.

Вот примерно таким я увидел Полоцк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вот примерно таким я увидел Полоцк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот сейчас мы с вами добрались до поезда № 39/40 "Двина". В советские годы (в очередной раз смотрю справочник эпохи расцвета развитого социализма - 1987/1988) это был единственный прямой поезд № 277/278. В рыночные годы международному составу присвоили № 39/40 и имя "Двина". Был ли он фирменным - не знаю. Судя по вот этой табличке - был.

Табличка из состава № 39/40. Фото из открытых источников Яндекс.картинки
Табличка из состава № 39/40. Фото из открытых источников Яндекс.картинки

Имя точно было. Затем состав падет жертвой оптимизации. Зимой это теперь беспересадочный вагон, который цепляется к гомельскому поезду. Летом ходит снова состав двухсотой нумерации- № 239/240. Вот давайте и сравним три этих состава.

Москва. Белорусский вокзал. Сразу же встают перед глазами кадры из фильма и песня.

Белорусский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Белорусский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Наши три сравниваемых состава отправляются в:

  • 1987 год - 20:43;
  • 2004 год - 21:23 (бывало и другое время отправления, но у меня в справочнике 2004 года - вот это);
  • 2024 год (летний график, отдельный состав) - 23:55.
Поезд "Двина". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Двина". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Больше всего остановок было у советского № 277/278. Там еще до Вязьмы, которая первая в современном графике, был и Можайск, и Гагарин. На каждой из этих остановок поезд стоял по 2 минуты, после чего отправлялся далее по маршруту.

Можайск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Можайск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Все эти места вдоль ветки на Смоленск - Минск - они, конечно, легендарные. Когда-то в XVI веке город вполне мог конкурировать с Москвой. Здесь было более 75 храмов, 10 монастырей. был свой Кремль. Но сегодня Можайск является в основном транзитным пунктом на пути путешественников к месту Бородинской битвы.

Вот этот треугольник: Можайск - пос. Бородино - дер. Бородино, а между ними Бородинское поле.

Бородинское поле - Можайск. Яндекс.Карты
Бородинское поле - Можайск. Яндекс.Карты
Бородинское поле. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бородинское поле. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Мы, конечно, проедем мимо станции, но будет это ночью. Ведь даже самый рано отправляющийся состав 1987 года проследует Можайск в 22:31-22:33. Темно уже в Подмосковье, мне кажется. Ну разве что в самые длинные дни там можно будет что-то разглядеть в сумерках.

В Вязьму составы прибывают в:

  • 1987 год - 23:59;
  • 2004 год - 00:38;
  • 2024 год - 02:37.

Время остановок также последовательно увеличивалось:

  • 1987 год - 12 минут;
  • 2004 год - 23 минуты;
  • 2024 год - 38 минут.

В 2024 году следующий большой перегон обозначим как Вязьма - Смоленск. Я даже не знаю, был ли у меня на канале город, который упоминался бы чаще, чем Смоленск. Огромное количество статей посвящено ему на разных исторических этапах. Ну и наши составы из разных эпох прибывают сюда в:

  • 1987 год - 02:40;
  • 2004 год - 03:33;
  • 2024 год - 05:30.
Смоленск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Смоленск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Всё то, что современный состав нагоняет ходом, он теряет на остановках. ну вот например, время в пути до Смоленска относительно графика 1987 года:

  • 1987 год - 0 минут;
  • 2004 год - +42 минуты;
  • 2024 год - (-22 минуты).

То есть, как это ни парадоксально, но самый медленный как раз был "Двина" образца 2004 года. Но... Вот время отправления:

  • 1987 год - 02:40 (стоянка 15 минут);
  • 2004 год - 03:33 (стоянка 25 минут);
  • 2024 год - 06:14 (стоянка 44 минуты).

Соответственно график 2024 года из (-22) минуты превращается в (+7) минут.

И это при том, что у состава 1987 года на участке Вязьма - Смоленск было еще пять промежуточных остановок.

Ну а дальше Рудня и граница Беларуси (после станции). Естественно, что останавливаются там все составы:

  • 1987 год - 04:50;
  • 2004 год - 05:23;
  • 2024 год - 07:25.

То есть самые большие шансы увидеть границу в не заспанном состоянии у нас именно на современном составе.

Рудня. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Рудня. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В Рудню мы заглядывали, когда рассматривали Смоленское сражение. И тем более заглядывали в Витебск. Поезда же окажутся в этом еще одном красивейшем городе Беларуси в:

  • 1987 год - 06:25;
  • 2004 год - 06:34;
  • 2024 год - 08:36.

Лишь в 2004 году поезд стоял в Витебске менее 30 минут. В другие годы немногим более получаса. В общем, в любом случае хватит, чтобы успеть полюбоваться вокзалом в Витебске. А он того стоит:

Витебск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс,Каринки
Витебск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс,Каринки

Затем еще парочка станций - Летцы и Шумилино, и вот состав прибывает в Полоцк:

  • 1987 год - 08:39 (время в пути 11 часов 56 минут);
  • 2004 год - 08:45 (время в пути 11 часов 08 минут);
  • 2024 год - 10:41 (время в пути 10 часов 46 минут).

Да, можно признать, что современный состав идет быстрее, чем "Двина" и быстрее, чем № 277/278 образца 1987 года. Но! Давайте вспомним признаки фирменного поезда: удобное время отправления с начальной станции и прибытия на конечную станцию. И вот здесь "Двина" а также состав 1987 году у современного поезда № 239/240 явно выигрывают. Прибытие в 10:41 - это уже поздновато. Да и отправление в 23:55 тоже не очень. Всё-таки надо же понимать, что многие путешествуют с детьми и у них в 23:55 - это уже десятый сон должен быть.

Полоцк. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Полоцк. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а Двина... Точнее Западная Двина... Я вот даже не знаю, почему название поезда так сократили. Все-таки река - это однозначно Западная Двина.

Ее общая длина 1020 км. Считается, что река упоминалась еще в античные времена. Например, Н.М. Карамзин был просто уверен, что когда в античных источниках упоминалась река Эридан, то речь шла именно о Западной Двине. Кстати, упоминался Эридан обычно в связи с тем, что в устье реки можно было обнаружить так называемые слезы гелиад - янтарь. Правда, в устье это уже, конечно, Даугава.

Очень интересно описывал Двину летописец Нестор. Он писал, что река течет из того же леса, что и Днепр. В балтийской же мифологии считается, что реку приказал вырыть местный бог-громовержец Перконс. Причем приказал он не людям, а зверям и птицам.

Западная Двина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Западная Двина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, исток Западной Двины обнаружен относительно недавно (и то не все его признают). В 1986 году журнал "Турист" организовал специальную экспедицию, в ходе которой и было установлено, что истоком Западной Двины следует считать болото Пьянишник, из которого вытекает ручей.

Река течет по территории трех стран. И ее длина распределена примерно поровну:

  • 325 км достались России;
  • 328 км - Беларуси;
  • 367 км - Латвии.

И в каждой стране есть крупные города, расположенные на реке. В России это Западная Двина и Велиж. В Беларуси - Витебск и Полоцк. В Латвии - Даугавпилс и Рига.

Ну и была у меня отдельная статья про сам Полоцк. Что-то еще добавить я вряд ли смогу.

Но то, что я бы рекомендовал его к посещению - это вот прямо 100%. Спасибо, что читаете! До встречи!