10 февраля в народном календаре славян – Ефремов день, ещё известный как День Домового. Наши предки любили и чтили Домового: при переезде в новое жилище его приглашали с собой. Оставляли ему подарки во дворе – монетки, лоскутки, горбушки хлеба. После вечернего приёма пищи для него на стол ставили еду.
10 февраля в народе – «именины Домового». В этот день домашнего духа особенно чествовали. Для него в печи на загнетке ставили миску с молоком, оставляли горшочек с кашей, обложив его горячими угольками. Верили, что Домовой в полночь выйдет из-под печи и попробует угощение, после чего подобреет и на целый год станет услужливым и смирным.
Что можно и нельзя делать в День домового?
Чтобы угодить Домовому, в жилище к этому дню наводилась абсолютная чистота. А женщины и девушки весь день стирали, шили и чинили прохудившиеся вещи, чтобы привлечь себе счастье.
Есть также примета, что если 10 февраля после обеда как можно чаще смотреться в зеркало, можно надолго сохранить молодость и красоту.
Нельзя убивать пауков, тараканов и других насекомых, живущих в доме. Наши предки верили, что они – вестники Божьи, следящие за членами семьи, чтобы в случае необходимости быстро полететь на Небеса и рассказать о возникших проблемах или же похвастаться радостью.
Нельзя плохо относиться к кошкам, а в этот день особенно, поскольку она дружит с Домовым. И он может рассердиться, если обидят его подругу, – начнет путать нитки рукодельнице, дразнить собаку, заставляя ее гавкать без умолку, а также сильно шуметь ночью, когда все крепко уснут.
Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли свой мир и менее значительными существами: русалками, духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, водоёмах, в доме, в бане, во дворе и овине и целым сонмом других мелких божков и духов.
Домовой является душой дома, покровителем строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу исполнял очистительные обряды. Но человек все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убитого животного собственно и возникал Домовой.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.