Задачи:
- активизировать знания детей, обогатить активный словарь;
- совершенствовать умение составлять предложение с предлогами НА, НАД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ОКОЛО;
- совершенствовать умение подбирать антонимы к словам — действиям, активизировать глагольный словарь;
- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе;
- формировать целенаправленную плавную воздушную струю;
- развивать зрительное восприятие.
Оборудование: Лесовичок, музыка «Голоса птиц», макеты «Летнее дерево и зимнее дерево», мяч, кубик со схемами предлогов, макеты деревьев и птиц, разрезные картинки, окно.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-дефектолог (У.-д.) Здравствуйте ребята.
Дети. Здравствуйте.
У.-д. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают друг другу руку и улыбаются, говоря привет.
У.-д. Ребята, сегодня утром я обнаружила конверт. В нем головоломка и записка «Если картинку соберете, то ко мне в гости попадете» (дети собирают картинку Лесовичок)
У.-д. Ребята, это же наш друг Лесовичок. Отправимся к нему в гости? Тогда закрываем глаза: «Вокруг себя повернитесь, в гостях у Лесовичка окажитесь».
В группу под музыкальное сопровождение заходит Лесовик (музыка и слова А. Перескоков «Лесовичок»)
У.-д. Здравствуй, Лесовичок. Вот мы с ребятами и пришли к тебе в гости. Но что же случилось, почему ты такой печальный?
Лесовичок. Ребята, беда, беда. В нашем лесу исчезли все птицы.
У.-д. Разве могли все птицы пропасть? А как вы думаете, что могло произойти?
Дети. Улетели в теплые края.
У.-д. А все птицы улетели?
Дети. Нет, зимующие птицы остались.
Лесовичок. Странно, но и зимующих нигде нет. Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть в прятки. Но я уже слишком стар стал, тяжело мне с ними играть.
У.-д. Ребята, давайте поможем Лесовичку найти всех птиц?
Основная часть
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Цель: активизировать знания детей по теме, обогатить активный словарь
У.-д. А вот и первое задание. Посмотрите, перед нами два дерева. На одном зеленеют листочки, а второе покрыто снегом. Нам нужно рассадить птиц на деревья: перелетных на летнее, зимующих на зимнее. Дети выполняют задание, приклеивая карточки с изображением птиц, на деревья.
У.-д. Молодцы, вы выполнили задание и вот наша первая птица (звучит запись голоса дятла)
Дыхательная гимнастика «Птицы»
Цель: формировать целенаправленную плавную воздушную струю.
У.-д. Для того, чтобы найти следующую зимующую птицу, нам необходимо помочь этим птицам полететь. Выпрямляем спину, вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом. Следим за тем, чтобы наши щеки не надувались. И так на счет три: раз, два, три (3-5 раз) Дети держат в руке ленту, на которой прикреплена птица, сложенная способом оригами и дуют на нее.
У.-д. Молодцы. Наши птицы полетели, и мы с вами нашли еще одну спрятавшуюся птицу, (звучит запись голоса синицы)
Дидактическая игра «Кубик с предлогами»
Цель: формировать умение составлять предложение с предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ОКОЛО
У.-д. Следующее задание непростое, но у нас есть подсказка. Что это? (кубик) А что на нем изображено? (схемы) Правильно. Нам с вами нужно рассказать куда прилетела и села птица. Для этого мы будем бросать кубик, и смотреть на схему-подсказку, которая вам выпадет.
Дети.
Птица села на дерево,
Птица летит около дерева,
Птица летит между деревьями,
Птица летит перед деревом,
Птица спряталась за деревом.
У.-д. Молодцы, вы справились с заданием, и мы отыскали снегиря (звучит запись голоса снегиря)
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: формировать умение подбирать антонимы к словам — действиям, активизировать глагольный словарь.
У.-д. Для того, чтобы отыскать следующую птицу, я буду говорить вам слово-действие, а вы — противодействие.
Одеть — (раздеть),
Поднять — (опустить),
Бросить — (поймать),
Спрятать — (найти),
Положить — (убрать),
Дать — (взять),
Купить — (продать),
Налить — (вылить).
У.-д. Какие вы молодцы, а вот и наша награда (звучит запись голоса вороны)
Дидактическая игра «За окном»
Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными
У детей на столах лежат карточки с изображением птиц.
У.-д. Посмотрите ребята, что это?
Дети. Окно.
У.-д. Давайте посмотрим и скажем, кого мы можем увидеть за окном.
Дети. Можно увидеть птиц.
У.-д. Хорошо, тогда возьмите свои карточки, расположите птиц за окном и сосчитайте, сколько птиц за окном.
Дети.
Я вижу за окном 5 ворон.
Я вижу за окном 4 воробья.
Я вижу за окном 6 синиц.
Я вижу за окном 5 снегирей.
Я вижу за окном 4 дятла.
Я вижу за окном 6 голубей.
У.-д. Молодцы, посмотрите, мы отыскали с вами еще одну птицу, (звучит запись голоса совы)
Дидактическая игра «Сложи птицу» (разрезные картинки)
Цель: развивать зрительное восприятие
У.-д. Ну что ж, нашим последним заданием будет сложить головоломку. У вас на столах лежат конверты с головоломками, откройте их, соберите и посмотрите, что получилось.
Дети складывают головоломки. У каждого ребенка открывается изображение птицы (звучит запись голоса воробья)
У.-д. Молодцы! Посмотрите, как много птиц мы помогли отыскать Лесовичку.
Лесовичок. Спасибо, вам, ребята. Вы мне очень помогли. Теперь я с этих проказниц глаз не спущу. Ну что ж, до встречи. Приходите в наш лес еще.
У.-д. А нам пора возвращаться в детский сад, закрывайте глаза: «Вокруг себя повернитесь, снова в детском саду окажитесь». Дети под музыку кружатся вокруг себя, останавливаются и открывают глаза.
Дети. Мы в детском саду.
Подведение итогов
У.-д. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что мы делали? Кому помогали? Что вам понравилось? А что не понравилось?
Дети рассказывают, где они были, что делали.
Дети. Особенно приятно слышать голоса найденных птиц, они больше не потеряются.
У.-д. Вы молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо.