Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Сепарация от матери – зачем она нужна и бывает ли она

Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com

Часто клиенты обращаются к психологам с запросом сепарации от матери. И здесь происходит подмена понятий.

Слово «сепарация» вводит в заблуждение, потому что сепарация – это отделение:

  • когда молоко пропускают через сепаратор, в одну сторону идут сливки, в другую – обезжиренное молоко;
  • если происходит политическое разделение государства, как СССР или Югославии, вместо одного получается несколько государств, и каждое суверенное, то есть одно не определяет решений другого.

Как я показал вот здесь, в людей встроен механизм материнского влияния и материнского авторитета, он обеспечивает выживание беспомощного младенца в незнакомом и враждебном мире. То есть – выживание вида. Ребенок ощущает мать императивным авторитетом, а мать ребенка – подчиненным объектом, иногда буквально своим придатком.

Этот паттерн отношения «авторитет – подчиненный» никуда не девается, даже когда ребенок вырастает. Он сохраняется, в том смысле, что мать может отказывать определяющее (и неявное) влияние на эмоции и оценки ребенка.

О какой же «сепарации» в таком случае говорят психологи. И что они имеют в виду?

Они имеют в виду устранение протестных эмоций в адрес родителя. Внутреннего протеста. И примирение с родителем. Ведь «родителей не выбирают» (я это, кстати, называю «зоологический диктат»).

Существует 3 варианта отношений с родителями:

  • состояние примирённости (как бы «гармония», вопрос только, что о гармонии человека и государства можно говорить только в смысле подчинения, и с матерью тоже так);
  • состояние бунта (когда есть конфликт);
  • состояние полного разрыва, когда ребенок исчезает из жизни родителя.

Только последний вариант, я называю его ПРИЗМА (вот здесь) – единственно возможная реальная сепарация, при которой человек перестаёт быть марионеткой матери.

Если мать разрушает личность ребенка, в погоне за удовлетворением собственных потребностей (вот в этой статье я назвал такую стратегию «хищный инкубатор», и сравнил со стратегией «добрая мама»), нужно понимать, что сепарация в трактовке большинства психологов – этой чистой воды фикция. Понимать это нужно с одной единственной целью – для самосохранения.

Психолог работает по шаблону, он будет подгонять к примирению. Недирективными методами. Если человек примирится с матерью, практикующей в отношении ребенка не стратегию «добрая мама», а стратегию «хищный инкубатор», мать продолжит управлять подросшим ребёнком, и целью её будет удовлетворение собственных потребностей. За счёт этого несчастного ребенка.

Сепарация от матери с сохранением коммуникации – это фикция. Прекращение материнского влияния возможно только полном прекращении коммуникации, полной информационной закрытости. Сохранение коммуникации с матерью с одновременным исключением возможности материнского влияния – невозможно.

И вот еще о чём следует помнить.

Даже если мать – не хищный инкубатор, а добрая мама, она является проводником социализирующего воздействия, социальных предписаний и запретов. Социум, когда программирует человека, чтобы его под себя адаптировать, делает это не сам по себе, а именно через родителей и ближайшее окружение. И в наибольшей степени – через посредство матери.

Мать обладает самым сильным влиянием на ребенка, и при трансляции социальных директив подкрепляет их своим материнским авторитетом. Если, к примеру, кто-то случайный скажет ребенку «не воруй», никакого эффекта не будет. А если мать выскажет запрет, конгруэнтный запрет, эмоционально передаст ребенку, что воровство для неё – матери – неприемлемо, ребенок воровать перестанет.

Если человек стандартный, хочет быть нормальным, жить как все и сдохнуть как все, в материнском влиянии для него нет ничего страшного, он сам будет жить по социальным предписаниям и передаст их дальше. Но кроме такой стандартной биомассы (об этом, кстати, моя недавняя книга «Побег из нирваны: Как пассионарию не сгнить среди биомассы», вот она на Литрес) иногда бывают творческие люди, те, кто в поисках своего аутентичного пути, нестандартных целей и жизненных практик. Эти люди отличаются от среднестатистического большинства, я их называю «пассионарии», у них есть избыточный энергопотенциал, который не обломали школа и воспитание, и таких немного.

Такому нестандартному, творческому человеку мать, если она не одобряет его творческих замыслов (а в остальном «добрая мама») – будет мешать. Она, конечно, не будет запрещать ничего, но исподволь все нестандартные замыслы обесценит. Возможно, заботясь об интересах ребенка, как она их понимает. А возможно, из неосознаваемой зависти: «Не будь успешней матери». Ведь «добрая мама» – тоже человек, она и завидовать ребенку может, и бояться там, где совсем нет реальной опасности.

Даже добрые матери могут мешать, если человек делает выбор, идущий вразрез с социальным стандартом. Например, в какой-нибудь религиозно-фундаменталистской стране, если ребенок откажется от положенной религии, его будут прессовать нещадно, все без исключения, и «добрая мать» в том числе. Например, в некоторых мусульманских странах полагается смертная казнь за отказ от ислама. И в такой ситуации даже «добрая мать» тоже весьма вероятно будет прессовать, убеждать вернуться к традиционной религии.

Ещё вариант, какая-то особенная политическая активность, которая может привести к репрессиям со стороны государства. Весьма часто в такой ситуации даже «добрая мама» делает в штаны, и начинает прессовать своё чадо вместе с дознавателями.

Или, когда друг друга полюбили два человека с большой разницей в возрасте, а это социально не одобряется, и «добрая мать», весьма вероятно, будет обесценивать такую любовь, не укладывающуюся в социальные рамки.

Обо всём этом следует помнить, чтобы сохранить свою самобытность как автономному человеческому существу.

Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru