Найти в Дзене
История разведки
Подписаться

Елена Косова была не только верной женой но и надежной помощницей в деле своего мужа-разведчика

Родившись в 1925 году в семье офицера-пограничника, девушка не успела повоевать, но зато поступила на двухгодичные курсы иностранных языков Высшей школы Министерства государственной безопасности (МГБ).

Попала в группу английского языка. Учили его по Джеку Лондону и другим классикам. Контрольные делали по экономическим текстам, взятым из английских газет.

Нагрузка у слушателей была максимальной. На группу из пяти человек приходилось шесть преподавателей, которые по 7-8 часов ежедневно заставляли слушать американское радио, учиться бегло писать и отрабатывать произношение. По воспоминаниям Елены, к окончанию учебы ее английская речь была безупречной — она говорила с чистейшим британским акцентом.

Примечание:

На практической работе это обернулось для нее некоторыми проблемами. Ее речь была слишком грамотной и литературной, Поэтому, когда Елена с мужем приехала работать в Нью-Йорк, американцы ее вначале просто не понимали.

Супругом Елены был выпускник школы МГБ Николай Косов. Молодая пара сначала проработав несколько лет на американском направлении отдела «В» Комитета информации (так тогда называлась внешняя разведка), отправилась в первую зарубежную командировку в США. При этом Николай ехал в Америку как корреспондент ТАСС, а Елена в качестве сотрудницы советской делегации при ООН, специалиста по защите прав женщин.

В нью-йоркской резидентуре она исполняла обязанности оперативного секретаря: печатала на машинке, занималась переводами справок и донесений. Постепенно ее стали привлекать к оперативной работе.

По крышевой, то есть официальной, Косову пригласили в штаб-квартиру ООН, поручив африканский участок. Там она занималась анализом ситуации по некоторым территориям и выступала с докладами. Свою работу выполняла четко.

На тот момент Елена была единственной советской женщиной в штате ООН. В подчинении у нее, как международного чиновника, оказались сотрудники из Австрии, Польши, Великобритании и Китая.

После окончания рабочего дня, она садилась в машину и ехала в резидентуру при генконсульстве СССР в Нью-Йорке.Там у Косовой руководителем был Владимир Барковский, который возглавлял группу научно-технической разведки. Он поручал ей закладки и выемки материалов из тайников. На связи у нее был агент из числа иностранных чиновниц ООН. Общение двух женщин в торговых центрах, дамских комнатах и парикмахерских не вызывали подозрений.

Однажды Косовой пришлось участвовать в подаче сигнала опасности советскому разведчику-нелегалу. У него была назначена встреча по явке с сотрудником нью-йоркской резидентуры в одном из парков в соседнем штате. Согласно оперативной информации в этом месте работали несколько бригад наружного наблюдения ФБР. Разведчика надо было снимать с проверочного маршрута,. Заранее перехватить его на пути следования к месту явки не удалось. Косовой пришлось с риском для себя идти в парк и на одной из его аллей передать условленный сигнал.

Супруги Косовы проработали в США семь лет: В 1956 году беременная Елена вернулась в Москву — рожать. После возвращения она решила уйти в трехлетний отпуск, чтобы посвятить себя воспитанию ребенка. Ей предложили уволиться с возможностью восстановления на службе в любое время, но она этого так и не сделала.

-2

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Когда ее супруг Николай Косов был направлен в Будапешт на должность представителя КГБ в Венгрии и проработал там 12 лет, 50-летняя Елена увлеклась лепкой.

Сделанные ее рукой портреты удивляют внутренним содержанием образов. В 1984 году ее приняли в Союз художников СССР. У нее состоялось 12 персональных выставок. 60 ее работ хранятся в музеях России, Венгрии, Франции и Германии.

Елена Вавилова – жена Андрея Безрукова или вторая половина семейной пары разведчиков-нелегалов