Договоримся на берегу. Тема непростая и неоднозначная. Поэтому спекулировать на ней не станем. А сугубо на дилетантском уровне попробуем слегка разобраться.
Ныне известно два десятка вирусов медоносной пчелы. Болеют взрослые, болеют личинки.
Кроме того одна инфекция тянет за собой другую. И если ничего не делать, то можно потерять семью.
Однако лично мне мало известно про специальные противовирусные препараты насекомых. Потому советовать что-то особо не могу. Тем паче, что проблема часто решается иначе.
Пожалуй, наиболее эффективно работает против вирионов эндонуклеаза. В своё время сталкивался с препаратом Эндоглюкин. И, конечно, Эндовиразой.
Давайте начнём с основ.
Что такое вирус, уже рассказывал. Лучше объяснять в сравнении.
Грубо выражаясь, это "флешка" с записанным на ней вредоносным кодом. Вставили в компьютер - начинает самокопироваться и захватывать ресурсы системы. В итоге компьютер перестаёт работать.
Она может валяться в шкафу годами. И никто про неё не вспомнит.
А вот если пользователю понадобилось что-то записать, и он не проверил носитель антивирусом, тогда беда.
Кстати, вредоносный код на "флешке" с автозапуском. Лишь вставили - управление передаётся исполняемому файлу - и началось. Поэтому антивирус должен быть загружен в память заранее. Иначе просто не успеет перехватить команды процессору.
Теперь спустимся с небес на землю. И дабы микробиологи меня не закидали тапками, объясню на их языке. Но буду упрощать. Иначе читатель заснёт на половине статьи.
В общих чертах, вирусная частица не очень-то и сложная. Этакий малюсенький шарик. Гораздо меньше клетки.
Насколько помню, ифлавирус Мешотчатого расплода размером всего 30 нанометров. Кормилицы через инфицированные железы заражают личинок.
Проникает в клетку вирус при помощи своих белков. Которые работают под "своих".
Попав внутрь, оболочка вируса разваливается. Другие белки сворачивают компонентам клетки (органеллам) "мозги". И те, вместо чего-то полезного начинают клепать составляющие вируса. Опять же по инструкции (РНК или ДНК), которую вирион им подсунул.
В итоге внутри клетки всё подчиняется сборке вирусных частиц. И те в конце концов разрывают оболочку бедолаги. Выходя наружу.
Кстати, некоторые вирусы ещё и прихватывают с собой часть цитоплазаматической мембраны. Являющейся, как мы помним из школы, фосфолипидным би-слоем.
Логично заключить, что тогда существуют частицы не только с чисто белковой оболочкой (капсидом). А есть ещё и с белково-липидной (суперкапсид).
Выходит, что вирусы тащат за собой и генетическую информацию клетки. Но дальше в эту область углубляться не станем.
Вот так, в общих чертах и работает этот малюсенький, вредный шарик. Утыканный рецепторными белками (гликопротеидами), как ёжик.
По форме последних можно писать целую книжку. Всем известная гадость была с "короной", взаимодействующей с ничего не догадывающимися рецепторами наших клеток.
Ну да ладно. Вернёмся к нашему вопросу.
Почему вирусы до сих пор не угробили всё живое? - Да потому, что организм тоже не лыком шит. И как только в клетке начинает собираться всякая непотребность, эту самую клетку атакует. В итоге артель "Рога и копыта" накрывается медным тазом.
Кстати, у пчёл иммунная система от нашей отличается. Но природа дала защиту ничуть не хуже наших Т-киллеров, Т-хелперов и пр. Однако об этом чуть позже.
Вернёмся к нашим эндонуклеазам.
Механизм их работы прост и гениален. Фермент делает уязвимой полинуклеотидную цепь. То бишь, РНК или ДНК. А после молекула воды разрывает сахаро-фосфатную связь. В итоге носителю генетического кода вируса приходит конец.
Если перейти на "человеческий" язык 😉, то у вириона "водяными" ножницами разрезают чертёж по сборке себе подобных.
Теперь о том, почему не существует панацеи. Во всяком случае в моём личном, дилетантском понимании пчелиных болячек.
Вирус хоть и не живой, но природа его тоже для чего-то создавала. Прежде всего, дабы нежизнеспособные формы не прошли эволюционный отбор.
Поскольку "инструкция по сборке" (РНК или ДНК) состоит и множества составляющих (нуклеотидов), нетрудно догадаться, что со временем могут появляться отклонения. Там не то звено вставили, там не тот белок собрали.
История сия называется мутациями. А новые варианты сборки - штаммами.
Какие-то штаммы более вирулетны (заразны), какие-то наоборот. И так далее.
Короче, постоянно появляются новые вариации. С новыми геномами и свойствами. И организм должен успеть под них подстроиться. Иначе - кирдык.
Самая эффективная помощь извне - вакцины. Но это больше касается высших животных. А вот у пчёл иммунитет построен, как говорил, иначе. Но это я опять забегаю вперёд.
Вернёмся к эндонуклеазам. Как договорились, РНК Мешотчатого расплода совсем не точная копия РНК Деформации крыла. Получается, что к каждому вражескому геному нужен индивидуальный подход.
Гениальность отечественных учёных проявилась в том, что они не зарылись в частностях. А создали ферменты на основе фундаментальных законов формирования рибонуклеиновых кислот. Потому отечественные эндонуклеазы работают, как против Мешотчатого расплода, таки и супротив паралича. Лично это проверял. Семьи излечивались.
Однако есть и трудности.
Например, с доставкой ферментов к цели. Кроме того, пчела не корова. Не послушаешь, не пощупаешь. Степень инфицирования конкретной особи достаточно условна.
Зачастую пчеловоды запускают течение заболевания, пока не клюнет жаренный петух. Когда из-за трофоллаксиса (обмена кормом) поголовно все уже заражены, то трудно стрелять из пушки по воробьям.
Кроме того, одна болячка гарантированно тащит за собой другие. Например, Европейский гнилец (Мелисококус плютон) с удовольствием делит меню с вирионами Мешотчатого расплода. Это только Американский гнилец - эгоист. И выделяет антибиотики супротив инородных собратьев.
Плюс, что скрывать, антибиотиками пасечники привыкли лечить всё и вся. И даже давать их для профилактики 🤦♂️. Что глупость неимоверная. Ни к чему, кроме резистентных форм не ведущая.
Как уже рассказывал, антибиотик - специфический яд для определённой группы бактерий. Который те должны слопать (эндоцитозом или диффузией). Куда-то встроить и испустить дух.
Но вирус-то не питается. И глушит его тетрациклином, равно ходить на медведя с насосом!
Что в итоге происходит? - Не сложно. Пройдясь антибиотиком по здоровой флоре пчеловод роняет пчелиный иммунитет. В итоге даже небольшим концентрациям микробов зажигается зелёный свет. И вирусы с бактериями добивают насекомое.
Ну а про прохладное отношение некоторых пасечников к ветеринарии Вы и без меня знаете. Сверхранние зарубежные пакеты уже натворили дел.
Кстати, новые вирусные штаммы появляются как раз при хроническом течении болезни. Типа иммунитет патоген придушил, но не до конца. Тот занял свою нишу. Но не наглеет до острых форм болезни.
Касательно пчёл это выражается просто. Увидел пасечник несколько поражённых личинок, да и шут с ними! Главное, что мёд несут. А с пыльцой, как понимаете, картина смазывается. Вирионы-то в железах уже сидят. Но постоянная смена пчёл и пр. на время картинку выключает. Порой, до весны. А там вспышка на ровном месте. И приехали.
Не лишним читателю будет знать и следующее. Вирионы ПОСТОЯННО присутствуют в организме пчёл. Вне зависимости от породы. А отдельные генетики рассказывали, что и поголовно в железах маток. Которых свита кормит, а значит тоже заражается.
Выходит тривиальная картина. Пока семья сильная, есть нектар и пыльца, всё айс. Иммунная система улья удар держит.
Но как только хотя бы клещ выключает (а он именно это и делает) защиту, добавляя патогенов от себя, происходит вспышка. Хотя Вы и не покупали пакетов или маток. Просто через трутней, воровок и Варроа микробы уже давно поселились в Ваших пчёлах. И просто ждали своего часа.
Можно ли с эти бороться? - Вполне. Даже не прибегая к недешёвым препаратам.
Секрет прост. И известен задолго до меня:
- Сильные семьи
- Много мёда и пыльцы (перги) в улье, а не в медогонке
- Карантин при завозе на пасеку чужаков
- Постоянная борьба с варроатозом
- Поменьше химии, побольше натуральных веществ во всевозможных добавках, лекарствах и пр.
- Недопущение воровства, обсушки рамок на улице, общих поилок
- Проверка качества расплода
- Недопущение инбредной депрессии
- Смена маток
- Своевременное обращение к специалистам
Последний пункт, предположу, не везде доступен. Но хотя бы изучать специальную литературу никто не запрещал.
И вот ещё что. Лечить от тех же вирусов надо всю семью в целом. Поскольку пчёлы - лишь клетки в живом организме. Не более.
Но наш разговор ушёл в сторону. Речь ведь о противовирусных препаратах для пчёл.
Скажу лично от себя.
Чтобы они сработали, надо точно знать диагноз. Касательно вирусного генома это не везде доступно. Плюс, без исключения источников перезаражения, типа клеща, потуги окажутся тщетными. Плюс, возможно смешанное течение инфекций. Как вирусного, так и бактериального характера.
Получается тупик? - Отнюдь! Дешевле и вернее просто НЕ ДОПУСКАТЬ, чем потом лечить. В силу непреодолимых причин, типа той же клещевой инвазии. Которую пчёлы могут восполнить через час, после Вашей обработки любым противовирусным препаратом. Ведь летать за кормом им не запретишь.
А вот если Вы не будете держать слабые семьи, не допустите воровства, не станете жадничать с мёдом и пыльцой, то уже дело. Ну а как лечить от Варроа в этом году уже объяснил:
Потому-то и говорю. Я не сомневаюсь, что механизмы антивирусных средств действенны. Но пока Вы не изведёте клеща, ничего лично советовать не стану. Поскольку с подписчиками всегда честен. И сам проходил через рецидивы. После дорогостоящего, но, не скрою, успешного лечения вирусов пчёл.
Вот такая статья. Возможно, прорывных идей сегодня не случилось. Ни кое-какие знания, уверен, все-таки имели место быть. Во всяком случае, на проблему вирусных инфекций пчёл новички взглянут трезво.
И сотый раз повторюсь, что всё написанное - сугубо личное мнение автора. Без претензий на истину и шнобелевскю премию 🤪.
Буду рад видеть Вас среди подписчиков канала.
Удачи, друзья!