В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, в процессе освоения нанотехнологий, провела во многих странах любопытный эксперимент в поисках методик для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась 10 лет, и собранные данные потрясли организаторов эксперимента.
Каллиграфия была той методикой, которая наибольшей мере отвечала всем требованиям. На основе рекомендаций компании каллиграфию вводят с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения, чтобы сформировать качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Руководители современных крупных компаний Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Это весьма недешевое занятие полезно не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.
В чем же секрет «красивого письма»?
История письменности — это история эволюции технических навыков, скорости передачи информации.
В России расцвет каллиграфии был в дореволюционное время. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. В современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю... После революции этот вид искусства фактически исчез из школьной программы. Его заменили чистописанием. А 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку, при этом СССР отказался от пера гораздо позднее, чем другие страны. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года.
Какие навыки формируются в процессе письма?
При обучении письму от руки, даже если это печатные буквы, мозг должен научиться следующему:
1) Умению распознавать звуки, из которых состоит слово и превращать их (кодировать) в буквенные символы, с помощью которых мы записываем слова на бумаге.
2) Навыкам пространственного восприятия: соотношение размеров (высоты и ширины), взаимного расположения деталей, наклона.
3) Технике владения разными инструментами(перо, ручка, кисть и т.п.) для написания символов.
Количество повторений формирует устойчивый почерк и увеличивает скорость письма.
На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. Наибольший эффект достигается при использовании перьев, а не шариковой ручки.
Что говорит наука?
Исследование Норвежского университета науки и технологий[1] доказали, что, у пишущих детей в мозгу образуется больше нейронных связей, чем у детей, набирающих текст на клавиатуре. В исследовании участвовали 36 студентов университета, им предлагалось часть текста писать ручкой (правда, цифровой, на экране), а другую часть — набирать на компьютере одним пальцем. В момент написания текстов студентами фиксировалась их электроэнцефалограмма - электрическая активность мозга.
Выяснилось, что, когда человек пишет рукой, в его мозге образуется больше нейронных связей и эти связи сложнее организованы, чем, когда человек набирает текст на компьютере (тем более одним пальцем).
Увеличение числа и улучшение качества нейронных связей имеют большое значение для мозга. Пишущие студенты лучше запоминают учебные и практические материалы, им проще кодировать новую информацию, а все это сказывается на показателях обучения.
Аналогичные исследования проводились с детьми 5 лет. У детей, которые писали от руки, нейронная активность была гораздо выше.
Человек, выписывающий буквы рукой, активнее использует большую часть своих органов чувств (кроме вкуса). При письме требуется контроль за малой моторикой и чувствами. Чтобы писать разборчивым почерком, требуется точный контроль моторики пальцев. Вы должны быть внимательны и думать над тем, что и как вы делаете.
Письмо — важный инструмент когнитивного развития, помогающий приводить мозг в состояние обучения.
Другие исследования подчеркивают уникальные связи руки с мозгом, когда речь идёт о выражении мыслей и идей. В исследованиях Вашингтонского университета учащихся вторых, четвертых и шестых классов, выявлено, что при написании сочинений от руки они используют большее количество слов, делают это быстрее и выражают больше мыслей, чем в случае использования клавиатуры.
Если сравнить автобиографии выдающихся людей и успешных руководителей, то можно проследить одинаковую привычку: все они вели дневники и блокноты с записями от руки.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.
Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику Цигун - систему китайских традиционных оздоровительных практик, сочетающую медитацию с контролем дыхания и физические упражнения. Замечено, что процесс письма восстанавливает дыхание.
Исследования профессора Генри Као, показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Зафиксировано успешное применение каллиграфии в лечении депрессии и неврозов, так в процесс занятий улучшается эмоциональный фон. Поэтому своим клиентам, обращающихся ко мне с жалобами на панические атаки, я рекомендую потратить 5 минут на написание от руки каких-либо текстов.
Познакомиться поближе с каллиграфией и испытать на себе магию этого творчества вы можете на мастер-классах моей коллеги Галины Дударь. Подписывайтесь на её канал в VK (https://vk.com/id43472591)
[1] https://www.kommersant.ru/doc/6478314
💖 Благодарю Вас, за время, уделенное прочтению моей статьи до конца.
Подписывайтесь на мой канал на dzen.ru , где Вы можете найти еще больше интересных статей на тему психологии семьи, воспитания и развития.
Также вы можете меня найти в Telegram https://t.me/ar_psyholog и в VK https://vk.com/club222451120