Найти тему
Заметки о столице

Калужско-Рижская линия метро: обзор

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мы подготовили для вас обзор Калужско-Рижской линии московского метро. Приятного чтения!

Калужско-Рижская линия на схеме московского метро. Портал Яндекс.Метро.
Калужско-Рижская линия на схеме московского метро. Портал Яндекс.Метро.

Калужско-Рижская линия обозначена оранжевым цветом и номером 6 на схеме метрополитена. Проходит с северо-востока на юго-запад, имеет длину 37,8 км и 24 станции. Конечными станциями являются Медведково — на севере и Новоясеневская — на юге.

Трассировка Калужско-Рижской линии метро на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Трассировка Калужско-Рижской линии метро на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Ветку обслуживают два депо: первое — электродепо "Свиблово", расположено на севере, между станциями Свиблово и Бабушкинская; второе — электродепо "Калужское", находится на юге, между станциями Новые Черёмушки и Калужская.

Электродепо "Калужское" вблизи одноимённой станции. Фото с сайта: moscowmap.ru.
Электродепо "Калужское" вблизи одноимённой станции. Фото с сайта: moscowmap.ru.

Что касается подвижного состава, то на линии ходят следующие модели поездов: "Номерной", "Ока", "Москва" и "Москва-2020".

Поезд "Москва" на станции ВДНХ. Фото отсюда: https://transphoto.org.
Поезд "Москва" на станции ВДНХ. Фото отсюда: https://transphoto.org.

История

Первый (северный) участок будущей Калужско-Рижской линии длиной 5,4 км был открыт в 1958 году. Он практически полностью проходил под проспектом Мира и связывал центр Москвы с ВСХВ. Этот участок носил название Рижский радиус до 1972 года. На радиусе были построены 4 станции: Ботанический Сад (современная станция Проспект Мира), Рижская, Мир (нынешняя Алексеевская) и ВСХВ (нынешняя ВДНХ).

Станция ВСХВ (ныне ВДНХ) в 1958-1959 годах. Фото отсюда: https://pastvu.com.
Станция ВСХВ (ныне ВДНХ) в 1958-1959 годах. Фото отсюда: https://pastvu.com.

В 1962 году был открыт южный участок линии длиной 8,9 км, получивший название Калужский радиус. Он соединил центр столицы с юго-западом и включал пять станций: Октябрьскую, Ленинский проспект, Академическую, Профсоюзную и Новые Черёмушки. При этом, станция Шаболовская была открыта только в 1980 году.

Схема московского метро 1967 года. Взята отсюда: https://fishki.net.
Схема московского метро 1967 года. Взята отсюда: https://fishki.net.

В 1964 году Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо. На территории нового депо в течение десяти лет — с 1964 года по 1974 — размещалась наземная станция Калужская. В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта. Тогда же открылась станция Беляево.

Старая станция Калужская. Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Старая станция Калужская. Фото отсюда: bangkokbook.ru.

С момента открытия линии и до 1972 года Рижский радиус линии обслуживало электродепо Красная Пресня, находящееся вблизи станции Улица 1905 Года Таганско-Краснопресненской линии.

С октября 1962 по январь 1972 года линия существовала как два радиальных участка. Первыми открытыми станциями центрального участка линии стали Октябрьская, Новокузнецкая (нынешняя Третьяковская) и Площадь Ногина (нынешняя Китай-город). В январе 1972 года открылась ещё две станциями — Колхозная (современная Сухаревская) и Тургеневская.

В 1978 году линия была продлена на север — от станции до станции Медведково, на участке были сооружены 4 станции: Ботанический Сад, Свиблово, Бабушкинская и Медведково, тогда же было открыто электродепо Свиблово. В том же году были открыты станции Коньково и Тёплый Стан на юге линии.

Схема московского метрополитена 1980 года. Фото отсюда: https://fishki.net.
Схема московского метрополитена 1980 года. Фото отсюда: https://fishki.net.

Последними построенными станциями линии стали Ясенево и Битцевский парк (нынешняя Новоясеневская), вступившие в строй в январе 1990 года.

Станция Битцевский Парк (ныне Новоясеневская) в 1990 году. Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Станция Битцевский Парк (ныне Новоясеневская) в 1990 году. Фото отсюда: bangkokbook.ru.

Ранее на Калужско-Рижской линии курсировали такие поезда, как вагоны типа "Г", Е, Еж1, Ем, Ем-508, Ем-509 и 81-717.5М/ 714.5M "Номерной".

Поезд типа "Г" на станции Новые Черёмушки в 1962 году. Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Поезд типа "Г" на станции Новые Черёмушки в 1962 году. Фото с сайта: bangkokbook.ru.

По части перспектив развития линии, ещё с советских времён планировалось продление линии на север от станции Медведково в подмосковный город Мытищи с открытием станции Челобитьево, однако в 2019 году было принято решение отказаться от этого проекта. Нельзя сказать, что сейчас это решение окончательное, так как уже в 2020 году снова появилась информация о возможном продлении линии после 2023 года.

В 2024 году на строящейся Троицкой линии планируется открыть станцию Академическую. Станция будет иметь пересадку на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Планируется, что новая Академическая будет расположена восточнее пересечения улицы Дмитрия Ульянова с проспектом 60-летия Октября и Профсоюзной улицей.

Проект станции Академическая Троицкой линии. Фото: vm.ru.
Проект станции Академическая Троицкой линии. Фото: vm.ru.

Переименованные станции

Несколько станций Калужско-Рижской линии меняли свои названия. Первой стала станция ВДНХ: с момента открытия (1958 год) до 1959 года она носила название ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).

Кроме того, свои названия меняли станции Алексеевская, Проспект Мира, Сухаревская, Китай-город и Третьяковская. Алексеевская была переименована два раза: с момента открытия в 1958 году и до 1966 года станция называлась Мир, кстати, это самое короткое название станции метро Москвы за всю историю. В 1966 году станция была переименована в Щербаковскую - в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А.С. Щербакова. Однако в 1990 году станция вновь сменила название на Алексеевскую в память об одноимённом бывшем подмосковном селе, известном с XV века.

Станция Колхозная (ныне Сухаревская) в 1973 году. Фото отсюда: pastvu.com.
Станция Колхозная (ныне Сухаревская) в 1973 году. Фото отсюда: pastvu.com.

Станции Проспект Мира, с момента открытия и до 1966 года называлась Ботанический Сад, в честь Ботанического сада МГУ, известного также как Аптекарский огород. Станция Третьяковская была переименована в 1983 году, ранее она она носила название Новокузнецкая.

В 1990 году сменили название ещё две станции: станция Сухаревская ранее носила название Колхозная и станция Китай-город ранее называлась Площадь Ногина.

Станция Площадь Ногина (ныне Китай-город) в 1971 году. Фото отсюда: https://pastvu.com.
Станция Площадь Ногина (ныне Китай-город) в 1971 году. Фото отсюда: https://pastvu.com.

Последней переименованной станцией оранжевой линии стала Новоясеневская, с момента открытия в 1990 году и до 2009 года станция носила название Битцевский Парк. Старое название станции передали строящейся станции Бутовской линии.

Наземные участки

На линии нет станций, расположенных на поверхности. Однако на перегоне между станциями Бабушкинская и Медведково расположен крытый Медведковский метромост через реку Яузу. Мост был сооружен в 1978 году, он является единственным типом конструкции, полностью поддерживающей тоннельные перегоны на собственных опорах, и расположенной над естественным уровнем почвы данного ландшафта (то есть для возведения моста реку Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже точки нулевого уровня).

Медведковский метромост через реку Яузу. Фото с сайта: wiki2.org.
Медведковский метромост через реку Яузу. Фото с сайта: wiki2.org.

Интересные факты

1. С момента открытия первого участка линии в 1958 году по 1972 год Рижский радиус линии обозначался на картах жёлтым цветом, из-за чего некоторые называли эту линию «первой жёлтой». В XXI веке это название почти не употребляется

Схема метро 1964 года. Рижский радиус обозначен жёлтым цветом. Взята отсюда: https://www.metro.ru
Схема метро 1964 года. Рижский радиус обозначен жёлтым цветом. Взята отсюда: https://www.metro.ru

2. Калужско-Рижская линия является единственной линией в московском метро и на постсоветском пространстве с двумя подряд расположенными на ней станциями с кросс-платформенной пересадкой: Китай-город и Третьяковская

Схема станции Китай-город. Неформальные названия разных залов станции обусловлены разной формой колонн на них. Схема отсюда: https://pokayadoma.ru.
Схема станции Китай-город. Неформальные названия разных залов станции обусловлены разной формой колонн на них. Схема отсюда: https://pokayadoma.ru.

3. "ВДНХ" - единственное название станции московского метро, в котором буквы расположены в алфавитном порядке

4. Путевые стены станции Свиблово Калужско-Рижской линии украшены 48 мозаичными изображениями (по 24 на каждой из стен), посвящёнными городам России. Половина мозаик представляет собой гербы, другая — квадратные панно. Гербы и панно чередуются друг с другом. Каждая из мозаик подписана литыми буквами, стилизованными под старославянскую вязь. Там встречаются такие города, как: Ярославль, Галич, Юрьев-Польский, Кострома, Рыбинск, Иваново и др.

Путевая стена станции Свиблово. Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Путевая стена станции Свиблово. Фото отсюда: bangkokbook.ru.

5. Название "Калужская" в разное время носили три станции метрополитена: первая — нынешняя Октябрьская Кольцевая (с 1950 до 1961 гг.), вторая — "старая" Калужская (с 1964 до 1974 гг.) и нынешняя Калужская, открытая в 1974 году

На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Будем рады вашей подписке, лайку и комментарию. Удачи и до новых встреч!