Приветствуем вас, дорогие друзья!
Сегодня расскажем вам о нереализованных проектах Калужско-Рижской линии.
О самой линии читайте по ссылке:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
Как обычно начнём с рассказа о первоначальном проектировании линии. В 1930-е годы планировалось строительство двух диаметров: Дзержинско-Замоскворецкого (должен был обозначаться синим цветом) и Калужско-Тимирязевского (в планах обозначался фиолетовым).
Трассировка Дзержинско-Замоскворецкого диаметра выглядела таким образом:
Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова - Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино
Как мы видим, Дзержинский (северный) радиус был похож на построенный в итоге Рижский (в те годы он назывался Дзержинским по одноимённому бывшему району Москвы). При этом, Замоскворецкий (южный) радиус напоминал южный участок сегодняшней Серпуховско-Тимирязевской линии.
Что касается Калужско-Тимирязевского диаметра, он должен был проходить через следующие станции:
Савёловский Вокзал - Палиха - Селезнёвская Улица - Садово-Каретная Улица - Страстная Площадь - Никитские Ворота - Арбатская Площадь - Дворец Советов - Якиманка - Калужская Площадь - Калужская Застава
Тимирязевский радиус напоминает трассу северного участка сегодняшней Серпуховско-Тимирязевской линии. Трасса Калужского (южного) радиуса схожа с участком построенной в итоге Калужско-Рижской линии (станция Калужская Площадь — совр. Октябрьская, Калужская Застава — совр. Ленинский проспект).
1930-1940-е годы
В 1938 году проекты многих линий изменились. Дзержинский радиус теперь предлагалось соединить с Калужским. Линия должна была связать современную платформу Ростокино Ярославского направления на севере и село Семёновское на юге (территория современного Ломоносовского района ЮЗАО), что уже больше было похоже на трассу современной линии. Предполагалось, что южный участок будет проходить вдоль современного Ленинского проспекта, в то время как построенная в итоге линия проходит вдоль Профсоюзной улицы (то есть восточнее).
Перспективная трассировка диаметра выглядела так:
Северянин - Ростокино - Алексеевское - Ржевский Вокзал - Колхозная Площадь - Дзержинская - Хохловская Площадь - Яузские Ворота - Новокузнецкая - Калужская Площадь - АН СССР - Калужская Застава - (Улица Дмитрия Ульянова) - Семёновское - (Улица Кравченко)
При этом, Серпуховский радиус (который теперь соединялся с Сокольническим) проходил на юге через такие станции, как: Загородное Шоссе, Черёмушки, Шаболово и Воронцово, примерно вдоль современной Большой Черёмушкинской улицы.
Интересный вариант трассировки будущей линии был представлен на схеме 1940-го года: на севере она должна была идти дальше за ВСХВ (ВДНХ) до станции Лосиноостровская, которая вероятно располагалась бы у одноимённой ж.д. платформы, на юге же предполагалось строительство ответвления от станции, находившейся неподалёку от Дворца труда (в районе современной Академической). Вероятно, основная часть линия шла в современный район Черёмушки, а ответвление — в район современных Большой Черёмушкинской улицы, Нахимовского проспекта и южнее.
В 1947-м году вновь вернулись к идее соединения Калужского радиуса с Тимирязевским, а Дзержинского (который теперь стал называться Останкинским) — с Серпуховским, по следующим маршрутам:
- Калужско-Тимирязевский: из Тимирязева вдоль Дмитровского шоссе, по Новослободской улице (ст. Новослободская) к Самотёчной площади, по Бульварному кольцу с востока, через Замоскворечье (Новокузнецкая —Калужская Площадь) по Большой Калужской улице (Шаболовская — Калужская Застава) и по Киевскому шоссе на юго-запад;
- Останкинско-Серпуховский: от Останкино через Марьину рощу, площадь Коммуны (новая станция на Кольце), Самотёчную площадь вдоль западной части Бульварного кольца (оттуда до ст. Калужская (Октябрьская) и на юг по Мытной улице (вариант: через ст. Серпуховская по Большой Серпуховской улице) до Даниловского рынка (Тульская).
В 1940-е годы планировалось строительство Малой кольцевой линии, проходящей под Бульварным кольцом, а Останкинско-Серпуховский и Калужско-Тимирязевский диаметры должны были проходить вдоль западной и восточной частей Кольца соответственно.
- Останкинско-Серпуховской через станции: Чеховская - Никитские Ворота - Арбатская - Дворец Советов);
- Калужско-Тимирязевский через станции: Самотёчная Площадь - Сретенский Бульвар - Хохловская Площадь - Яузские Ворота.
В дальнейшем от проекта Малой кольцевой отказались.
Также в 1930-1940-е годы существовала идея о строительству глубокого ввода ж.д. По проекту одновременно с первыми линиями метро, должен был быть построен ещё железнодорожный сквозной диаметр, соединяющий Ярославское и Нижегородское направления через центр Москвы.
По проекту 1931-го года ж. д. диаметр соединил бы Балтийский (сейчас Рижский) вокзал с Абельмановской заставой, а в проектах конца 1940-х ввод должен был пойти на севере ещё дальше — от железной дороги Ярославского направления через станцию Ботанический Сад (Проспект Мира).
1950-е годы
В 1950-м году в пятую очередь строительства московского метро был внесён проект Рижского (Останкинского) радиуса, состоящего из четырёх станций: Ботанический Сад (совр. Проспект Мира), Рижская, Алексеевская и ВСХВ (совр. ВДНХ).
Радиус заменил собой северную часть глубокого ввода по плану 1947-го года и проходил приблизительно по трассе Дзержинского радиуса схемы 1938-го года с более частым расположением станций. Участок был сдан в эксплуатацию в 1958-м году.
Хоть и с Рижским радиусом линии всё уже было ясно, с южным постоянно случались изменения. Тогда диаметр всё ещё значился как Серпуховско-Рижский, и на юге должен был идти через станции: Трубная, Чеховская , Арбатская, Дворец Советов (Кропоткинская), Полянка, Серпуховская - ... - Балаклавская.
Трасса Калужско-Тимирязевского диаметра при этом выглядела так:
Калужская (- Южная (Новые Черемушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) - Черёмушкинская (Академическая) - Академическая - Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Новослободская - Савёловская - ... - Коровино
На юге маршрут линии был уже очень похож на итоговый, на севере линия частично повторяла трассу совр. Серпуховско-Тимирязевской, однако далее следовала в Коровино (современный Дмитровский район САО).
Как можно заметить, диаметры должны были пересекаться на станции Трубной.
В середине 1950-х появился и другой не менее интересный проект — соединение Рижского радиуса не с Серпуховским, а с Калининским. При сохранении станций Ботанический сад (Проспект Мира), Кировская (Чистые Пруды) и Площадь Ногина (Китай-Город) на севере, далее ветка бы шла на восток и проходила через станции: Яузские Ворота - Таганская - Застава Ильича и Новая (Авиамоторная) — практически по трассе современной Калининской линии.
План так и остался на бумаге, а в 1958-м году окончательно решили, что соединены будут Калужский и Рижский радиусы.
Правда трассировка линии в центре немного отличалась от сегодняшней:
Южная (Новые Черемушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) - Черёмушкинская (Академическая) - Академическая - Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Ботанический Сад (Проспект Мира)
В том же году был открыт первый (Рижский) участок линии от станции ВСХВ (ВДНХ) до станции Ботанический сад (Проспект Мира).
В 1962 году был введён в эксплуатацию Калужский радиус, который включал пять станций: Октябрьскую, Ленинский проспект, Академическую, Профсоюзную и Новую Черёмушки. Станция Шаболовская, хоть и предусматривалась исходным проектом, тогда построена не была. В 1964 году линию продлили до Калужской.
Тогда линия представляла собой два отельных радиуса и в центре соединена не была. При этом, в 1958-1972 годах Рижский радиус обозначался на картах жёлтым цветом, так что именно эта линия, а не Калининская была «первой жёлтой».
В 1960-х годах рассматривалось два варианта центрального участка линии:
- через станции Площадь Ногина (Китай-город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная
- через станции станции Площадь Ногина (Китай-город) - Кировская (Тургеневская) - Колхозная (Сухаревская)
В результате был выбран второй вариант. Строительство центрального участка началось в 1970 году, а полностью его удалось открыть ещё через два года.
Временная станция Калужская
В 1964-м году на Калужском радиусе линии была открыта временная станция Калужская, ставшая конечной. Калужская стала единственной наземной станцией линии, имела два тупиковых пути и платформу островного типа и находилась на территории электродепо "Калужское".
Станция просуществовала 10 лет, после (с открытием участка Новые Черёмушки — Беляево) была закрыта, а её название передано новой подземной станции на этом участке. В последние годы платформа, пути и прилегающие территории станции используются под склад.
Пересадка на Арбатско-Покровскую линию
Одним из нереализованных проектов линии можно назвать так и не сделанную пересадку на Арбатско-Покровскую линию. Дело в том, что ещё в конце 1930-х годах на участке Арбатско-Покровской линии Площадь Революции — Курская планировалось строительство двух дополнительных станций: Хмельницкой и Покровских Ворот.
Хмельницкая должна была составлять пересадочный узел со станцией Площадь Ногина (Китай-Город) Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, однако станция построена не была, а линии так и остались не связаны пересадкой.
Теперь поговорим о непостроенных станциях линии:
Станция Лосиноостровская
В 1970-е годы от станции Свиблово планировалось строительства ответвления с организацией вилочного движения: часть поездов следовала бы до станции Медведково (с промежуточной станцией Бабушкинская), а другая — до станции Лосиноостровская, которая находилась бы вблизи одноимённой платформы Ярославского направления.
На линии были построены заделы под съезды на ответвления, однако от строительства станции отказались ввиду большой загрузки Рижского радиуса. К слову, районы Лосиноостровский и Ярославский так и остались не обеспечены своей станцией метро.
Станция Якиманка
Станция должна была находиться на перегоне Третьяковская — Октябрьская. Её строительство планировалось в 1980-х годах, хотя станция присутствует и на более ранних перспективных схемах. В планах 1947-го года станция Якиманка значилась на Малой кольцевой линии:
Якиманка должна была быть расположена в районе улиц Большой Якиманки (по которой и получила своё название) и Малой Полянки и соединена пересадкой со станцией Полянка Серпуховско-Тимирязевской линии.
Точные сроки её строительства определены не были, а после 2005 года вероятность такого строительства ещё сильнее снизилась, так как предназначенную для этого шахту ликвидировали — на её месте возведён жилой комплекс «Евгений Онегин».
Ввиду этого от строительства станции пришлось отказаться, задел под неё также был ликвидирован.
Продление в Мытищи
Планы продления Калужско-Рижской линии за МКАД впервые озвучили в 1965 году, строительство новых станций предполагалось после 1980 года. В Генплане 1971 года показан перспективный участок с двумя станциями в черте Мытищ:
Станция Челобитьево
После 1985 года (с возникновением проекта о строительстве хордовых линий) проект будущего участка линии был изменён, за северной конечной станцией Медведково теперь хотели построить одну станцию, а не две (причём не в том месте, где она была предусмотрена Генпланом). Задел по участку был создан ещё при строительстве линии до Медведково, а главные пути линии доходят практически до МКАД.
Станции было дано название по одноимённой деревне городского округа Мытищи Московской области —"Челобитьево".
Предположительно она должна была находиться находиться к северу от МКАД и восточнее Осташковского шоссе, на пересечении проектируемых проездов №178 (продолжение Благовещенской улицы), №216 (соединение Благовещенской улицы с Челобитьевским шоссе) и №497 (проезд вдоль ТЭЦ-27). Помимо станции на линии должно было открыться новое депо.
На схемах в вагонах в 1993 году станция ненадолго появляется как строящаяся. После этого планы несколько раз меняются, в основном, выражаясь в наличии или отсутствии следующей после «Челобитьева» станции «Мытищи». В 2011 году говорилось, что станция будет построена до 2020 года, однако уже через год в связи со строительством БКЛ стройплощадка была законсервирована, а техника вывезена.
В 2019 году было принято решение отказаться от планов продления линий Московского метрополитена в Московскую область. В июне 2020 года появлялась информация о том, что в 2023 году планируется в очередной раз приступить к разработке проекта продления линии метро в Мытищи и строительстве станции Челобитьево, однако на настоящий момент проектирование заморожено.
Станция Мытищи
На некоторых перспективных схемах метро конца 1990-х годов в Мытищах появлялись уже две станции.
В июне 2012 году власти Москвы и Мытищинского района приняли решение о продлении в 2014 году Калужско-Рижской линии сразу к 14-му и 15-му микрорайонам Мытищ со строительством станции Мытищи-Борисовка в месте, где ранее станция метро никогда не планировалась: на пересечении улиц Борисовка и Сукромка, в связи с чем встал вопрос о судьбе станции Челобитьево.
Позже в проект решили включить обе станции, однако через несколько месяцев московское руководство отложило вопрос строительства продления Калужско-Рижской линии в Мытищи на перспективу.
Вопрос о продлении линии вновь широко обсуждался в 2019 году, в ходе которого решили окончательно отказаться от строительства этой станции, как и от любых других, расположенных на территории Московской области. Вместо этого к 2025 году запланирован запуск линии МЦД-5, которая свяжет северо-восток (включая Мытищи) с югом Москвы. Тем не менее, позже было объявлено, что к вопросу о проектировании станции Челобитьево, а также ещё одной — «Мытищи», вернутся после 2023 года, хотя на плане развития московского метро до 2030 года станции не появлялись.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!