Бегал бы и бегал себе по асфальту, по стадиону, по парковым ровным дорожкам, ан нет тянет туда, где волки ср4ть боятся. Ну волки может и боятся, а мы запросто. Как-то лет 5 назад заманили на пробежку и не просто пробежку, а в горы, по первому снегу. «Да километров 15», говорили они. «в удовольствие пробежимся, посмотрим виды», говорили они… Ну да, ну да.
Когда я на бровях доползал последние пару километров, за мной даже вернулись на машине, загрузили и сказали: «Теперь ты либо никогда не будешь бегать трейлы, либо влюбишься в них», цитата, видимо взятая у Джейсона Стетхема. К слову, получилось не 15, а 30 километров (с учетом, что больше 20 я никогда не бегал) и это, как мне казалось были сплошные подъемы. Меня отпоили колой, накормили солёненькими орешками.
Нормальный человек, наверное, сжег бы трейловые кроссовки в ближайшем крематории, я подумал, что нужно подготовиться и взять реванш (псих). Как оказалось, это была будущая трасса горного забега, просто я бежал с организаторами, которые придумывали и испытывали маршрут. Поэтому реванш всё-таки состоялся.
К чему тут эта душещипательная история? Трейлраннинг, оно тебе надо? Возможно кому-то помогу ответить на этот вопрос.
Минусы
Начну с минусов, так как до конца статьи мало кто читает, а что, а вдруг эти строки кому-то будут полезны. Эти минусы условные и основанные на личном опыте, личной кривоногости и пофигизме, почему бы и нет.
- Кроссовки на много быстрее выходят из строя. Говорил же субъективизм. Когда как асфальтные подкрадули стабильно работают и два сезона, трейловых не всегда хватает на один (были случаи, что убивал за лето). Это связано с тем, что различные камни, ветки, корни, грязь норовят уничтожить любимые тапки. Еще и кросс-походы через бурелом, броды рек, курумник. В общем факторов хоть отбавляй. И если асфальтовые еще донашиваю в повседневной жизни, то трейловые выглядят ужасно 😁 (заплатки, стертый протектор и так далее)
Техника бега. Можно кидать в меня потными носками (все-равно не попадете), но считаю, что бегая на постоянной основе по пересеченной местности, длительные тренировки в горах у бегуна страдает «красивая» техника бега, которая так отличает асфальтовых бегунов. Зачастую нет пресловутого «колеса», так как трейлраннинг подразумевает частую смену поверхности, подъемы, спуски, где играют роль совсем другие техники, приемы и собственные наработки, именно в таком виде бега индивидуальность проявляется в полной мере. Много раз видел лидеров в этой дисциплине, которые вообще не понятно, как бегут и это нормально. В общем, на мой взгляд, большинство трейлраннеров на асфальте бегут не красиво.
- Травмы. Не спорю на асфальте травмироваться можно, часто это бывает из-за перегруженности организма (даже усталостные переломы бывают), но бегуна тропиночника подстерегают куда более обширный спектр опасностей. Выше упомянутые корни-палки могут порвать не только кроссовок, но и испить кровушки. Очень опасны спуски. Зачастую со спуска летишь «на все деньги» несмотря на то, что под ногами сплошной «рандом», а из деревьев торочат острые, как копья ветки, жуть. Молчу уже о падениях, которые в практике такого бега дело обычное и падать нужно учиться. К тому же если стало не хорошо на асфальтовой гонке, то там, как правило, много людей жаждущих оказать помощь, в лесу часто оказываешься один и рассчитывать приходится только на себя самого (на ультрах частенько бежит всего по 70-100 человек и они сильно растягиваются, плюс можно повернуть не туда).
- Экипировка, вода, еда. На большинстве тяжелых треловых забегах тяжёлые становятся и беговые рюкзаки. Внизу может быть лето и птички, а наверху снег, ветер и грязь. От того приходится тащить с собой куртку (шубу норковую, кому как). В обязательное снаряжение входят: аптечка, еда, вода, фонарик, кто-то еще палки тащит. В общем не завидная доля. Некоторые забеги можно конечно бежать в майке и беговых трусах от ПП до ПП, а некоторые в полном обмундировании, иначе не запустят в стартовый створ.
Что это мы все без молока, да без молока, так и умереть можно. Плюсы
Пугалки конечно хорошо, насыпать жути на жернова можно и про поход в детский сад, однако трейлраннинг, путь авантюристов, путь людей, знающих цену жизни, цену красоты окружающей природы.
Все и сразу. Это невероятная возможность посетить большое количество красивейших мест за короткое время (многие трейлраннеры говорят, что не видят красоты за шорами гонки, брешут). Как приятно пыхтеть 4-5 километров в гору, чтобы попасть в облако лицезреть бескрайнее небо, миниатюрки деревьев в пасти обрыва (где-то там на тебя мечтательно смотрит медведь). Бежать в еще предрассветном тумане в стайке дрожащих фонариков.
- Кто в детстве любил бегать по лужам, да так, чтобы полные сапоги грязи и воды? Трейлраннеры те же дети. Иногда возвращаешься с «грязной» гонки, по уши в земле, с оцарапанными ногами и солевой коркой на лице – это ли не счастье. Возможность погрузиться в бег в независимости от того, что под ногами.
- Взаимопомощь. Не скажу, что на асфальте люди менее чувствительные, но участвуя в забегах по пересеченной местности часто встречался с огромной взаимопомощью. Люди помогают друг другу, делятся водой, едой, спрашивают «все ли хорошо, нужна ли помощь» если ты подал хотя бы косвенные знаки. Зачастую кроме бегунов вокруг нет ни единой души и помочь даже сопернику – это правило.
- Приключения. Лично мне, асфальт – это скучно. Я не люблю цифры, не помню даже точно время своего лучшего марафона – это все мелочи. Главное для меня участвовать в приключении. Много раз бегал плечом к плечу с другом (а то и вообще знакомился по ходу забега, благо бежать долго 😁). Благо темп на таких гонках частенько располагает к разговорчикам.