Вместо балета Большого будем теперь смотреть «Большой балет»… Зато бесплатно.
Из полутора часов мне больше всего запомнились два дуэта, меланхолический в начале и бравурный в конце:
Мария Ильюшкина / Эвен Капитен, Мариинский театр
Переехавший в Петербург белорусский француз — единственный из всех участников, о ком я имею хоть какое-то представление. Когда-то я часто ездила в Минск и труппу белорусского Большого знала лучше, чем нашего.
Марию Ильюшкину я видела буквально месяц назад. И как раз в «Лебедином озере», с последнего ряда последнего яруса Мариинского-2, а это очень высоко. Тогда мне понравилось.
Тут есть небольшая хитрость:
Проект снимали летом 2023, когда у артистов отпуск. А показывают в марте 2024. За это время Одетта и Одиллия Марии Ильюшкиной вполне могла измениться. Во всяком случае, когда я видела ее на сцене, у обеих персонажей уже был характер. А во время конкурса я ничего такого не вижу.
Эвен Капитен — хоть я его видела несколько раз на сцене довольно близко, никакого мнения не сложилось; вроде все хорошо, а посмотреть не на что.
К примеру, в этом «белом адажио» надо два раза — верно я помню? - поднять балерину на достойную высоту. Балетмейстер Виноградов сказал, что это она хочет улететь. Мне кажется, что нет; Одетта взмывает вверх, стараясь отряхнуть с себя ненавистные перья и вернуться к обычной, человеческой жизни… Но мешает заклятие, и она камнем падает вниз!
Так вот, здесь ничего такого, просто размеренные движения туда-сюда.
И вообще — про баллоны разные не скажу, но в целом выступление вышло довольно ученическим, на мой непросвещенный взгляд, как будто они оба не «живут в предлагаемых обстоятельствах», по Станиславскому, а просто утренней гимнастикой занимаются. Это очень странно, оба конкурсанта уже первые солисты, можно бы показать класс...
И еще: может, мне показалось? Всегда оркестр в Петербурге играет медленнее, чем у нас в Москве.
Помимо дуэтов, выступали и «одиночники», как в фигурном катании. Кто давно смотрит «Большой балет» - раньше тоже так было?
Дмитрий Уксусников, Белорусский театр оперы и балета
Игорь Колб, возглавивший белорусскую труппу не так давно, проделал на редкость взаимовыгодный обмен, прихватив с собой нескольких выпускников разных хореографических училищ. Одновременно Эвен Капитен, о котором выше, переехал в Мариинский театр первым солистом.
Дмитрий Уксусников — как раз из этого призыва.
Кстати!
Мне это кажется, или есть преподаватель в московском хореографическом училище с такой же фамилией? Они же не могут быть не родственники?
Он танцевал что-то очень короткое и совершенно классическое; если кто-нибудь запомнил, скажите мне — выпало из головы. Мило, но мне недостаточно, чтобы составить определенное впечатление.
Что интересно:
На конкурсе юного артиста сопровождает Антон Кравченко, артист редкой харизмы и обаяния. В белорусском театре, как он же сам жаловался в одном интервью, такого распределения нет, у их все репетиторы работают со всеми артистами. Ну, может, я что-то не поняла… Так вот, здесь они — как бы учитель и ученик с разницей в возрасте около 20 лет, а по штату оба - «ведущие мастера сцены». Это официальное название, у белорусов нет премьеров, сплошная демократия…
Но лучше бы они рядом не стояли, а сидели! Очень бросается в глаза: Антон Кравченко, конечно, высокий, но не два же метра, а юный Дмитрий Уксусников ему буквально по плечо.
Он уже много занят в репертуаре, но в основном это шуты в разных волшебных балетах. Хотя есть уже Базиль, Конец-Горбунок, Али и Голубая птица. И это, если не ошибаюсь, в первый же сезон после училища. Неплохой карьерный рост!
Посланцы бывшей братской республики, а теперь — просто соседи:
Ширин Власенко и Бехзод Акимбаев, театр оперы и балета, Ташкент
Представляют«Шехеразаду». Понятное дело, восточный колорит…
Если я правильно поняла, она из балетной семьи? Это чувствуется, барышня чувствует себя в танце, как рыба в воде; похоже, она здесь ведущая и направляющая сила.
О молодом человеке в справке сообщили, что он занимался тхэквандо и еще, кажется, футболом. Тоже заметно. Хороший прыжок, но, на мой взгляд, не совсем балетный, а такой решительный и практически направленный, как будто ему гол надо забить…
Следующий «одиночник»:
Давиде Лориккио, итальянец из Михайловского театра
Тоже очень умеренного роста. Он здесь — Амурчик из «Дон Кихота». Очень разумно, на мой взгляд — это же обычно женская вариация; как это должно быть в редакции Начо Дуато? Никто не знает, сравнивать не с чем. Вот и хорошо!
Новосибирск выстроил целый «Собор Парижской богоматери». Очень большой!
София Чусовкова и Никита Ксенофонтов
Это балет Ролана Пети. Хореограф Олег Виноградов гордо отметил, что и Пети, и Лакотта именно он привез в Россию. Наверное, так оно и есть, автор этих благословенных времен не застал.
Хореография Пети, на мой взгляд, довольно своеобразная и очень хорошо подходит для образа Квазимодо. А вот для остальных персонажей… Ну не знаю…
От дуэта ощущение такое: она как бы за его спиной. Наверное, так и должно быть, Квазимодо всячески оберегает беззаботную цыганку.
К тому же Эсмеральда — вторая солистка, на момент съемок — только-только поступила в театр. А партнер — вполне сложившийся артист, работает уже почти 10 лет, премьер и по штату, и по уверенной манере. Как он с ведущими держится — прямо на равных! И с педагогом обнялся, да еще успел кому-то за кулисами рукой помахать… Готовая звезда экрана.
На сайте театра про эту партию нет данных, но очень похоже, что он готовил ее уже давно, не специально к конкурсу, а планомерно занимался. Все движения точные, осознанные, каждый взгляд что-то означает. А какая улыбка в конце! Здорово!
Патрисия Диегес и Роберт Акунья
Кубинские товарищи из труппы Лауры Алонсо. Меня сразу заинтересовало - а что на Кубе есть частные театры? Вот что мне удалось узнать:
Если Интернет не врет, то нет, это государственная структура, называется Prodanza, опекает сразу несколько хореографических проектов: классический балет, народный танец и даже синхронное плавание! Я вот подумала — а почему еще не фигурное катание? Искусственный лед можно ведь сделать?
Они исполняли номер на музыку Рахманинова, "Вешние воды". Я его никогда не видела. Или забыла...
Так или иначе, судить о том, как это должно выглядеть, я не могу, сравнить не с чем. А так мне все понравилось.
Они оба вроде бы ещё молоды, но танцуют, как уже сложившихся артисты. Насмотренные зрители сказали, что им хлопали за то, что быстро собрались и приехали. Ну, не знаю. По-моему, все хорошо.
Да, жюри бросились им объяснять, что такое эти вешние воды, откуда берутся и как сносят старый миропорядок. Так артисты же не зря именно эту музыку выбрали. Наверное, понимают?
Даниил Потапцев, Большой театр
Ну надо же! А мне казалось, что в школе Эйфмана учат для театра Эйфмана — эдак новаторски креативно и слегка угловато. А тут - совершенная классика… Мило. И тоже, как заметил Фарух Рузиматов, очень коротко. Они с педагогом выбрали «Дочь фараона» для знакомства и жюри и публикой, там главный герой очень умеренно одет, фигуру можно оценить )))
А еще этот молодой человек меня удивил несоответствием очень взрослого голоса и очень юной внешности.
Камила Исмагилова и Субедей Дангыт
Двое из Стасика заключили «Le Pari»
Вначале мне показалось, что это «Сильфида» на новый лад — он в кресле, она вокруг него порхает… Окно тут же...
Как выяснилось, есть такой балет, и даже целый фильм. Вот ту про него рассказывают:
Недешевое это, должно быть, дело, наверное — в наше время снимать фильм-балет… Да еще не в столицах…
Но не суть.
Для первого знакомства со зрителями и жюри артисты выбрали, наверное, то, что у них получается лучше всего — как бы классика, но не совсем. Однако вполне прилично и даже душевно.
Олег Виноградов сказал о Дмитрии Гуданове: «Наконец-то у нас появился настоящий хореограф!» Надо полагать, разные «Танцемании» и прочих «Минотавров» он хореографией не считает...
И у артистов — высший балл от всего жюри!
Но я, скажу честно, мало что запомнила. Поэтому смотрите фильм, если он уже есть в Интернете.
Анастасия Волошко, Белорусский театр оперы и балета
Ударение на последнем слоге. По крайней мере, так произносит их худрук балета, а уж он знает, как надо.
Анастасия Волошко занята в репертуаре довольно плотно, можете сами посмотреть афишу. Но, в отличие от другого посланца братской Белоруссии Дмитрия Уксусникова, она пока только корифейка.
Кстати! Почему в обычном мире корифей — это верх иерархии, а в балете — все наоборот?
Они нередко танцуют вместе, и вот сейчас у неё женская партия из того же классического па-де-де. Ну и почему бы им не выступать дуэтом? Ладно, организаторам виднее...
Про технику меня спрашивать не надо, но что-то необычное привлекло моё внимание. Посмотрите, мне это кажется, что ноги здесь настолько прямые, как не бывает в жизни? Как будто это Коппелия, которая кукла. Нет?
Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев, Челябинский театр оперы и балета
Почему я этих артистов не видела раньше??
До Челябинска пока не добралась, зато их оперный театр был в Москве лет пять назад, привозили «Пахиту». И что-то не произвела она на меня впечатления…
Зато нынешний «Дон Кихот» — просто блеск! Суровое жюри, конечно, нашло кое-какие огрехи, но мне понравилось чрезвычайно.
Это смотрелось даже не как выступление на конкурсе, это был полноценный концертный номер, вдвое, а то и втрое длиннее всех предыдущих.
И сами артисты выглядели не как начинающие; соглашусь целиком с сидящим в жюри Олегом Виноградовым, они уже «молодые мастера».
К Базилю у меня вообще нет вопросов; прыжки легкие, движения отточенные, завершенные. А с какой жизнерадостной улыбкой он их проделывал!
Для Китри хореограф поставил вариацию с веером попроще той, что обычно показывают по телевизору в юбилей Екатерины Максимовой. И действительно, фуэте было немного отдельно от музыки. Зато довольны были бы «насмотренные» зрители, которые все время следят, чтобы балерина с места не сошла. А еще — руки на талии, я раньше такого не видела.
Ударное завершение первого конкурсного дня!
Кто пропустил, смотрите здесь, наверное, и следующие выпуски.
Следующий, «классический» выпуск я в телевизоре не застала, постараюсь посмотреть на неделе.
Предыдущие статьи:
Про разные города и страны, а также театры в них — тут.