Мы продолжаем цикл рассказов о самом известном произведении великого композитора Антонио Вивальди. Тех, кто не видел предыдущую часть, просим ее прочитать. Тогда вам будет проще воспринять новый рассказ)))
В кратце напомню, что «Времена года» - это четыре концерта, входящих в другое произведение - опус 8.
Каждый концерт посвящен одному времени года. Причем это произведение относится к программной музыке. Это значит, что слов в музыке нет, но сама она подразумевает наличие текста, который должна обозначать музыка. Сонеты к концертам написал, скорее всего, сам Вивальди.
Каждая часть состоит из трех других – столько же, сколько в каждом времени года месяцев. Все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром.
А теперь приступим к второму сезону - к лету, которого все мы так всегда ждем)
«Лето»
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Музыка
Все времена года у Вивальди строятся по одной схеме: быстро — медленно — быстро. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это удалось.
Сначала, по словам композитора, должно ощущаться "изнеможение от жары". Музыка звучит тихо. Темп этой части, хотя должен быть быстрым, все-таки не такой, как обычно. В музыке много разрывов, «вздохов», остановок.
Далее мы слышим голоса птиц — сначала кукушки. (Вивальди часто изображал в музыке эту птицу. Он написал даже отдельный концерт, в котором имитируется эта птица). Затем щегленка (по которой Вивальди тоже создал один концерт))).
Голоса птиц в музыке Вивальди - могла бы стать большой темой для разбора
И вот, первый порыв холодного борея, который предвещает грозу. Его изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам композитора, «резкие порывы ветра» и просто «разные ветры».
Этот первый порыв быстро проносится, и возвращается настроение истомы от жары. Но это тоже уходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации какой-то жалобы. По словам Вивальди - это «жалоба пастуха». И опять врывается порыв ветра.
Во второй части мелодия построена на контрастах. Она олицетворяет пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Кончается вторая часть затишьем — затишьем перед бурей...
Третья часть. И вот буря разражается. Можно почувствовать потоки воды, низвергающиеся с неба. Они устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно, устремляющимися вверх и вниз. Завершается эта часть грозным унисоном всего оркестра, оставляя слушателя в некотором замешательстве: что же будет дальше, после этой страшной грозы?..
А вы чувствуете лето в этом произведении?