Найти тему

А. С. Макаренко – выдающийся педагог и писатель

Оглавление

Имя Антона Семёновича Макаренко (1888 - 1939) известно даже тем, кто никакого отношения к педагогике не имеет. Он достиг высочайших результатов в деле перевоспитания беспризорников, трудных детей и подростков. Макаренко – автор многочисленных книг, среди которых самой известной стала «Педагогическая поэма». Давайте проследим его жизненный путь.

Детство

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 г. в интеллигентной семье в городе Кременчуг. Его родители – Семён и Татьяна Макаренко снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец был квалифицированным рабочим в железнодорожных мастерских, мать – дочь мелкого чиновника, домохозяйка. В семье родились 3 дочери и 2 сына. Младший сын Виталий позже будет служить в царской армии, участвовать в Брусиловском прорыве, а затем после 1917 года эмигрирует и умрёт во Франции.

Старший сын Антон рос болезненным ребёнком, его берегли, поэтому он не гулял во дворе. В доме отца была хорошая библиотека, отец передал свою любовь к чтению и сыновьям. С детства Антон любил читать, интересовался социологией, астрономией, естествознанием и художественной литературой.

Антон много знал, но рос замкнутым, носил очки. Позже, обучаясь в двухклассной начальной школе, он будет страдать от насмешек одноклассников. Когда Антон был в раннем подростковом возрасте, семья переезжает в свой собственный дом, построенный отцом, в Полтавскую губернию, город Крюков. Кстати, Антон хорошо знал разговорный украинский и польский языки. Макаренко стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.

Юность и литературная деятельность А. С. Макаренко

В 1904-м он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов. В 1914-м Антон стал студентом Полтавского учительского института.

Одновременно с учёбой педагог пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое своё произведение Антон отправил писателю Максиму Горькому, но получил негативную оценку от мэтра.

Тем не менее, всю жизнь Макаренко будет переписываться с Горьким, а позже опять возьмётся за перо, вдохновлённый своим учителем. Горький посетит колонию для несовершеннолетних, будет потрясён и посоветует Макаренко вернуться к литературной работе.

Позже Горький помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем выпустил всю книгу под своей редакцией.

Потом последуют книги Макаренко о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» и «ФД—1» (1932). А в 1925—1935 пишется главный труд Макаренко — «Педагогическая поэма». К позднему периоду творчества относятся художественные произведения «Флаги на башнях» (1938), автобиографические материалы, роман и педагогические статьи. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». А в 1937 году издаётся первая часть «Книги для родителей». В этих произведениях Макаренко обобщает свой педагогический опыт и излагает передовые педагогические взгляды.

-2

Работа с трудными подростками

Вернёмся к педагогической деятельности Макаренко. В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить детскую колонию.

После войны и двух революций в стране большие проблемы с преступностью малолетних. На территории РСФСР насчитывалось около 4,5-7 млн беспризорников. Они попрошайничали, занимались воровством, грабительством, проституцией, сбивались в банды. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в недавно созданные колонии.

Антон Семёнович Макаренко нашел свой метод воспитания трудных подростков.

А. С. Макаренко со своими воспитанниками
А. С. Макаренко со своими воспитанниками

Сначала Макаренко создал и возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, позже получившую имя Горького. Через некоторое время колония была переведена под Харьков. Именно здесь побывал сам Горький.

Далее Макаренко руководил коммуной им. Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. В этой коммуне были не только школа, сельскохозяйственные угодья и два завода, но и оранжерея, театральная труппа и оркестр. На одном заводе ребята производили электродрели, на втором – «продублировали» немецкий фотоаппарат «Leica». Сами делали чертежи, расчёты. Коммуна перешла на полное самообеспечение. Заработанное ребята распределяли на нужды колонии, на отдых, на стипендии своим работникам.

Все выпускники коммуны, бывшие беспризорники, стали полноценными гражданами своей страны: педагогами, инженерами, лётчиками, врачами, героями войны.
Бывшие беспризорники начали новую жизнь в коммуне
Бывшие беспризорники начали новую жизнь в коммуне

Главный принцип коммуны – коллективная деятельность. Ребята под руководством взрослых живут и работают вместе, вместе принимают решения по учёбе, работе, распределению обязанностей, поощрению и наказанию. В такой атмосфере происходит полноценное развитие личности. Ребёнку дают свободу выбора, свободу высказывать свои мысли, творить.

В здоровом коллективе ребёнок сам будет стремиться к новому и творческому, будет учиться уважать старших и помогать младшим.
-5

Что касается личной жизни, то педагог был дважды женат. Родных детей у него не было. Во втором браке воспитывал пасынка, а также растил свою племянницу, дочь Виталия – Олимпиаду.

В биографии Макаренко есть и страницы его киевской жизни в качестве чиновника образования, и недолгий московский период.

Известный педагог скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года в возрасте 51 года. Официальная версия – инфаркт, но есть и другие версии. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Система Антона Макаренко уважаема во всём мире. Опыт коммуны используется во многих странах, а его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся педагогов.

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российская литература
0