Найти тему
ИСКУССТВОВАЧ

Ужасы войны в искусстве

В истории человечества войны становятся причиной не только смерти и разрушений, но и дают повод для размышлений о вечных вопросах о смысле и ценности человеческой жизни. Военные конфликты, хотя и являются неотъемлемой частью нашей истории, но потери и страдания, которые они приносят, никогда не может оставаться незамеченной. В этом контексте искусство становится важным инструментом передачи этой великой трагедии и рефлексии о её последствиях.

Сабинянки, Жак Луи Давид, 1799
Сабинянки, Жак Луи Давид, 1799

Война – это, во-первых, состязание. Она выглядит как спорт, но последствия от поражении гораздо серьезнее. Открывая тему войны, стоит остановить внимание на скульптуру Ники Самофракийской. Она – воплощение безудержного стремления к победе. В античности и не только, война воспринималась не как всемирная трагедия, а как поле проявления божественного провидения. Это поле, где совершаются великие подвиги, где обычные юноши становятся героями, где им дается возможность проявить храбрость и мужество. Место, в котором раскрываются такие человеческие качества, не может демонизироваться. В этом контексте Ника Самофракийская словно стремится увековечить вечную победу, она и есть кристаллизация воинской доблести. Смотря на нее можно осознать насколько отличалось греческое мировосприятие от нашего. Для греческой культуры война – диалектическое явление, помогающее всеобщему развитию. Об этом твердят метопы Парфенона, где изображены разные сцены схваток и битв сначала между титанами богами (гигантомахия), потом между лапифами и кентаврами (кентавромахия) и между греками и амазонками (амазономахия). Это спиралевидный спуск с мира божественных сражений до человеческих и дикими существами подчеркивает греческий космоцентризм, где обыкновенному человеку нету места.

Ника Самофракийская
Ника Самофракийская

Метопы Парфенона, где греки всегда побеждают
Метопы Парфенона, где греки всегда побеждают
Южные метопы Парфенона
Южные метопы Парфенона

До нового времени войну все воспринимали как обыденное явление, считая ее неотъемлемой частью жизни. Поскольку в средние века Европа вся почти была христианизированной, новая религия, несмотря на кажущееся миролюбие, смогла найти оправдание. Появился термин специально для войн, допускаемых Богом (bellum justum). Как еврейских народ на страницах Ветхого завета то побеждал, то терпел поражение, так и в жизни войны носили поучительный характер, где проявлялась божественная воля. Один из первых художников, который вышел из религиозной спячки и представил обществу все те зверства, которые происходили на войне, был Жак Калло. Его известная серия “Большие бедствия войны” рассказывает о разгроме и завоевании Лотарингии Францией. Как истинный патриот, лотарингец Калло на своих гравюрах изображает все сцены насилия, смерти и унижения, через которые проходили его сородичи. Самый известный лист – “Повешение”. Старый дуб, который стоит в центре, на себя держит повешенных гроздьями. Это преступники и воры, некоторые из которых стоят около дерева и ждут своей очереди. Справа мы видим двух безразличных мужчин, играющих в кости, чтобы оттянуть время до смерти. Удивительная параллель между беспечными преступниками и висящими передает уровень поверхностности человеческого сознания, когда смерть постоянно проходит мимо нас, но мы продолжаем играть в бессмысленные игры.

Жак Калло, "Повешение", 1633
Жак Калло, "Повешение", 1633

Такая же серия в 19 веке появится у Гойи – “Ужасы войны”, где художник более беспощадно демонстрирует все те пороки, которые активно проявляются на войне, так как больше нету подавляющей общественной морали. Война – единственная арена для выплескивания своей деструктивности. Затяжной конфликт межд Испанией и Францей, блокада и голод – основная тема офортной серии Гойи, а изможденные тела и груда трупов – злосчастные участники этих событий. Помимо поразительного реализма, к которому прибегает художник для передачи чувства ужаса, в серии встречаются работы с символическим подтекстом. Например, лист под названием “Правда умерла”. Лежащая женщина с обнаженной грудью выглядит как святая. Она окружена скорбящими мужчинами, которые стали жертвой политического лицемерия и безразличия к народу.

Франсиско Гойя, "Правда умерла", 19 в
Франсиско Гойя, "Правда умерла", 19 в
Франсиско Гойя, "Какая смелость"
Франсиско Гойя, "Какая смелость"
Франсиско Гойя, "Ничего не поделаешь"
Франсиско Гойя, "Ничего не поделаешь"

Подпишитесь, чтобы читать продолжение статьи. Спасибо за внимание! Ставьте лайки и комментарий.