Найти тему

КОГДА МЫ ВИДЕЛИ ТЕБЯ?

Евангелие в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

Во время Великого Поста каждый хотел бы хотя бы на шаг, или полшага, или даже просто стремлением приблизить к тому, чтобы стать лучше, то есть, меньше грешить. Это желание приближает к Богу, делает возможной встречу с Ним, дарит шанс Его... увидеть.

Начинаем разбираться в своей духовной жизни и обнаруживаем, что крепко и давно запутались в малых или даже в больших грехах, и все повторяется снова и снова, грабли лежат на том же месте, и в непреодолимый день и час наступаешь на них вновь и вновь, потому что они лежат на твоем пути. Как же не оказаться осужденным на Страшном Суде, на том самом суде, когда будет определена участь человека в вечной жизни в соответствии с его делами? Как все-таки избежать худшего и унаследовать Царство Небесное хотя бы "под кустиком", пусть и не со святыми, но все же во Свете Божьем, хотя бы издали зря лик Христа?

В Неделю (воскресный день) Мясопустную на Божественной Литургии звучит Евангельский отрывок, называемый «притчей о Страшном Суде» (Мф. 25:31-46). В нем указывается путь спасения, который многие не воспринимают всерьез. Он кажется каким-то странным, простым и сложным одновременно, обыденным и фантастическим. Следуя по нему, можно потерять труды всей своей жизни, но обрести главное. Оказывается, для спасения нужно только одно — встретить Бога.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…» (Мф. 25:31-32) Родившись на земле, в пещере для домашних животных, работая Своими руками в юности, странствуя и претерпевая голод и холод в период общественного служения, Господь не приобрел славу на земле. Наоборот, он принял Крестные страдания и позорную смерть. А "во славе Своей" Он придет во Втором и Страшном Пришествии. Поэтому и Своих учеников Он настраивает не искать славу на земле. Дело Божие осуществляется в уничижении. А слава явится в будущем веке. Пока же мы здесь уподобляемся либо кротким овцам, либо строптивым "козлищам", которые лишь в мире сем вынуждены жить бок о бок. Но так будет не всегда.

«…И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:33). Хотя овцы и козы паслись вперемешку на лугах Палестины, они разительно отличались друг от друга. Овцы — образец кротости и доверия к людям. Характеристикой же «козлищ» была беспорядочность, похотливость и упрямство. Так и в обществе людей: живем рядом, но разница в мыслях, словах и поступках может быть просто колоссальной!

Исследователь Священного Писания профессор Александр Лопухин (XX в.) приводит интересное наблюдение одного из путешественников в Палестине: «...Он видел в одном месте большое смешанное стадо из овец и коз. Козы были совершенно черны, овцы – все отличались прекрасной белизной, и таким образом, даже на значительном расстоянии различие между двумя классами животных было хорошо заметно». Можно предположить, что вид ухоженных белых овец и черных коз во времена Господа наиболее ярко иллюстрировал различие в общем-то близких друг другу видов животных. Они могли пастись в одном стаде, на одних и тех же лугах, под надзором одного и того же пастуха, но отличались друг от друга, как небо и земля.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34-36). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) обращает внимание на то, что Господь творит Свой праведный суд не по произволу, а с подробным исследованием совершенных людьми дел на земле: «Этим и нас научает тому, чтобы мы не прежде наказывали, чем исследуем дело». Наследниками же называет их по причине их усыновления Богу, ведь живущие по законам добра, милосердия, любви по отношению к Богу и ближним уподобляются Своему Создателю.

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 37-40). Интересную мысль о том, кого следует понимать под «братьями Христовыми меньшими», предлагает блаженный Иероним Стридонский (V в.). В Евангелиях от Марка (Мк. 3: 34–35) и Луки (Лк.8: 21) Господь прямо указывает на тех, кого считает Своими ближними: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Причем, нищета в притче подразумевается не только телесная, но и духовная, которая зовет учеников Христовых стремиться к Небесной пище и освобождению от уз греха. Чтобы послужить Богу, нужно увидеть Его в человеке и чем-то помочь ему, оказать доброту.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 41-43). По мнению известного толкователя Священного Писания архиепископа Никифора Феотокиса (XIX в.), «…люди тогда токмо осуждаются с немилостивыми бесами в вечный огнь, когда бывают жестокосердыми, так как и бесы». Конечно, осуждаются некоторые не потому, что не узнали среди нищих — Христа, а потому что в глубине души уподобились бесам. Почему фарисеи, законоучители, вожди иудейского народа осудили Спасителя мира на крестную смерть, видя бесчисленные чудеса любви, сострадательности и милосердия, сотворенные Господом на земле? Из-за злобы, жестокости и немилосердия.

«Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 44-46). Праведный Иоанн Кронштадтский учит: «Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца». И Накануне Великого Поста Церковь призывает : «Загляните в свое сердце, посмотрите, Христос ли в нем как олицетворение добра, или жестокий князь мира сего». Узнать это можно по твоему отношению к ближним. Способен ли ты напитать, одеть, посетить, послужить ближнему как Христу? Никто не скажет на Страшном Суде с недоумением: "Когда мы видели Тебя?" Всем будет ясно, что Христос повсюду.

Андрей Ахметшин