Приключения офицера-подводника
Учебный центр
Пути Господни неисповедимы. Неожиданно выпала козырная карта: наш экипаж, тянувший каботажно-обеспечивающую лямку, решили отправить на межпоходовую подготовку в Учебном центре в городе Обнинске. Мы с женой на заре подводной службы оставили в Обнинске частички своих сердец. Места нашей наивно-романтической юности в самом начале службы на флоте.
Для меня и многих коллег программа подготовки в Центре трудности не представляет. Понимаем, что лучше, чем здесь, по многим вопросам подготовки просто не может быть. Чего стоит только отработка борьбы за живучесть корабля. Если предлагаемый вариант борьбы с поступлением воды в прочный корпус не вызывал доверия даже у лейтенанта, то борьба с пожаром – это что-то. В учебном типовом отсеке подводной лодки, чувствуешь, как сгорает кислород, становится немного страшно, но деваться некуда, надо успеть включиться в изолирующие дыхательные аппараты (ИДА) и постараться потушить очаг пожара. При этом очаги возгорания неожиданно появляются в разных местах одновременно и порознь в самых недоступных местах отсека. Отсидеться пассивно невозможно, упражнение продолжается до полной отработки каждого подводника и всего личного состава отсека в целом.
В свое время такая отработка у меня, новоиспеченного лейтенанта, оставила сильное впечатление. Все это и многое другое предстояло нам вкусить. Но у помощника командира в этом «походе» за знаниями и навыками свои специфические заботы.
В первую очередь предстоит подготовить экипаж к поездке. А это значит не забыть документы, продовольственные аттестаты, проследить за упаковкой вещей, особенно личного состава срочной службы. Заказать автобусы до аэродрома, оформить требуемую документацию на полет в десантно-грузовом самолете АН-12 из Мурманска до аэродрома Чкаловск и на возвращение поездом из Москвы в Мурманск. Предстоит на автобусе организованно доехать до военного аэродрома, погрузиться в самолет. От Чкаловска на автобусах прибыть в Тушино и переодеться в сухопутную форму, упаковать для хранения флотскую форму, доехать до Обнинска и там устроиться. На обратном пути доехать на выделенных автобусах до Москвы, переодеться в Тушине, следовать до Ленинградского вокзала, затем прямой поезд до Мурманска и – возвращение на автобусах в Западную Лицу. Численность экипажа – около 100 человек.
Логистика сформирована. Все для путешествия предварительно спланировано, согласовано и заказано. Осталось получить сухой паек на дорогу, предусмотреть, как организовать прием пищи (одноразовой посуды тогда не было), получить аттестаты и многое другое. Четко организовать дежурную службу для исключения травм и иных происшествий. Кроме того, казарменное помещение оставить так, чтобы по возвращении все имущество оказалось на месте и было готово для немедленного заселения и начала приемки подводной лодки.
Для меня примером был и остается при выполнении таких задач предусмотрительность и хозяйственная хватка старшего помощника командира капитана 3 ранга Анатолия Павловича Илюшкина (впоследствии – командир головной подводной лодки К-525 949-го проекта, заместитель командира дивизии, капитан 1 ранга), который заболел перед отправкой и прибыл в Обнинск позже. Поэтому нагрузка на помощника командира двойная.
Наконец дан старт. Своевременно (как ни странно) поданы автобусы. Их четыре, потому что, кроме пассажиров, в них везут сухой паек на весь экипаж, чемоданы и др. После завтрака в столовой, однако своими «харчами» с горячим кофе, начали движение колонной на автобусах по «мурманскому тракту». Вскоре один них забарахлил. Пассажиров распределили по другим автобусам, неисправный оставили на обочине, пообещав оперативно прислать подмогу. Главное – не останавливаться, флотский самолет ждать не будет. Без дальнейших приключений добрались до аэродрома.
Заполярный военный аэродром для подводника – нечто фантастическое. Зима. Ветер и собачий холод. В чистом поле на большом расстоянии друг от друга разбросаны самолеты.
Их типы и марки нам неведомы. Только наш командир Макаров оживился и начал рассказывать интересные факты о каждом из них. Так как было невыносимо холодно и мы находились не на подводной лодке, где любое слово командира записывается и выполняется, его энтузиазму мало кто внимал, разве что замполит и секретарь партийной организации. Изредка проезжает одетый в меховые одежды и непременно на велосипеде кто-нибудь из технического состава, и почему-то его с лаем сопровождает местный лохматый пес. Похоже, чтобы не замерзнуть. На все это хозяйство – одно небольшое двухэтажное здание, ощетинившееся множеством антенн. Экипажу разрешили расположиться в техническом помещении на первом этаже, так как вылет задерживался. Но вылет вылетом, а обед по расписанию. Рыбные и мясные консервы, хлеб и консервированный компот пришлись всем по вкусу – хорошо, что предусмотрительно прихватили самые простые алюминиевые ложки, давно снятые со снабжения. Часть народа двинулась на улицу на перекур, остальные тут же заснули. Любимое дело подводника. При любой паузе, в удобной или неудобной позе он должен поспать. Можно даже авансом – ведь никогда не знаешь, чтó тебя ожидает в дальнейшем. Много лет спустя мои коллеги по Управлению военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации во время наших командировок на Северный Кавказ и во многие другие регионы страны удивлялись, что «подводник» все время спит. Переносится выезд, едем на поезде, летим на вертолете или еще на чем-нибудь – спит. Профессиональная привычка, пожарные на нашем фоне «отдыхают».
По сигналу загрузились в огромный десантно-грузовой самолет АН-12. Командир, замполит, механик и особо приближенные, всего человек двенадцать, устроились в теплой кабине или отсеке самолета. Остальные во главе со мной расселись на скамейках вдоль бортов грузового отсека. Отсюда сквозь огромные щели видна «улица», то есть небо. На высоте заметно холоднее, чем на земле. Многие члены экипажа без теплого белья. Матросов срочной службы я проверил на наличие кальсон, но офицеры и мичманы – люди самостоятельные. У меня под сиденьем огромная канистра со спиртом. Страховка от возможных рисков в пути. Думаю: вот бы согреться «соточкой».
Но не успели окончательно замерзнуть, как прибыли на подмосковный аэродром, где уже ожидала колонна комфортабельных автобусов. Заметил: чем дальше от родного флота, тем выше авторитет подводника. Относятся к нам чуть ли не с почтением. В Тушине переоделись в сухопутную форму, несмотря на недовольство ее размерами и состоянием. Командир выбрал синие брюки, как у летчиков. Не одно поколение героических подводников с 1956 года носило эту форму, и к 1976 году их состояние было удручающее. Вот очередной Клондайк для вещевой службы. Родную флотскую форму аккуратно упаковали и оставили на хранение. Разобрались с переодеванием быстрее, чем я ожидал, так как ужинать предстояло на финишной точке, а прием пищи – одна из самых привлекательных сторон воинской службы. Таким образом, организованно, без потерь и приключений прибыли в Обнинск. Обучение и практическая отработка по специальности прошли по штатной схеме. Руководство и преподавательский состав претензий к нам не имели. Выучка и подготовленность экипажа были в целом на высоком уровне.
Обратный путь особых забот не составил. Основную часть пути преодолели на поезде Москва – Мурманск. Сложнее всего было на Ленинградском вокзале, куда прибыло множество провожавших родственников, а кроме них явились некоторые особы, пытавшиеся соблазнить молодых мичманов и матросов срочной службы – непростое испытание для их неокрепших душ. Но благополучно загрузились. Условия комфортные, можно организовать нормальное питание, к тому же, что важно, после холодного самолета в вагоне тепло и уютно.
Вроде бы небольшое путешествие, а хлопот немало. Естественно, подобные переезды подробно регламентированы разными руководствами и приказами. Однако все организовать и четко выполнять утвержденный план непросто. Для нас, привыкших к длительному автономному плаванию, все кажется обыденно. В море даже проще, ибо никуда не денешься с подводной лодки. Исторически моряки – народ, подверженный анархизму. Особенно в период безделья на берегу и при переездах на транспорте. Ответственность за безопасность каждого члена экипажа высока. С одной стороны, экипажу проще, каждый командир подразделения отвечает за своих подчиненных. Дело остается за малым, составить подробный план действий, довести и растолковать его каждому руководителю, и вперед. Помощнику оставалось только заказывать транспорт, согласовывать по времени и месту взаимодействие в пунктах пересадок. В тот период коммуникация была весьма ограниченна. Телефоны для оперативной связи находились только на командных пунктах. В то время сопровождения в режиме реального времени даже не представляли. Своеобразным онлайн-сопровождением скорее были оперативные службы Главного штаба ВМФ и Северного флота.
Убежден, что такие переходы в составе экипажа даже на сухопутье помогают формированию командных навыков и чувства ответственности помощника командира. Своеобразная командирская закалка в несвойственных условиях.
Продолжение следует…
ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ
Автор: Б. С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!