В своих статьях я последовательно описываю, как мы учимся математике. Чудесного и лёгкого овладения у нас нет, но есть последовательное развитие. Когда я отчаяваюсь, я вспоминаю, что мой старший ( ученик физ-мат лицея, куда сложно поступить) тоже не сразу всё постиг, 2 года на курсах подготовки к школе с домашними заданиями, со слезами (с его стороны) и криками (с моей). Не всякая норма сразу всё постигает, поэтому ждать от коррекции быстроты понимания не нужно.
Второй момент, что при проблемах с речью у ребенка, все усилия часто направлены на речь, а математика остается за кадром. На мой взгляд, математика - это универсальный язык мышления, и обучение математике - это ключ к развитию логики. Причем, ребенку не надо прекрасно владеть речью для понимания этого предмета, речь может быть вообще в зачатке. И мы можем развивать логику и мышление, чтобы ребенок не получил вторичное УО.
Что сейчас есть:
- уверенный счет до 10 и назад, полностью чётко знает все цифры
- неуверенный счет до 15
- возможность пересчитать взглядом предметы в пределах пяти ( навык очень важный), то есть способность сразу сказать сколько предметов
- понимание, что при сложении надо складывать, а при вычитании вычитать. (я так аккуратно пишу, потому что ребенок еще путается, где какой знак)
Что делаем
1. Карточки с цифрами уже нет, у нас теперь кубики деревянные 2.5*2.5, с написанными на них цифрами ( сама писала карандашом). Я читала у Анны Поляковой про обучение по числовой прямой (к этому мы сейчас переходим). А вот эти кубики, не то, конечно, но лучшее, что у нас сработало. Размер удобнее примерно такой плюс минус. Чтобы они были не слишком мелкие, и не слишком крупные.
Вначале говорю, что кубики все перепутались, надо разложить. Ребенок раскладывает в последовательности. Считаем туда, назад.
Закрываем глаза, я убираю несколько кубиков. Ребенок идёт по ряду, говорит, каких не хватает, вставляем кубики, проверяем. Потом я закрываю глаза, ребенок убирает кубики. Это весело)
Сейчас немного поменяла, чтобы учить порядковый счёт. При рассыпанных кубиках спрашиваю: какой ПЕРВЫЙ кубик ( ребенок ставит кубик с цифрой 1), потом, а где ВТОРОЙ? и так до пятого. С упором на нужные слова.
2. Мы сейчас учим числовые домики. Домики как бы есть, но в голову ложатся с трудом. Уже давно учим домики до 5ти включительно.
От 2 до 4 на пальчиках: прошу показать на пальчиках нужное число. "Два -это один плюс один. Затем сама разделяю пальчики на группы и проговариваем. Работа с пальчиками очень важна, развивает моторику + пальцы -это то, что всегда под рукой. Вначале ребенок считает на предметах, потом на пальцах, потом вслух, потом происходит интериоризация, и ребенок считает в уме. Вот к этому мы идем.
Домик на 5 учим на кубиках. Тут очень важно не самой двигать эти кубики. Вначале я показываю, затем ребенок делает сам. Удобно, когда кубики легко скользят по столу, то есть мы легким движением их можем двигать влево-вправо.
Ребенку это трудно самому. Когда ребенок въехал, нужно класть произвольное число кубиков. Например, для домика на 4 дать 6 кубиков. Это прямо трудно, ребенок теряется. То есть рассказать домик на 4 при 4х кубиках -легко, а если кубиков больше - ступор. Этому тоже приходится учить..
3. Третья часть занятия это специальный листок. Сделала на листе клетки 2*2 см и распечатываю. По размеру лучше опираться на ребенка, мы начинали с 5*4 и сейчас пришли к 2*2. Пробовала тетрадку в крупную клетку - маловато пока, и сам формат А5 пока не удобен. Распечатка прямо идеальный вариант.
Часть 1. На распечатке вначале записываю какие-то домики или их часть, и ребенок должен записать ответ. Вначале диктовала, но ресурс ребенка ограничен, лучше тут смотреть именно на ресурс.
Часть 2. Две-три строки оставляю для устных задач. "У тебя было две конфеты, папа дал тебе еще одну, сколько у тебя стало конфет". И далее прямо разбираем условие.
- Сколько конфет у тебя было? - две.
- Две это?????-два. Пишем два.
- Папа дал еще одну, плюс или минус??? Пишем плюс
- Папа сколько дал конфет? - одну
- Одну это сколько? - один. Пишем один.
- Сколько у тебя стало конфет? Читаем пример: (ребенок читает: два плюс один ).
- Будет???? и дальше по ситуации. Если ответ верен -то пишем, если не знает, то подключаем пальцы или кубики.
То есть это прямо трудно. Когда даю задачу без записи, то вообще труба(. Нужно дальше вот так разбирать каждую, чтобы пример складывался уже у ребенка в голове.
Часть 3. Две строки внизу - это ряды. Пишу ряд по возрастанию, пропуская цифры, а затем по убыванию. Ребенок вписывает нужные цифры.
Часть 4. На логику + фигуры. Табличка 3*3, нужно раскрасить и дорисовать нужные фигуры + назвать их. Вначале пропускала одну клетку, теперь две-три.
Часть 5. Четвертый лишний. По овощам-фруктам-ягодам ( то, что мы прошли уже). Надо назвать, раскрасить, обвести все овощи, допустим, и сказать, кто лишний. Если я нарисую 3 овоща и куклу, то ребенок легко скажет, кто лишний. А когда четвертая груша, например, то уже труднее, прямо вообще трудно.
Вот это занятие минут на 40. Так делаем в основном по выходным. А в будни устно разложить кубики, повторить домики, задачки в уме - но без записи задачи прям не идут, поэтому сейчас в раздумьях.
Сейчас думаю о введении числовой прямой. Пока в процессе.
В этих моих статьях наш путь, и я пишу статью, когда мы уже прозанимались таким методом месяц-полтора, когда я понимаю, что оно сбалансировано и работает.То есть с конца ноября где-то с месяц я искала путь, потом мы занимались так месяца 3. Сейчас ищу дальнейший путь.