Найти в Дзене
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Калужско-Рижская линия

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие друзья!

Сегодня расскажем вам о нереализованных проектах Калужско-Рижской линии.

О самой линии читайте по ссылке:

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Проектные названия станций Калужско-Рижской линии. Взято с сайта: sparklogic.ru.
Проектные названия станций Калужско-Рижской линии. Взято с сайта: sparklogic.ru.

Первые проекты

Как обычно начнём с рассказа о первоначальном проектировании линии. В 1930-е годы планировалось строительство двух диаметров: Дзержинско-Замоскворецкого (должен был обозначаться синим цветом) и Калужско-Тимирязевского (в планах обозначался фиолетовым).

Трассировка Дзержинско-Замоскворецкого диаметра выглядела таким образом:

Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова - Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино

Как мы видим, Дзержинский (северный) радиус был похож на построенный в итоге Рижский (в те годы он назывался Дзержинским по одноимённому бывшему району Москвы). При этом, Замоскворецкий (южный) радиус напоминал южный участок сегодняшней Серпуховско-Тимирязевской линии.

Что касается Калужско-Тимирязевского диаметра, он должен был проходить через следующие станции:

Савёловский Вокзал - Палиха - Селезнёвская Улица - Садово-Каретная Улица - Страстная Площадь - Никитские Ворота - Арбатская Площадь - Дворец Советов - Якиманка - Калужская Площадь - Калужская Застава

Тимирязевский радиус напоминает трассу северного участка сегодняшней Серпуховско-Тимирязевской линии. Трасса Калужского (южного) радиуса схожа с участком построенной в итоге Калужско-Рижской линии (станция Калужская Площадь — совр. Октябрьская, Калужская Застава — совр. Ленинский проспект).

Дзержинско-Замоскворецкий диаметр на перспективной схеме метро 1932 года. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.
Дзержинско-Замоскворецкий диаметр на перспективной схеме метро 1932 года. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.

1930-1940-е годы

В 1938 году проекты многих линий изменились. Дзержинский радиус теперь предлагалось соединить с Калужским. Линия должна была связать современную платформу Ростокино Ярославского направления на севере и село Семёновское на юге (территория современного Ломоносовского района ЮЗАО), что уже больше было похоже на трассу современной линии. Предполагалось, что южный участок будет проходить вдоль современного Ленинского проспекта, в то время как построенная в итоге линия проходит вдоль Профсоюзной улицы (то есть восточнее).

Перспективная трассировка диаметра выглядела так:

Северянин - Ростокино - Алексеевское - Ржевский Вокзал - Колхозная Площадь - Дзержинская - Хохловская Площадь - Яузские Ворота - Новокузнецкая - Калужская Площадь - АН СССР - Калужская Застава - (Улица Дмитрия Ульянова) - Семёновское - (Улица Кравченко)

При этом, Серпуховский радиус (который теперь соединялся с Сокольническим) проходил на юге через такие станции, как: Загородное Шоссе, Черёмушки, Шаболово и Воронцово, примерно вдоль современной Большой Черёмушкинской улицы.

Генеральная схема развития Московского метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Генеральная схема развития Московского метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.

Интересный вариант трассировки будущей линии был представлен на схеме 1940-го года: на севере она должна была идти дальше за ВСХВ (ВДНХ) до станции Лосиноостровская, которая вероятно располагалась бы у одноимённой ж.д. платформы, на юге же предполагалось строительство ответвления от станции, находившейся неподалёку от Дворца труда (в районе современной Академической). Вероятно, основная часть линия шла в современный район Черёмушки, а ответвление — в район современных Большой Черёмушкинской улицы, Нахимовского проспекта и южнее.

Перспективная схема метро 1940-го года. С сайта: https://transphoto.org.
Перспективная схема метро 1940-го года. С сайта: https://transphoto.org.

В 1947-м году вновь вернулись к идее соединения Калужского радиуса с Тимирязевским, а Дзержинского (который теперь стал называться Останкинским) — с Серпуховским, по следующим маршрутам:

  • Калужско-Тимирязевский: из Тимирязева вдоль Дмитровского шоссе, по Новослободской улице (ст. Новослободская) к Самотёчной площади, по Бульварному кольцу с востока, через Замоскворечье (Новокузнецкая —Калужская Площадь) по Большой Калужской улице (Шаболовская — Калужская Застава) и по Киевскому шоссе на юго-запад;
  • Останкинско-Серпуховский: от Останкино через Марьину рощу, площадь Коммуны (новая станция на Кольце), Самотёчную площадь вдоль западной части Бульварного кольца (оттуда до ст. Калужская (Октябрьская) и на юг по Мытной улице (вариант: через ст. Серпуховская по Большой Серпуховской улице) до Даниловского рынка (Тульская).

В 1940-е годы планировалось строительство Малой кольцевой линии, проходящей под Бульварным кольцом, а Останкинско-Серпуховский и Калужско-Тимирязевский диаметры должны были проходить вдоль западной и восточной частей Кольца соответственно.

  • Останкинско-Серпуховской через станции: Чеховская - Никитские Ворота - Арбатская - Дворец Советов);
  • Калужско-Тимирязевский через станции: Самотёчная Площадь - Сретенский Бульвар - Хохловская Площадь - Яузские Ворота.
Перспективная схема Московского метро 1947 года, на которой можно увидеть диаметры, проходящие через Малую Кольцевую линию. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Перспективная схема Московского метро 1947 года, на которой можно увидеть диаметры, проходящие через Малую Кольцевую линию. Взята с сайта: https://transphoto.org.

В дальнейшем от проекта Малой кольцевой отказались.

Также в 1930-1940-е годы существовала идея о строительству глубокого ввода ж.д. По проекту одновременно с первыми линиями метро, должен был быть построен ещё железнодорожный сквозной диаметр, соединяющий Ярославское и Нижегородское направления через центр Москвы.

По проекту 1931-го года ж. д. диаметр соединил бы Балтийский (сейчас Рижский) вокзал с Абельмановской заставой, а в проектах конца 1940-х ввод должен был пойти на севере ещё дальше — от железной дороги Ярославского направления через станцию Ботанический Сад (Проспект Мира).

1950-е годы

В 1950-м году в пятую очередь строительства московского метро был внесён проект Рижского (Останкинского) радиуса, состоящего из четырёх станций: Ботанический Сад (совр. Проспект Мира), Рижская, Алексеевская и ВСХВ (совр. ВДНХ).

Радиус заменил собой северную часть глубокого ввода по плану 1947-го года и проходил приблизительно по трассе Дзержинского радиуса схемы 1938-го года с более частым расположением станций. Участок был сдан в эксплуатацию в 1958-м году.

Схема 1954 года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Схема 1954 года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Хоть и с Рижским радиусом линии всё уже было ясно, с южным постоянно случались изменения. Тогда диаметр всё ещё значился как Серпуховско-Рижский, и на юге должен был идти через станции: Трубная, Чеховская , Арбатская, Дворец Советов (Кропоткинская), Полянка, Серпуховская - ... - Балаклавская.

Трасса Калужско-Тимирязевского диаметра при этом выглядела так:

Калужская (- Южная (Новые Черемушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) - Черёмушкинская (Академическая) - Академическая - Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Новослободская - Савёловская - ... - Коровино

На юге маршрут линии был уже очень похож на итоговый, на севере линия частично повторяла трассу совр. Серпуховско-Тимирязевской, однако далее следовала в Коровино (современный Дмитровский район САО).

Как можно заметить, диаметры должны были пересекаться на станции Трубной.

Диаметры на перспективной схеме развития Московского мерополитена 1957 года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Диаметры на перспективной схеме развития Московского мерополитена 1957 года. С сайта: https://nashemetro.ru.

В середине 1950-х появился и другой не менее интересный проект — соединение Рижского радиуса не с Серпуховским, а с Калининским. При сохранении станций Ботанический сад (Проспект Мира), Кировская (Чистые Пруды) и Площадь Ногина (Китай-Город) на севере, далее ветка бы шла на восток и проходила через станции: Яузские Ворота - Таганская - Застава Ильича и Новая (Авиамоторная) — практически по трассе современной Калининской линии.

План так и остался на бумаге, а в 1958-м году окончательно решили, что соединены будут Калужский и Рижский радиусы.

Правда трассировка линии в центре немного отличалась от сегодняшней:

Южная (Новые Черемушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) - Черёмушкинская (Академическая) - Академическая - Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Ботанический Сад (Проспект Мира)

В том же году был открыт первый (Рижский) участок линии от станции ВСХВ (ВДНХ) до станции Ботанический сад (Проспект Мира).
В 1962 году был введён в эксплуатацию Калужский радиус, который включал пять станций: Октябрьскую, Ленинский проспект, Академическую, Профсоюзную и Новую Черёмушки. Станция Шаболовская, хоть и предусматривалась исходным проектом, тогда построена не была. В 1964 году линию продлили до Калужской.
Тогда линия представляла собой два отельных радиуса и в центре соединена не была. При этом, в 1958-1972 годах Рижский радиус обозначался на картах жёлтым цветом, так что именно эта линия, а не Калининская была «первой жёлтой».

В 1960-х годах рассматривалось два варианта центрального участка линии:

  • через станции Площадь Ногина (Китай-город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная
  • через станции станции Площадь Ногина (Китай-город) - Кировская (Тургеневская) - Колхозная (Сухаревская)
В результате был выбран второй вариант. Строительство центрального участка началось в 1970 году, а полностью его удалось открыть ещё через два года.

Временная станция Калужская

В 1964-м году на Калужском радиусе линии была открыта временная станция Калужская, ставшая конечной. Калужская стала единственной наземной станцией линии, имела два тупиковых пути и платформу островного типа и находилась на территории электродепо "Калужское".

Станция просуществовала 10 лет, после (с открытием участка Новые Черёмушки — Беляево) была закрыта, а её название передано новой подземной станции на этом участке. В последние годы платформа, пути и прилегающие территории станции используются под склад.

Бывшая станция Калужская сейчас. Фото отсюда: https://vk.com/mirmetro.
Бывшая станция Калужская сейчас. Фото отсюда: https://vk.com/mirmetro.

Пересадка на Арбатско-Покровскую линию

Одним из нереализованных проектов линии можно назвать так и не сделанную пересадку на Арбатско-Покровскую линию. Дело в том, что ещё в конце 1930-х годах на участке Арбатско-Покровской линии Площадь Революции — Курская планировалось строительство двух дополнительных станций: Хмельницкой и Покровских Ворот.

Хмельницкая должна была составлять пересадочный узел со станцией Площадь Ногина (Китай-Город) Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, однако станция построена не была, а линии так и остались не связаны пересадкой.

Примерное место расположения непостроенной станции Покровское ворота АПЛ.
Примерное место расположения непостроенной станции Покровское ворота АПЛ.

Теперь поговорим о непостроенных станциях линии:

Станция Лосиноостровская

В 1970-е годы от станции Свиблово планировалось строительства ответвления с организацией вилочного движения: часть поездов следовала бы до станции Медведково (с промежуточной станцией Бабушкинская), а другая — до станции Лосиноостровская, которая находилась бы вблизи одноимённой платформы Ярославского направления.

На линии были построены заделы под съезды на ответвления, однако от строительства станции отказались ввиду большой загрузки Рижского радиуса. К слову, районы Лосиноостровский и Ярославский так и остались не обеспечены своей станцией метро.

Ответвлении на перспективной схеме метро 1973 года. С сайта: https://transphoto.org.
Ответвлении на перспективной схеме метро 1973 года. С сайта: https://transphoto.org.

Станция Якиманка

Станция должна была находиться на перегоне Третьяковская — Октябрьская. Её строительство планировалось в 1980-х годах, хотя станция присутствует и на более ранних перспективных схемах. В планах 1947-го года станция Якиманка значилась на Малой кольцевой линии:

Станция Якиманка (выделена фиолетовым цветом) Малого кольца на перспективной схеме метро 1947 года. Схема с сайта: https://transphoto.org.
Станция Якиманка (выделена фиолетовым цветом) Малого кольца на перспективной схеме метро 1947 года. Схема с сайта: https://transphoto.org.

Якиманка должна была быть расположена в районе улиц Большой Якиманки (по которой и получила своё название) и Малой Полянки и соединена пересадкой со станцией Полянка Серпуховско-Тимирязевской линии.

Примерное расположение станции Якиманки на карте Москвы.
Примерное расположение станции Якиманки на карте Москвы.

Точные сроки её строительства определены не были, а после 2005 года вероятность такого строительства ещё сильнее снизилась, так как предназначенную для этого шахту ликвидировали — на её месте возведён жилой комплекс «Евгений Онегин».

Ввиду этого от строительства станции пришлось отказаться, задел под неё также был ликвидирован.

Станция Якиманка на перспективной схеме метро. Фото:  bangkokbook.ru.
Станция Якиманка на перспективной схеме метро. Фото: bangkokbook.ru.

Продление в Мытищи

Планы продления Калужско-Рижской линии за МКАД впервые озвучили в 1965 году, строительство новых станций предполагалось после 1980 года. В Генплане 1971 года показан перспективный участок с двумя станциями в черте Мытищ:

Фрагмент генеральной схемы развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985 года. С сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент генеральной схемы развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985 года. С сайта: https://transphoto.org.

Станция Челобитьево

После 1985 года (с возникновением проекта о строительстве хордовых линий) проект будущего участка линии был изменён, за северной конечной станцией Медведково теперь хотели построить одну станцию, а не две (причём не в том месте, где она была предусмотрена Генпланом). Задел по участку был создан ещё при строительстве линии до Медведково, а главные пути линии доходят практически до МКАД.

Станция в Мытищах на схеме 1993 года. С сайта: https://transphoto.org.
Станция в Мытищах на схеме 1993 года. С сайта: https://transphoto.org.

Станции было дано название по одноимённой деревне городского округа Мытищи Московской области —"Челобитьево".

Предположительно она должна была находиться находиться к северу от МКАД и восточнее Осташковского шоссе, на пересечении проектируемых проездов №178 (продолжение Благовещенской улицы), №216 (соединение Благовещенской улицы с Челобитьевским шоссе) и №497 (проезд вдоль ТЭЦ-27). Помимо станции на линии должно было открыться новое депо.

Предполагаемое место станции Челобитьево на карте. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Предполагаемое место станции Челобитьево на карте. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.

На схемах в вагонах в 1993 году станция ненадолго появляется как строящаяся. После этого планы несколько раз меняются, в основном, выражаясь в наличии или отсутствии следующей после «Челобитьева» станции «Мытищи». В 2011 году говорилось, что станция будет построена до 2020 года, однако уже через год в связи со строительством БКЛ стройплощадка была законсервирована, а техника вывезена.

В 2019 году было принято решение отказаться от планов продления линий Московского метрополитена в Московскую область. В июне 2020 года появлялась информация о том, что в 2023 году планируется в очередной раз приступить к разработке проекта продления линии метро в Мытищи и строительстве станции Челобитьево, однако на настоящий момент проектирование заморожено.

Станция Челобитьево на схеме линий московского метрополитена в перспективном развитии 2012-2020 годах. С сайта: https://transphoto.org.
Станция Челобитьево на схеме линий московского метрополитена в перспективном развитии 2012-2020 годах. С сайта: https://transphoto.org.

Станция Мытищи

На некоторых перспективных схемах метро конца 1990-х годов в Мытищах появлялись уже две станции.

Фрагмент схемы развития скоростного внеуличного транспорта 1998 года. С сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент схемы развития скоростного внеуличного транспорта 1998 года. С сайта: https://transphoto.org.

В июне 2012 году власти Москвы и Мытищинского района приняли решение о продлении в 2014 году Калужско-Рижской линии сразу к 14-му и 15-му микрорайонам Мытищ со строительством станции Мытищи-Борисовка в месте, где ранее станция метро никогда не планировалась: на пересечении улиц Борисовка и Сукромка, в связи с чем встал вопрос о судьбе станции Челобитьево.

Перспективные станции Челобитьево и Мытищи на плане развития Московского метрополитена 2017 года. С сайта: https://transphoto.org.
Перспективные станции Челобитьево и Мытищи на плане развития Московского метрополитена 2017 года. С сайта: https://transphoto.org.

Позже в проект решили включить обе станции, однако через несколько месяцев московское руководство отложило вопрос строительства продления Калужско-Рижской линии в Мытищи на перспективу.

Вопрос о продлении линии вновь широко обсуждался в 2019 году, в ходе которого решили окончательно отказаться от строительства этой станции, как и от любых других, расположенных на территории Московской области. Вместо этого к 2025 году запланирован запуск линии МЦД-5, которая свяжет северо-восток (включая Мытищи) с югом Москвы. Тем не менее, позже было объявлено, что к вопросу о проектировании станции Челобитьево, а также ещё одной — «Мытищи», вернутся после 2023 года, хотя на плане развития московского метро до 2030 года станции не появлялись.

Предполагаемое расположение станций Челобитьево и Мытищи, а также электродепо "Челобитьево" на карте. Взято с сайта: metro-miytishi-poslednie.shopfoto.ru.
Предполагаемое расположение станций Челобитьево и Мытищи, а также электродепо "Челобитьево" на карте. Взято с сайта: metro-miytishi-poslednie.shopfoto.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!