Найти тему

Профилактические мероприятия в деятельности контрольных органов

Оглавление

Раньше я часто слышала от знакомых и знакомых знакомых, живущих за рубежом или просто посмотревших блогеров, что вот "у них там" органы действительно нацелены на профилактику нарушений, на помощь предпринимателям, а "у нас тут" лишь бы штрафы содрать, да побольше.

Ну что же, мы дожили до того момента, когда и у нас профилактика нарушений выходит на первый план. Давайте разберемся, какие профилактические меры предусмотрены у нас.

Информирование

Информирование осуществляется контрольными (надзорными) органами посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Органы обязаны размещать и поддерживать в актуальном состоянии у себя на сайте:

Обобщение правоприменительной практики

Каждый контрольный (надзорный) орган обязан регулярно обобщать правоприменительную практику. Это необходимо для обеспечения единообразного подхода к контрольной (надзорной) деятельности, выявления типичных нарушений, причин, факторов и условий им способствующих, выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемых законом интересам и др.

По итогам обобщения готовится доклад о правоприменительной практике, который размещается на сайте органа. Обобщение практики и размещение доклада проводится не реже одного раза в год.

Предпринимателям полезно изучать такие доклады, чтобы посмотреть, на что обращают внимание инспекторы при проведении проверок, какие есть типичные нарушения. Из доклада станет понятно, кому и где нужно подстелить соломку.

Меры стимулирования добросовестности

В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц.

Порядок оценки добросовестности и виды мер стимулирования определяются положением о конкретном виде контроля (надзора).

Например, в сфере защиты прав потребителей есть такие меры, как:

  • выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;
  • возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;
  • присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Например, будет у вас на двери наклейка: "Одобрено Роспотребнадзором" или что-то в этом роде. Я пока не встречала, а вы?

Объявление предостережения

Очень популярная сейчас мера профилактики. В последнее время много обращений в связи с ней.

Предостережение объявляется в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Фото автора
Фото автора

То есть когда у органа есть сведения, что нарушений готовится, но еще не произошло или есть признаки нарушения, но нет ущерба охраняемым законом ценностям либо угрозы причинения ущерба этим ценностям, то может быть объявлено предостережение.

Например, из последнего: клиенту объявили предостережение за реализацию контрафактной минеральной воды. Роспотребнадзор узнал об этом из системы "Честный знак". Но при этом нет ущерба охраняемым ценностям (жизни и здоровью людей, например), поэтому можно обойтись предостережением.

Вообще предостережение не требует какого-либо ответа - нужно лишь устранить нарушение либо принять к сведению информацию и не допускать нарушения в будущем, но, если вы не согласны с предостережением, то можно подать на него возражение в орган, направивший его.

Консультирование

Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорнных) органов. Под консультированием имеется ввиду разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Оно может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Порядок консультирования, перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, определяется положением о соответствующем виде контроля.

К примеру, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости осуществляют консультирование по следующим вопросам:

  • организация и осуществление государственного контроля (надзора);
  • порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • гарантии и защита прав контролируемых лиц;
  • эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
  • исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

По умолчанию, консультирование осуществляется устно, но можно и направить запрос о предоставлении письменного ответа в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Если в целом, то консультирование в основном касается самого порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий, исполнения решений и т.п. Но и по нормам закона, являющимся предметом контроля (надзора), как правило, можно проконсультироваться.

Самообследование

Тут из названия следует, что контролируемое лицо само себя обследует для определения уровня соблюдения ими обязательных требований. Для этого оно может воспользоваться одним из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".

Например, Роспотребнадзор предлагает пройти самообследование в форме тестирования.

В отдельных видах контроля в случае получения высокой оценки по результатам самообследования, предприниматель вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Декларация регистрируется в контрольном органе и размещается на сайте. Ну и само контролируемое лицо тоже может разместить сведения о зарегистрированной декларации у себя на сайте, в помещении. Своего рода знак качества.

Профилактический визит

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита. В отдельных случаях, с учетом кадровых, материальных, финансовых ресурсов, категории риска, в проведении визита может быть отказано.

Обязательное проведение таких визитов должно быть предусмотрено в отношении:

  • контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере;
  • объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
В самом начале деятельности профилактический визит может задать правильный вектор и поможет избежать серьезных нарушений в деятельности
В самом начале деятельности профилактический визит может задать правильный вектор и поможет избежать серьезных нарушений в деятельности

О них уведомляют не менее, чем за 5 рабочих дней. Но от него можно отказаться - не менее чем за 3 рабочих дня.

Но я бы не рекомендовала отказываться, потому что профилактический визит - в некотором роде проверка, но без наказаний. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Лишь в случае, если в ходе визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, тогда могут быть инициированы контрольные (надзорные) мероприятия, например, выездная проверка.

Но если вы только начинаете деятельность или в ходе осуществления возникли вопросы, то это неплохой способ их закрыть.

Проверочные листы

Это списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Их используют инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Фото из открытых источников. Чек-листы используют многие в своей деятельности. К ним прибегают и контрольные органы.
Фото из открытых источников. Чек-листы используют многие в своей деятельности. К ним прибегают и контрольные органы.

Но предприниматели могут взять проверочные листы на сайте контрольного (надзорного) органа и проверить себя самостоятельно. Это тоже в некотором роде самообследование, правда не в автоматическом режиме. Проверочные листы помогают подготовиться к проверке и заранее устранить нарушения, если они есть.

Это все профилактические меры, проводимые органами контроля (надзора). Мне кажется, их вполне достаточно для систематичной и всесторонней профилактики нарушений. Но, конечно, при условии наличия у органов ресурсов - кадровых, материально-технических, организационных.