Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мы подготовили для вас обзор Калужско-Рижской линии московского метро. Приятного чтения!
Калужско-Рижская линия обозначена оранжевым цветом и номером 6 на схеме метрополитена. Проходит с северо-востока на юго-запад, имеет длину 37,8 км и 24 станции. Конечными станциями являются Медведково — на севере и Новоясеневская — на юге.
Ветку обслуживают два депо: первое — электродепо "Свиблово", расположено на севере, между станциями Свиблово и Бабушкинская; второе — электродепо "Калужское", находится на юге, между станциями Новые Черёмушки и Калужская.
Что касается подвижного состава, то на линии ходят следующие модели поездов: "Номерной", "Ока", "Москва" и "Москва-2020".
История
Первый (северный) участок будущей Калужско-Рижской линии длиной 5,4 км был открыт в 1958 году. Он практически полностью проходил под проспектом Мира и связывал центр Москвы с ВСХВ. Этот участок носил название Рижский радиус до 1972 года. На радиусе были построены 4 станции: Ботанический Сад (современная станция Проспект Мира), Рижская, Мир (нынешняя Алексеевская) и ВСХВ (нынешняя ВДНХ).
В 1962 году был открыт южный участок линии длиной 8,9 км, получивший название Калужский радиус. Он соединил центр столицы с юго-западом и включал пять станций: Октябрьскую, Ленинский проспект, Академическую, Профсоюзную и Новые Черёмушки. При этом, станция Шаболовская была открыта только в 1980 году.
В 1964 году Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо. На территории нового депо в течение десяти лет — с 1964 года по 1974 — размещалась наземная станция Калужская. В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта. Тогда же открылась станция Беляево.
С момента открытия линии и до 1972 года Рижский радиус линии обслуживало электродепо Красная Пресня, находящееся вблизи станции Улица 1905 Года Таганско-Краснопресненской линии.
С октября 1962 по январь 1972 года линия существовала как два радиальных участка. Первыми открытыми станциями центрального участка линии стали Октябрьская, Новокузнецкая (нынешняя Третьяковская) и Площадь Ногина (нынешняя Китай-город). В январе 1972 года открылась ещё две станциями — Колхозная (современная Сухаревская) и Тургеневская.
В 1978 году линия была продлена на север — от станции до станции Медведково, на участке были сооружены 4 станции: Ботанический Сад, Свиблово, Бабушкинская и Медведково, тогда же было открыто электродепо Свиблово. В том же году были открыты станции Коньково и Тёплый Стан на юге линии.
Последними построенными станциями линии стали Ясенево и Битцевский парк (нынешняя Новоясеневская), вступившие в строй в январе 1990 года.
Ранее на Калужско-Рижской линии курсировали такие поезда, как вагоны типа "Г", Е, Еж1, Ем, Ем-508, Ем-509 и 81-717.5М/ 714.5M "Номерной".
По части перспектив развития линии, ещё с советских времён планировалось продление линии на север от станции Медведково в подмосковный город Мытищи с открытием станции Челобитьево, однако в 2019 году было принято решение отказаться от этого проекта. Нельзя сказать, что сейчас это решение окончательное, так как уже в 2020 году снова появилась информация о возможном продлении линии после 2023 года.
В 2024 году на строящейся Троицкой линии планируется открыть станцию Академическую. Станция будет иметь пересадку на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Планируется, что новая Академическая будет расположена восточнее пересечения улицы Дмитрия Ульянова с проспектом 60-летия Октября и Профсоюзной улицей.
Переименованные станции
Несколько станций Калужско-Рижской линии меняли свои названия. Первой стала станция ВДНХ: с момента открытия (1958 год) до 1959 года она носила название ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).
Кроме того, свои названия меняли станции Алексеевская, Проспект Мира, Сухаревская, Китай-город и Третьяковская. Алексеевская была переименована два раза: с момента открытия в 1958 году и до 1966 года станция называлась Мир, кстати, это самое короткое название станции метро Москвы за всю историю. В 1966 году станция была переименована в Щербаковскую - в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А.С. Щербакова. Однако в 1990 году станция вновь сменила название на Алексеевскую в память об одноимённом бывшем подмосковном селе, известном с XV века.
Станции Проспект Мира, с момента открытия и до 1966 года называлась Ботанический Сад, в честь Ботанического сада МГУ, известного также как Аптекарский огород. Станция Третьяковская была переименована в 1983 году, ранее она она носила название Новокузнецкая.
В 1990 году сменили название ещё две станции: станция Сухаревская ранее носила название Колхозная и станция Китай-город ранее называлась Площадь Ногина.
Последней переименованной станцией оранжевой линии стала Новоясеневская, с момента открытия в 1990 году и до 2009 года станция носила название Битцевский Парк. Старое название станции передали строящейся станции Бутовской линии.
Наземные участки
На линии нет станций, расположенных на поверхности. Однако на перегоне между станциями Бабушкинская и Медведково расположен крытый Медведковский метромост через реку Яузу. Мост был сооружен в 1978 году, он является единственным типом конструкции, полностью поддерживающей тоннельные перегоны на собственных опорах, и расположенной над естественным уровнем почвы данного ландшафта (то есть для возведения моста реку Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже точки нулевого уровня).
Интересные факты
1. С момента открытия первого участка линии в 1958 году по 1972 год Рижский радиус линии обозначался на картах жёлтым цветом, из-за чего некоторые называли эту линию «первой жёлтой». В XXI веке это название почти не употребляется
2. Калужско-Рижская линия является единственной линией в московском метро и на постсоветском пространстве с двумя подряд расположенными на ней станциями с кросс-платформенной пересадкой: Китай-город и Третьяковская
3. "ВДНХ" - единственное название станции московского метро, в котором буквы расположены в алфавитном порядке
4. Путевые стены станции Свиблово Калужско-Рижской линии украшены 48 мозаичными изображениями (по 24 на каждой из стен), посвящёнными городам России. Половина мозаик представляет собой гербы, другая — квадратные панно. Гербы и панно чередуются друг с другом. Каждая из мозаик подписана литыми буквами, стилизованными под старославянскую вязь. Там встречаются такие города, как: Ярославль, Галич, Юрьев-Польский, Кострома, Рыбинск, Иваново и др.
5. Название "Калужская" в разное время носили три станции метрополитена: первая — нынешняя Октябрьская Кольцевая (с 1950 до 1961 гг.), вторая — "старая" Калужская (с 1964 до 1974 гг.) и нынешняя Калужская, открытая в 1974 году
На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Будем рады вашей подписке, лайку и комментарию. Удачи и до новых встреч!