На борту судна, летевшего из солнечных Объединённых Арабских Эмиратов, находились 55 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.
Упал около взлётной полосы
Крупная авиационная катастрофа произошла ночью 19 марта 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону. Лайнер выполнял регулярный пассажирский по маршруту из Дубая и в течение двух часов при сложных погодных условиях не мог совершить посадку. Во время второго захода самолёт предпринял попытку набора высоты, но вместо этого начал резкое снижение и на большой скорости рухнул на землю рядом с ВПП. Все, кто был на борту – погибли.
Расследование причин катастрофы проводила комиссия российского Межгосударственного авиационного комитета (МАК), а также эксперты из ОАЭ, Франции и США.
Как отметили в экспертном сообществе, к катастрофе привела одновременная отдача экипажем штурвала "от себя" и перекладка стабилизатора на пикирование. Самолёт начал нестись вниз и пилотам уже не удалось его вывести из падения.
В МАК тогда признали, что причиной катастрофы стала ошибка пилотов.
Авиакомпания Flydubai - это лоукостер из ОАЭ. К марту 2016 года лайнеры перевозчика летали уже в десяток русских городов. В том числе, в Ростов-на-Дону – два раза в неделю.
Катастрофа в аэропорту Ростова-на-Дону стала первой для авиакомпании.
Известно, что упавший Boeing 737-8KN (регистрационный номер A6-FDN, заводской 40241, серийный 3517) был выпущен в 2010 году, а в 2011 передан в эксплуатацию авиакомпании. Борт был оснащён двумя турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56-7B27, а за день до аварии у него насчитывалось 9420 взлётов и посадок. В техническом обслуживании у него тоже не было проблем. Последнее было выполнено за два месяца до катастрофы.
В трагическом полёте на борту лайнера находились 55 пассажиров и семь членов экипажа. Это 38-летний КВС Аристос Сократус, который перед катастрофой получил предложение о работе в авиакомпании Ryanair. Среди причин перехода к другому авиаперевозчику, по словам друзей пилота, было сильное переутомление. Вторым пилотом на рейсе был 37-летний испанец Алехандро Алава Крус.
По заявлению руководства авиакомпании Flydubai, оба пилота уже имели опыт полётов и посадок в Ростове-на-Дону.
В салоне самолёта работали 5 бортпроводников: Хавьер Курбело Каро, Максим Айдрюс, Жылдыз Насирдинова, Лаура Де Ла Крус Рока и Алекс Конфе.
Известно, что в момент аварии в аэропорту скорость ветра в порывах достигала 18 метров в секунду, шёл слабый дождь, а температура воздуха была около +6 градусов.
Как отмечают специалисты, метеорологические условия оценивались, как сложные, но не препятствовали выполнению полётного задания. И всё же лайнер упал.
Что-то пошло не так
По расписанию, рейс FZ981 должен был вылететь из аэропорта Дубай в 21:45 и прибыть в Ростов-на-Дону в 01:20 MSK. Однако из ОАЭ самолёт вылетел с задержкой в более чем полтора часа. Из-за плохой погоды в Ростове-на Дону, в качестве запасных были назначены аэропорты Краснодара и Волгограда. Но полёт шёл в штатном режиме и самолёт в режиме ручного пилотирования начал первую попытку заход на посадку в аэропорту Ростов-на-Дону. До лайнера из ОАЭ благополучно приземлились два борта.
Когда рейс FZ981 снизился до 340 метров и находился в 6,7 километра от порога взлётной полосы № 22, экипаж получил предупреждение от бортовой системы о наличии сдвига ветра на посадочной прямой из-за ветра. Пилоты приняли решение повторить заход на посадку. Борт ушёл в зону ожидания и провёл там почти два часа, ожидая нормализации погоды.
За это время попытки приземлиться в Ростове-на Дону предпринимал также самолёт "Аэрофлота", и он после трёх попыток ушёл в Краснодар. Но "герои" нашей истории решили садиться.
Они заявили диспетчеру, что в случае неудачи их второй попытки они наберут высоту до эшелона в 2,45 километра, но борт начал посадку. А когда лайнер снизился до 600 метров, экипаж отключил автопилот. В ручном режиме борт в 03:40 снизился до 220 метров, и пилот сообщил ещё об одной попытке захода на посадку.
Из документации о катастрофе: "Диспетчер посадки, согласно установленной процедуре, передал рейс диспетчеру круга и сообщил экипажу новую радиочастоту для связи: Скай Дубай 981, работайте с Ростов-Радар на 121,2 (англ. Sky Dubai 981, contact Rostov Radar on 121,2)[33][34]. Экипаж подтвердил это словами: 121,2, пока-пока (англ. 121,2, bye-bye)".
По неизвестной причине, лайнер начал набор высоты, а затем пикировал на землю с высоты около 1000 метров.
Среди погибших пассажиров были 33 женщины, 18 мужчин и 4 детей. 44 пассажира были гражданами России, также погибли восемь украинцев, два гражданина Индии, один гражданин Узбекистана. 41 человек из погибших — жители Ростовской области. Среди семи членов экипажа были граждане Кипра, Колумбии, Сейшельских островов, Киргизии и Испании. В числе погибших оказался депутат Законодательного собрания Ростовской области Игорь Пакус и его супруга. Также на борту находились родственники главы Азовского района Ростовской области Валерия Бевзюка.
На месте аварии спасатели обнаружили 4295 фрагментов тел погибших, которые были отправлены в Российский центр СМЭ в Москве для проведения молекулярно-генетической и судебно-медицинской экспертиз. Опознание заняло около месяца.
По распоряжению губернатора Ростовской области Василия Голубева, в первую годовщину катастрофы в сквере перед аэропортом Ростов-на-Дону был открыт памятник жертвам рейса.