Найти в Дзене

Поезд № 29/30 Москва-Липецк. Вспоминаем дорогу на Кудыкину гору в 80-е годы ХХ века

Благодаря каналу я заочно познакомился со многими очень интересными людьми, которые по-настоящему увлечены своим делом / хобби. Очень любопытно читать комментарии людей, которые реально связаны с железной дорогой, работали на ней. И вот одна из постоянных читательниц вчера, после рассказа про поезд "Цна" / "Тамбов" в комментариях обещала рассказать "ржачную историю" про фирменный поезд "Липецк" (он же "Металлург"), который тоже ушел в небытие. Поэтому давайте нарушим немного логику наших публикаций (мы же шли по фирменным поездам в честь рек), и вспомним маршрут "Липецка". В настоящее время "Дневной экспресс" доставит вас в столицу Липецкой области за 6,5 часов, а вот в 80-е годы это был и совсем другой маршрут, начинавшийся с Павелецкого вокзала. Лучше всего ему соответствует, на мой взгляд, современный фирменный № 025 "Воронеж". Вот с ним и давайте сравним.

Итак, снова вечер. Снова Павелецкий вокзал столицы. И наши составы отправляются:

  • 1987 год - в 21:25;
  • 2024 год - в 21:04.

У меня с Павелецким трудные отношения с 90-х гг. Во второй половине несколько раз я возвращался из Санкт-Петербурга в Иркутск через Москву. До Москвы на поезде, а далее из "Домодедово". И вот добраться в "Домодедово" тогда было проще всего именно на электричке. Аэроэкспрессы (не эти современные, а просто это были обычные составы, но без остановок) уже были. А были и просто обычные электрички со всеми остановками. И вот утром приехал я в Москву. Ноябрь, снег с дождем. Сходил в какой-то музей утром, а самолет часов в 10 вечера был. Думаю, ну доеду до вокзала, посмотрю, что там с электричками, и может быть поблизости куда-нибудь схожу.

Приехал, изучаю расписание, читаю отмены. Раньше внизу приклеивали там каждый день листочки новые. Одна электричка отправлялась в 14 с небольшим. Думаю - ну как-то рановато. Следом был огромный перерыв часов до 17. решил, что вот она - самая подходящая. Следующая была уже в 19 с небольшим, а ехать было больше часа. Думаю, что на крайний случай есть запасной вариант. Погулял еще там по окрестностям, сходил на ту стороны реки, поужинал в какой-то забегаловке на Кожевнической. И к 17 подтягиваюсь на вокзал. И тут объявляют, что пригородный поезд до станции "Аэропорт" проследует только до станции "Домодедово". А это мягко говоря меня не очень устраивает. Народ, у которого рейс был раньше моего, просто в шоке. Кинулись к начальнику вокзала, мол вы что творите?! А тот в полный отказ, что дескать "я не я и корова не моя", все вопросы к самой железной дороге. Ну его понятно послали по известному адресу красочно описав эпитетами его современную профессию. Ну я относительно спокоен, поскольку у меня то еще один вариант в запасе. Но... А вдруг... Иду в справочную и интересуюсь: "А следующая электричка случайно тоже не будет укорочена?" Самый вразумительный ответ, который мне смогли дать, это то, что ответа они дать не могут. Вроде как ремонт какой-то там на ответвлении в аэропорт, а когда он закончится знает только Господь Бог. До самолета 5 часов, полная неопределенность относительно судьбы следующей электрички. В общем, решил я судьбу не искушать, добрался до "Домодедовской" на метро, а оттуда ходил какой-то частный автобус-экспресс. Дороже, конечно, намного, чем электричка, но успел без проблем - примерно в 19 уже был на месте. А те горемыки, которым нужно было раньше меня улетать, они выбрали иной маршрут - на электричке доехали до города Домодедово, в надежде, что там найдут такси за сносные деньги. Доехали, нашли такси. Но деньги не сносные, а совсем невменяемые. Ну вот в упор я не помню, сколько стоила в те годы электричка - кажется что-то 5-6 рублей (в смысле 5-6 тысяч рублей, это же еще до деноминации было). А вот такси стоило там по их рассказам рублей 200 (в смысле 200 тысяч). И это при том, что весь билет до Иркутска обходился что-то около 700 тысяч.

Каждый раз, когда затем добирался этим же путем, всегда было недоверие к этому участку.

Ну да вернемся к нашим поездам. Давайте полюбуемся этой яркой раскраской составов:

"Липецк". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Липецк". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Металлург". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Металлург". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На станции Ожерелье они оказываются:

  • 1987 год - в 23:22 (время в пути 1 час 57 минут);
  • 2024 год - в 22:48 (время в пути 1 час 44 минуты).

А вот стоянки опять разные:

  • 1987 год - 15 минут;
  • 2024 год - 27 минут.

В итоге их графики практически выравнивают по времени в пути: (-13)+12=(-1) минута.

Ожерелье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ожерелье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, Ожерелье это станция в городе Кашира. Практически с момента своего создания в 1900 году была узловой.

В Венёве останавливаются оба. Понятно, что уже глубокой ночью:

  • 1987 год - 00:45 (время в пути 3 часа 20 минут);
  • 2024 год - 00:12 (время в пути 3 часа 8 минут).

Пока все сопоставимо вполне. В Венёв же с его замечательной колокольней мы заглядывали уже многократно на канале:

Венев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Венев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и вокзал с памятником:

Венёв. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Венёв. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим, что там у нас дальше. А дальше у нас Узловая-I:

  • 1987 год - 01:46;
  • 2024 год - 01:05.

Время в пути в наши дни сократилось до 4 часов 1 минуты с 4 часов 21 минуты, то есть на 20 минут. И вот тот редкий случай, когда стоянка в 2024 году короче,чем стоянка в 1987 году - 4 минуты против 15 минут.

Далее было несколько станций с продолжительностью стоянок 2-5 минут, в том числе:

  • Жданка;
  • Волово;
  • Ефремов;
  • Становая.

Вот этой последней в расписании состава № 025 "Воронеж" нет. А вот вокзал на станции Жданка в городе Богородицк (это уже Тульская область):

Жданка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жданка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И это не просто станция! Это музей! Причем очень интересный. Очень многое в экспозиции посвящено деятельности Алексея Павловича Бобринского - министра путей сообщений. С Богородицком вообще связан весь род Бобринских. Фамилия знакомая, не правда ли? Да-да, Алексей Павлович был правнуком Екатерины II. Потомок того самого Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова. Фактически именно с Бобринского и идет известность Богородицка. И тут отличный парк!

Усадьба Бобринских. Богородицк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усадьба Бобринских. Богородицк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и ж/д музей станции Жданка внутри:

Жданка. Музей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жданка. Музей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Не менее интересна и история поселка Волово. Здесь пролегал путь гуртовщиков, перегонявших скот. Вот здесь они и останавливались. Здесь огромное количество памятников Великой Отечественной войне и событиям, которые здесь разворачивались (когда-нибудь в том цикле публикаций мы доберемся до этих мест).

Волово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Волово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Когда-то отсюда уходила ветка на Куликово Поле. Но вроде бы закрыли и расхитили всё. Если кто-то в курсе, то просветите, пожалуйста.

А вот и фото Ефремова:

Ефремов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ефремов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Город Бунина, где в течение определенных периодов своей жизни работал писатель. Есть и его дом-музей, конечно:

Дом-музей Бунина. Ефремов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дом-музей Бунина. Ефремов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже в нашем графике Елец:

  • 1987 год - 06:07 (время в пути 8 часов 42 минуты)
  • 2024 год - 04:26 (7 часов 22 минуты для поезда № 025).

Город, который упоминается на год раньше Москвы!

Елец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Елец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Одна из площадей города тоже Красная. Это очередной центр кружевоплетения, а также город первого элеватора. Понятно, что всё условно, но тем не менее! В местной гимназии учился всё тот же будущий лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин. Но учеба ему не давалась, а экзамен по математике он вообще считал самым страшным. В результате, уехав однажды домой на каникулы, Бунин так и не вернулся в гимназию. Педсовет его исключил за неявку из рождественского отпуска. Знали бы они кого исключают )

Ну и, конечно, в рамках публикаций про Великую Отечественную войну мы обязательно еще посетим этот город.

Пока же отворачиваем на Липецк, куда мы прибудем:

  • 1987 год - 07:58 (время в пути (10 часов 33 минуты);
  • 2024 год - 06:13 (время в пути 9 часов 9 минут)

А что, интересное здание вокзала в Липецке:

Липецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Липецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Как и сам регион безумно интересный. Современный центр металлургии в стране. Еще Петр I повелел устроить здесь железоделательный завод. В 1703 году, кстати. Как и еще множество известнейших городов. Здесь же в его время были открытые Липецкие минеральные источники. В итоге, город развивался не только как промышленный центр, но и как курорт. А после того, как здесь побывал Александр I, в моду вошли и липецкие балы.

Панорама Липецка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Панорама Липецка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот памятники здесь называют своеобразно. Вот это, например, памятник Бременским музыкантам:

Памятник Бременским музыкантам. Липецк. Фото из открытых источников ЯНдекс.Картинки
Памятник Бременским музыкантам. Липецк. Фото из открытых источников ЯНдекс.Картинки

Ой не такая у меня с ними ассоциация. А вот этот памятник музыкантам-красноармейцам называют памятник The Beatles.

Липецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Липецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вроде как из-за сходства барабанов.

А в Липецкой области также немало интересного. Например, заповедник "Галичья гора". А какие там названия! Воргольские скалы:

Воргольские скалы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Воргольские скалы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А еще есть Воронов камень и степная зона Быкова шея.

Воронов камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Воронов камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Быкова шея. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Быкова шея. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и, конечно, Кудыкина гора. Там сейчас интересный парк вот такой:

Кудыкина гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кудыкина гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И завершают наш мини обзор Кураповские скалы с Ведьминой рощей:

Кураповские скалы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кураповские скалы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем,в каждом российском регионе есть своя красота, к которой мы частично и прикоснулись, "проехав" на поезде до Липецка. Спасибо, что читаете! Ну а мы в предвкушении рассказа от Натальи!

P.S. Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке по ссылке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен