Тысячу раз проходил мимо этого симпатичного особнячка.
По противоположной стороне. На Садово- Кудринскую 11. В советское время там было Министерство судостроительной промышленности СССР. Потом какое-то время- Объединенная судостроительная корпорация. Да и сейчас там пара организаций. Куда иногда захаживаю.
И вот решил заглянуть в этот дом (Садовая-Кудринская, 6). В дом-музей А.П.Чехова.
Антон Павлович заехал сюда со своим многочисленным семейством в 1886 году.
Ну как с семейством? Своей семьи в общепризнанном понимании у писателя не было. Женился он только в 41 год. За три года до смерти. И то брак был довольно странный. Детей не было. Да и откуда взяться? Муж практически все время жил в Ялте. А жена- Ольга Леонардовна- в Москве. Не могла любящая супруга пьесы мужа без главных героинь оставить. В Художественном театре.
Зато были у Антона Павловича братья, сестры, мама, папа. Вот со всей этой оравой писатель сюда и заехал.
Вот семейное фото. 1889 года. На крыльце дома.
Слева направо: первый ряд М.Корнеева, Л.С. Мизинова, Мария Павловна, Евгения Яковлевна (мать), А. Корнеев; третий ряд А. И. Иваненко, Иван Павлович (брат), Павел Егорович (отец).
Кроме членов семейства, тут затесался как бы друг- А. И. Иваненко. Непутевый флейтист. Соседи- Мария и Алексей Корнеевы. Дети врача Корнеева. У которого Чехов и снимал этот дом.
И Лидия Стахиевна Мизинова. Лика.
О чистой и глубокой любви Лики и Антона Павловича немало написано. Спектакли, фильмы поставлены.
Сам Антон Павлович с удовольствием вскоре сбагрил свою чистую и глубокую любовь другому писателю. Потапенко. Достаточно известному в то время. Якобы, Тригорин и Нина Заречная в «Чайке»- это как раз с Потапенко и Лики драматург вывел.
Кто же платил за семейное жильё?
Ну уж, конечно, не мама с папой.
Когда домашний деспот- папаша разорился, семья бежала из Таганрога в Москву. От кредиторов скрывались.
А юного Антошу оставили одного. Без всяких средств. Надо было гимназию оканчивать.
Так еще постоянно требовали. Чтобы гимназист им денег присылал. И очень обижались. Когда платежи запаздывали.
«И на хлеб и на светло ждали от тебя непришлешь ли денег, очень горько должно быть вы нам не верите, у Маши шубы нет у меня теплых бошмаков». Это из письма любящей мамаши непутевому сыну.
Так что за все платил непутевый сын. Которому только- только 26 лет исполнилось. И который только- только университет окончил.
А деньги, по тем временам, немалые. Шестьсот пятьдесят рублей в год заломил у молодого коллеги хозяин.
На семейном фото (см. выше) «сборище попрошаек» расположилось на крылечке под навесом. Сейчас этого навеса нет.
И вообще, во времена Чехова дом выглядел иначе.
Собственно, это не дом. А флигель усадьбы доктора Корнеева. Шикарный трехэтажный главный дом усадьбы- справа от флигеля.
Думаю, Антон Павлович потому и пошел в доктора. Неплохо тогда медицинские работники зарабатывали.
Флигель был построен в 1874 году. А вот «кокошник»
к дому- комоду, как называл его Чехов, прилепили гораздо позже.
Получился комод с ручкой. Но цвет дома "либеральный, т. е. красный», сохранили.
И тротуар был гораздо уже.
Перед домом- полисадник.
Как вспоминала М.П. Чехова, «В первом этаже были расположены: прихожая, из нее налево кабинет Антона Павловича, а из кабинета две двери вели в так называемые бельведеры (выступы с окнами на улицу, отчего этот дом Антоном Павловичем и был шутливо назван «комодом»). В первом бельведере (в сторону двора) была спальня брата Михаила, а рядом, в другом бельведере, — спальня Антона Павловича. Направо от прихожей были расположены кухня и две комнаты для прислуги. Посередине прихожей лестница вела на второй этаж, под лестницей жила наша собака Корбо. Во втором этаже расположение комнат было такое: в обоих бельведерах (над спальнями Михаила и Антона) была моя комната, рядом (над кабинетом Антона Павловича) — гостиная, затем шла проходная комната тоже с бельведером, который выступал над парадным входом во дворе. Из этой комнаты дверь вела в столовую, а рядом была комната матери, Евгении Яковлевны. Отец с нами здесь не жил, а лишь ежедневно приходил к нам. Жил он тогда у брата Ивана Павловича, недалеко по этой же улице. Такая большая удобная квартира была у нас впервые».
Музей открыли в 1954 году. Хоть и мемориальный, не все комнаты восстановили. Часть отдали под типа лекционные залы, о жизни, творчестве, различные афишы, книги, газеты.
Под афишей «Каштанки»- шары.
Можно пожонглировать. Кто умеет.
Кабинет писателя- одновременно приемная доктора.
Метался кормилец семейства. «Кроме жены-медицины, у меня есть еще литература-любовница".
Их кабинета- две спаленки.
С эркерами. «Бельведерами». Как писала Мария Павловна.
Самого Антона Павловича. И брата Миши.
По лестнице, под которой жила собака Корбо,
в гостиную.
Пианино было взято напрокат. А часть мебели принадлежала старшему брату Николаю. Получил вместо гонорара. Бартер. И не знал куда деть.
В «обоих бельведерах (над спальнями Михаила и Антона)» комната любимой сестрёнки.
В апреле 1890 года Чехов отправился на остров Сахалин. До последнего момента скрывал свой коварный замысел от домочадцев. Понимал, какое негодование вызовет. Мол, опять свой попечительский долг забывает.
И действительно. Оставшееся в Москве семейство вынуждено было вскоре съехать. В квартирку поскромнее.
Когда Антон Павлович вернулся, накопившееся упреки и нагоняи вынудили его купить усадьбу Мелихово. Куда он и перевез всю ораву добрых родственников.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь