#символика
Дурные наклонности, главные грехи в изобразительном искусстве часто символизируются по преимуществу безобразными человеческими образами и нередко изображаются в борьбе с добродетелями, причем количество, выбор и атрибутика пороков колеблются. Важнейшими из этих персонификаций являются:
высокомерие — коронованная женщина с крыльями летучей мыши, скачущая верхом на льве, со скипетром в руке;
зависть — всадница на собаке, которая несет в зубах кость;
невоздержанность — всадница на лисице с гусем в зубах;
корыстолюбие или скупость — мужчина, сидящий на сундуке с деньгами, часто с барсуком;
леность — спящий мужчина на осле;
гнев — мужчина, который рвет свою одежду, или два человека, сражающиеся на мечах;
сладострастие — всадница на свинье, или козел, или сирена, которая оба своих рыбьих хвоста держит в руках (однако это изображение является также амулетным образом, оберегающим от злых сил);
неверие — люди перед идолом;
сомнение — вешающийся мужчина;
сумасбродство — мужчина, кусающий камни;
трусость — мужчина, убегающий от зайца.
В барокко зависть изображается как женщина с обнаженной грудью, которая обеими руками сжимает свое собственное горло; осуждение или клевета — как женщина с дубиной; обман — как змея с человеческой головой и хвостами скорпиона.
Позднее в барокко скульптурные группы, изображающие крестный путь Иисуса, часто обставляются фигурными сценами, в которых Спаситель своими страданиями искупает отдельные пороки человечества.