Когда я впервые столкнулась с произведениями Рэя Бредбери, то они меня не особенно впечатлили. У меня был сборник разных рассказов и помню я его читала богемно лежа в ванне. Я бы этого и не вспомнила бы никогда, если бы это конкретное принятие ванны не было связанно с одним единственным рассказом, что поразил меня (к вопросу об аффективно окрашенных воспоминаниях и как эмоции могут влиять на качество запоминания). Это было лет примерно 10 назад, рассказ назывался «И все-таки наш..». Он восхитил меня, но, как мне кажется, я его тогда не поняла. Но что-то меня явно зацепило, объяснить что именно я не могла.
Недавно, название этого рассказа упомянули вскользь в разговоре при мне и на меня нахлынули смутные воспоминания и четкое ощущение моей завороженности от него тогда, много лет назад. В общем, я перечитала рассказ, и он вызвал во мне новые мысли и этим я и хочу поделиться с вами.
Коротко о сюжете: будущее, где люди наконец-то придумали безболезненные роды, в больницу прибывает пара, у которой вот-вот должен родится первенец. Жену отправляют на роды, муж чилит с коктейлями в зале ожидания – все чинно благородно. В родах происходит сбой в специальной родовой машине, и ребенок рождается … в другое измерение, предположительно в четвертое. Герои, как и все мы, находятся в третьем и, следовательно, ребенок выглядит чудовищно неправильно. Он – синяя пирамидка с шестью щупальцами и тремя глазами на стерженьках. Ребенок плачет, хочет есть, издает различные звуки и в остальном ведет себя как обычный младенец, если не считать, что он выглядит, как синяя пирамида. И теперь нужно учиться жить с этим существом.
Родители проходят весь ужас принятия. В голову отца в первое мгновения лезут отнюдь не гуманные мысли и у меня не поднимается язык упрекать его за это.
Уолкот взял его за локоть и спокойно заговорил:- Это ваш ребенок. Поймите же, мистер Хорн.- Нет. Нет, невозможно. - Такое не умещалось у него в голове. - Это какое-то чудище. Его надо уничтожить.- Мы не убийцы, нельзя уничтожить человека.- Человека? - Хорн смигнул слезы - Это не человек! Это святотатство!
Врачи обещают сделать все возможное, чтобы вернуть ребенка в правильное измерение, но им требуется время. А пока герои свободно могут забрать свою пирамидку домой и приезжать на обследования в больницу. Проходит год и врачи все еще на той же мертвой точке – все еще не понятно, как вернуть дитё в правильное состояние. За этот год в семье происходят изменения не в самую лучшую сторону: мать ребенка пьет больше, чем следует и даже как будто трогается умом, а отец тоже запивает свою горечь алкоголем, пытается жить как обычно, но все время натыкается, на ненормальность всего происходящего и ощущает постоянное давление, тоску и сожаление.
Случается отвратительная сцена, где безумие матери уже не иллюзорно маячит у самого порога, и главный герой звонит врачу и говорит, что так больше продолжаться не может, у них не получается и нужно срочно что-то делать. Врач соглашается их принять и говорит о том, что они до сих пор не знают, как вернуть ребенка, но точно знают, какое замыкание случилось в машинах при рождении. Поэтому они могут взять родителей, пропустить их через подобную процедуру и переправить их в то измерение, где находится их ребенок.
Мы окажемся выродками.- Да. Но не почувствуете себя выродками. Только придется жить замкнуто и уединенно.
Муж колеблется, но жена согласна, ведь ей обещают, что она сможет увидеть своего ребенка таким, какой он должен был родится. Увидеть здорового голубоглазого младенца, так похожего одновременно на мать и на отца. Какая бы мать отказалась на ее месте? Да, цена высока, для окружающих она и муж сами превратятся в геометрические фигуры, станут настолько отличными от других, что это может почти гарантировать изоляцию и непонимание социума. Но с другой стороны лежит возможность пробиться к своему ребенку, быть по-настоящему с ним, без преград, общаться на одном языке. Они соглашаются пройти процедуру.
Он услышал, как вскрикнула Полли. Было очень светло. Хорн соскользнул со стола и остановился, озираясь. По комнате бежала Полли. Наклонилась, подхватила что-то на руки...Вот он, сын Питера Хорна. Живой, розовощекий, голубоглазый мальчуган лежит в объятьях матери, растерянно озирается и захлебывается плачем.Пирамидки словно не бывало. Полли плакала от счастья.Весь дрожа, но силясь улыбнуться, Питер Хорн пошел к ним - обнять наконец и Полли и малыша разом и заплакать вместе с ними.
Когда я читала этот рассказ сейчас, уже через года, то мне показалось, что в нем фантастическим языком отображены переживания родителей «особенных» детей. Как часто, родитель, смотря на ребенка, например, аутистического спектра, не мечтал попасть в мир своего ребенка? Стать ближе, разрушить стену поломанной психофизики. Произведение оставляет грустный привкус. Но, вместе с тем и ощущение радости. Родители пошли на большие жертвы, совершили некоторый прыжок веры, имея лишь надежду, что за непонятной синей пирамидкой существует их ребенок и теперь они вместе. Наконец получают физическое подтверждение того самого чувства, что все таки он их...
Автор: Надежда Сергеевна Гладилина
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru