Найти тему
МотоКлассика

Дыхание смерти овеяло меня. (Франта Штясны)

Предлагаю Вам рассказ Знаменитого Чехословацкого Гонщика Франта Штясны, опубликованный в журнале Мотор-Ревю №3 в 1965г

Дыхание смерти овеяло меня

Прошлогодний спортивный сезон я начал участием в нескольких гонках в Северной Италии и потом стартовал в гонках на "Большой приз Австрии", когда я еще полностью не излечил полученную летом 1963года травму. Потом наступила пора старта в первом заезде чемпионата мира -английском Турист-Трофи, в котором я в течение прошедших лет на своем мотоцикле Ява 350см3 неизменно занимал третье место. Вполне естественно, что мне хотелось свой успех повторить и кажется, что у меня были на это реальные шансы. В четырех из шести тренировочных заездов я выходил победителем, что перед стартом укрепило мою веру в успех, хотя я знал, что Редмэна на четырехцилиндровой Хонде мне не обогнать.

Джим Редман и "Хонда RC161". Сезон 1962
Джим Редман и "Хонда RC161". Сезон 1962

Вскоре после старта определилось положение ведущих гонщиков и я занимал второе место за Родмэном. В гонке на шесть кругов после четвертого круга я должен был произвести заправку бензином и "не спеша" пройти оставшиеся два круга, так как наше преимущество перед основным полем гонщиков было очень большим. После места заправки бензином, со старта надо спуститься по крутому спуску горы Брей Хилль, который на Квуортер Бридж заканчивается резким правым поворотом. Здесь я заметил, что мне приходится силой удерживать мотоцикл, чтобы он шел по прямой, что мне удалось, так что вероятно, так я думал, мотоцикл просто занесло. На следующих поворотах на Брэддэн Бридж это с мотоциклом повторилось, но в более сложной ситтуации, все еще мне не хотелось остановится, второе место для меня было почти обеспеченно. Быть вторым призером в ТТ лучшее, чем выиграть пять других гонок. На прямом участке Юнион Милльс, где можно развивать высокую скорость, мотоцикл вел себя очень спокойно, что, естественно, меня успокоило. На следующих поворотах, однако, наступил конец, то есть даже не столь конец, а просто заднее колесо мотоцикла решило обогнать переднее. Устроители и полицейские, стоявшие вдоль трассы, старались побыстрее спрятаться. Мне, однако, удалось без аварии остановить мотоцикл. Виновницей всему оказалась старая рама, в которую установили новый двигатель, и задняя качающаяся вилка лопнула.

Я остановился прямо перед одним кабачком, построенным двести лет назад, где оказалось действительно первоклассное обслуживание. Этот дружеский английский "бальзам" должен был компенсировать потерянное второе место в гонке, которое я считал бы своим крупнейшим спортивным успехом.

В этом кабачке обслуживала меня очень красивая девушка, которая говорила со мной по-русски. Из разговора, состоявшего из смеси русских и английских слов, я узнал, что в составе женской капеллы она гастролировала два месяца в Москве и там немного научилась говорить по-русски.

Даже не излечив полностью свою травму, полученную в позапрошлом году, спортивный сезон для меня окончился в середине лета. Произошло это во время "Большого приза ФРГ" на кольце Солитуде. На этом кольце я стартовал впервые и поэтому тренировку я не начал в полную силу. Вскоре обогнал меня мой канадский друг Дафф, хорошо знакомый с трассой и жестом показал, что поведет меня. Ехал я за ним несколько кругов и когда мне показалось, что я изучил трассу, начал я постепенно наращивать темп и вскоре уже развил максимальную скорость. Произошло это в летние сумерки, когда я выехал из леса, солнце меня немного ослепляло, и вошел в последний левый поворот перед финишной прямой.

На стопятидесятикилометровой скорости я быстро наклонил мотоцикл, чтобы пройти поворот. Все произошло так быстро, что я даже не могу ск5аазать, что собственно говоря случилось. Как только мотоцикл начал входить в поворот, у меня было чувство, словно меня овеяло дыханием смерти. Я не смог ничего предпринять и врезался с мотоциклом в проволочный забор, тянувшийся вдоль трассы. Ко мне сразу же подбежали устроители и остановился также Густав Гавел; наверное зрелище было это не очень приятное, так как при падении я лишился на некоторое время сознания. Густа видимо не был мною очень уж доволен, да и мне не очень хотелось напевать песенки, от боли я весь морщился и чувствовал, что не могу двигать левой ногой. "Густа, опять эта злополучная нога!"

В штутгартской больнице сделали все, чтобы меня могли хотя бы перевезти самолетом в Прагу. Я узнал, что на повороте я наехал на масляное пятно. Так кончился мой последний спортивный сезон, однако был это последний сезон только по календарю. В этом году я опять появлюсь на трассе спортивных гонок.

У меня нет причины боятся в текущем году. Среди моих пражских друзей есть также выдающийся врач, который "сшил" меня так хорошо, что чувствую себя лучше, чем перед падением на Солигуде. Он также вселяет в меня надежду на будущее, говоря: "Франто, главное надо помнить, что нельзя оторвать голову, остальное можно поправить!" Сами видите, что в этом сезоне мне нечего боятся.

На мотоцикле я опять уже ездил во время осенних испытаний мотоциклов, выпущенных нашем заводом, на аэродроме. Все кажется в порядке, вот только при переключении передач ногой она слегка побаливает. Но это пройдет. Много езжу на велосипеде, катаюсь на коньках, это уже хуже, нагрузка на ноги выше.

-3

Словом, делаю все, чтобы к началу сезона быть хорошо подготовленным. Сезон начнется для нас чемпионатом опять на территории ФРГ, и я надеюсь, что этот год для меня будет счастливым. Еще до этой гонки мне хотелось бы принять несколько стартов в гонках.

Конец года не был радостным - я потерял лучшего друга Станду Малину. После его похорон у меня был живой сон. Я встретился со Стандой во время какой-то гонки, он подошел ко мне и говорит: "Как странно я покинул этот мир, никто бы не поверил, что разобьюсь я на простом мотоцикле!"

Станда Малина был действительно превосходным другом, хотя и выступал на мотоцикле иной марки; наверное после него я получу его"ЧЗ250", так что в этом году я стартовал бы на "ЧЗ250" и "Ява 350см3"

В этом году мне хотелось бы добиться больших успехов, главным образом также потому, что впервые чемпионат мира будет проходить также у нас, в Брно. Для заезда подготовлена новая трасса, в прошлом году ее сократили и сделали новое покрытие.

Искренне сознаюсь, что сокращение брненской трассы меня не очень радует. Был аннулирован очень опасный участок, узкое шоссе с небольшими виражами, которые для гонщика самые опасные, так как их можно проходить на полной скорости. Здесь можно было использовать хорошее знание трассы в борьбе с зарубежными гонщиками. Но ничего не поделаешь, главное, что в Брно будет действительно привлекательная гонка, в которой относится также традиционный прием в древней брненской ратуше. Я уже заранее испытываю приятное чувство радости от встречи со зрителями и моими чехословацкими болельщиками. Я не сомневаюсь, что их ряды пополняет также мои друзья из соседнй Австрии, для которых поездка из Вены в Брно будет значительно короче, чем Сальцбург, место проведения их "Большого приза"

Значит, с появлением первого теплого солнышка мы встретимся и если я упаду, не волнуйся - пока я не оторву себе головы, не перестану участвовать в гонках. Но не берите с меня пример, ведь тогда все больницы были бы переполнены и врачам не оставалось бы столько времени для "ремонта" нас, гонщиков.

-4