Вы верите в любовь с первого взгляда? Наверное, такое бывает между людьми. Не знаю применимо ли слово любовь к городу или местности. "Понравился с первого взгляда," - наверное правильнее использовать эту формулировку. Так вот Полоцк для меня - это как раз этот случай. Он мне понравился с первого взгляда. Осень 1998 года. Автобусный тур Санкт-Петербург - Прага. Покупали еще до дефолта и он обошелся в сущие копейки. И вот 5 октября в Питере с утра была такая мерзость на улице, что просто не хочется вспоминать. Кое-как на метро "Московская" мы дождались автобус, за 10 минут все 50 человек погрузились в Neoplan (тогда это была прямо диковинка с туалетом и кипятком в салоне) и отправились. Дождь шел непрерывно примерно до Пскова. Там не то что окрестности, там дорогу было видно плохо. После Пскова дождь закончился, но было пасмурно. И буквально за несколько километров до Полоцка разъяснило. Это был уже вечер, солнце клонилось к закату. И вот в этих лучах заходящего солнца Полоцк и Западная Двина, одетые во все желтое - они были просто прекрасны. Конечно, впереди будет Прага. При всем уважении к Полоцку, сравнивать эти два города просто неэтично. Просто масштабы разные. Но то, что Полоцк самый прекрасный город Беларуси из тех, что я видел - вот для меня это точно. Минск?! Минск просторен, красив, современен (кстати, в Минске снова шел дождь). Но это не Полоцк. У нас там и остановка то была буквально на 20-30 минут. Кто хотел мог перекусить, кто не хотел - полюбоваться центром города. Я, конечно, второе выбрал. У меня в автобусе были припасы на все 36 часов пути, так что зачем упускать такую возможность.
И вот сейчас мы с вами добрались до поезда № 39/40 "Двина". В советские годы (в очередной раз смотрю справочник эпохи расцвета развитого социализма - 1987/1988) это был единственный прямой поезд № 277/278. В рыночные годы международному составу присвоили № 39/40 и имя "Двина". Был ли он фирменным - не знаю. Судя по вот этой табличке - был.
Имя точно было. Затем состав падет жертвой оптимизации. Зимой это теперь беспересадочный вагон, который цепляется к гомельскому поезду. Летом ходит снова состав двухсотой нумерации- № 239/240. Вот давайте и сравним три этих состава.
Москва. Белорусский вокзал. Сразу же встают перед глазами кадры из фильма и песня.
Наши три сравниваемых состава отправляются в:
- 1987 год - 20:43;
- 2004 год - 21:23 (бывало и другое время отправления, но у меня в справочнике 2004 года - вот это);
- 2024 год (летний график, отдельный состав) - 23:55.
Больше всего остановок было у советского № 277/278. Там еще до Вязьмы, которая первая в современном графике, был и Можайск, и Гагарин. На каждой из этих остановок поезд стоял по 2 минуты, после чего отправлялся далее по маршруту.
Все эти места вдоль ветки на Смоленск - Минск - они, конечно, легендарные. Когда-то в XVI веке город вполне мог конкурировать с Москвой. Здесь было более 75 храмов, 10 монастырей. был свой Кремль. Но сегодня Можайск является в основном транзитным пунктом на пути путешественников к месту Бородинской битвы.
Вот этот треугольник: Можайск - пос. Бородино - дер. Бородино, а между ними Бородинское поле.
Мы, конечно, проедем мимо станции, но будет это ночью. Ведь даже самый рано отправляющийся состав 1987 года проследует Можайск в 22:31-22:33. Темно уже в Подмосковье, мне кажется. Ну разве что в самые длинные дни там можно будет что-то разглядеть в сумерках.
В Вязьму составы прибывают в:
- 1987 год - 23:59;
- 2004 год - 00:38;
- 2024 год - 02:37.
Время остановок также последовательно увеличивалось:
- 1987 год - 12 минут;
- 2004 год - 23 минуты;
- 2024 год - 38 минут.
В 2024 году следующий большой перегон обозначим как Вязьма - Смоленск. Я даже не знаю, был ли у меня на канале город, который упоминался бы чаще, чем Смоленск. Огромное количество статей посвящено ему на разных исторических этапах. Ну и наши составы из разных эпох прибывают сюда в:
- 1987 год - 02:40;
- 2004 год - 03:33;
- 2024 год - 05:30.
Всё то, что современный состав нагоняет ходом, он теряет на остановках. ну вот например, время в пути до Смоленска относительно графика 1987 года:
- 1987 год - 0 минут;
- 2004 год - +42 минуты;
- 2024 год - (-22 минуты).
То есть, как это ни парадоксально, но самый медленный как раз был "Двина" образца 2004 года. Но... Вот время отправления:
- 1987 год - 02:40 (стоянка 15 минут);
- 2004 год - 03:33 (стоянка 25 минут);
- 2024 год - 06:14 (стоянка 44 минуты).
Соответственно график 2024 года из (-22) минуты превращается в (+7) минут.
И это при том, что у состава 1987 года на участке Вязьма - Смоленск было еще пять промежуточных остановок.
Ну а дальше Рудня и граница Беларуси (после станции). Естественно, что останавливаются там все составы:
- 1987 год - 04:50;
- 2004 год - 05:23;
- 2024 год - 07:25.
То есть самые большие шансы увидеть границу в не заспанном состоянии у нас именно на современном составе.
В Рудню мы заглядывали, когда рассматривали Смоленское сражение. И тем более заглядывали в Витебск. Поезда же окажутся в этом еще одном красивейшем городе Беларуси в:
- 1987 год - 06:25;
- 2004 год - 06:34;
- 2024 год - 08:36.
Лишь в 2004 году поезд стоял в Витебске менее 30 минут. В другие годы немногим более получаса. В общем, в любом случае хватит, чтобы успеть полюбоваться вокзалом в Витебске. А он того стоит:
Затем еще парочка станций - Летцы и Шумилино, и вот состав прибывает в Полоцк:
- 1987 год - 08:39 (время в пути 11 часов 56 минут);
- 2004 год - 08:45 (время в пути 11 часов 08 минут);
- 2024 год - 10:41 (время в пути 10 часов 46 минут).
Да, можно признать, что современный состав идет быстрее, чем "Двина" и быстрее, чем № 277/278 образца 1987 года. Но! Давайте вспомним признаки фирменного поезда: удобное время отправления с начальной станции и прибытия на конечную станцию. И вот здесь "Двина" а также состав 1987 году у современного поезда № 239/240 явно выигрывают. Прибытие в 10:41 - это уже поздновато. Да и отправление в 23:55 тоже не очень. Всё-таки надо же понимать, что многие путешествуют с детьми и у них в 23:55 - это уже десятый сон должен быть.
Ну а Двина... Точнее Западная Двина... Я вот даже не знаю, почему название поезда так сократили. Все-таки река - это однозначно Западная Двина.
Ее общая длина 1020 км. Считается, что река упоминалась еще в античные времена. Например, Н.М. Карамзин был просто уверен, что когда в античных источниках упоминалась река Эридан, то речь шла именно о Западной Двине. Кстати, упоминался Эридан обычно в связи с тем, что в устье реки можно было обнаружить так называемые слезы гелиад - янтарь. Правда, в устье это уже, конечно, Даугава.
Очень интересно описывал Двину летописец Нестор. Он писал, что река течет из того же леса, что и Днепр. В балтийской же мифологии считается, что реку приказал вырыть местный бог-громовержец Перконс. Причем приказал он не людям, а зверям и птицам.
Кстати, исток Западной Двины обнаружен относительно недавно (и то не все его признают). В 1986 году журнал "Турист" организовал специальную экспедицию, в ходе которой и было установлено, что истоком Западной Двины следует считать болото Пьянишник, из которого вытекает ручей.
Река течет по территории трех стран. И ее длина распределена примерно поровну:
- 325 км достались России;
- 328 км - Беларуси;
- 367 км - Латвии.
И в каждой стране есть крупные города, расположенные на реке. В России это Западная Двина и Велиж. В Беларуси - Витебск и Полоцк. В Латвии - Даугавпилс и Рига.
Ну и была у меня отдельная статья про сам Полоцк. Что-то еще добавить я вряд ли смогу.
Но то, что я бы рекомендовал его к посещению - это вот прямо 100%. Спасибо, что читаете! До встречи!