Найти тему
Incredible World of Music

Играй, гитара "Тоника"!

"Тоника" считается одной из первых серийных цельнокорпусных электрогитар СССР. Ее производили несколько фабрик с конца 1960-х по 1980-е годы. Хотя первым инструментом со сплошной декой все-таки является гавайская электрогитара Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов (МЭФМИ), выпускавшаяся малыми сериями с 1956 до 1970 года. Но "Тоника" стала еще и самой распространенной моделью - благодаря долгому периоду выпуска и обширной географии производства. На сегодняшний день редкость представляют только экземпляры из опытных и ранних партий. Наименьшее количество "Тоник" произведено в Ленинграде на фабрике им. Луначарского, наибольшее - в Свердловске фабрикой клавишных инструментов "Урал".

Ранняя ленинградская "Тоника". Фото с просторов интернета
Ранняя ленинградская "Тоника". Фото с просторов интернета

Еще каких-то 20 лет назад мы не интересовались историей этих гитар. Мы просто на них играли. Советского наследия оставалось еще очень много. Кроме того было полно импорта, нового и б/у. Следовательно, выбор имелся. Отечественное покупали из-за понравившегося дизайна или потому что дешево и можно бросать на репточках, не опасаясь, что сопрут. Заводской ценник в 180 советских рублей только вызывал улыбку. Как принято говорить - "зарплата инженера". Подобные инструменты в девяностых не стоили почти ничего. Дарились, продавались за бесценок, обменивались на продукты народного потребления любой градусности.

У меня было в разное время несколько "Тоник" (кроме ленинградской). Экземпляры заметно различались между собой даже в пределах одного ГОСТа, артикула и модели. Трудно найти две одинаковые. Обводы корпуса, форма головы грифа хоть немного, но имеют разницу. В итоге оставил свердловскую, а другие раздал. Попадалась ростовская с перевешивающим грифом из-за чрезмерно тонких рогов корпуса, всякие прочие, где требовалось исправить проблемы с ладами, порожками, грифами, мензурой и т.д. У нынешней все в порядке с балансировкой за счет довольно толстого корпуса с крупным верхним рогом, поэтому гитара и на ремне центрируется, и на колене держится хорошо. Весит чуть более 4 килограммов, что для "Тоники" считается много. На плечо давит ощутимо. Основная часть экземпляров укладывается в весовую категорию от 3.5 до 4. Разброс обусловлен тем, что на изготовление корпусов шло самое разное дерево, какое только росло на просторах необъятной, и набор состоял из произвольного (свыше трех) количества брусков.

В эпоху интернета развивается сообщество коллекционеров и ценителей советских гитар. Сейчас практически всю интересующую информацию можно найти на сайтах Sovietguitars, OECC. Ранее отдельные обзоры публиковались на "Гудке", музыкальных форумах и таких платформах как "Народ", "Живой журнал". Сегодня наткнулся на книжку Austin & Tormentor "Тоника" для чайников", посвященную свердловским "Тоникам". Там подробно рассмотрено устройство - и дерево, и фурнитура, и электрика. Лучше, чем это расскажу я.

Обложка книги "Тоника" для чайников"
Обложка книги "Тоника" для чайников"


По своему опыту я заметил, что для музицирования лучше всего брать "Тоники", с самого начала принадлежавшие лично музыкантам или активно концертировавшим ВИА. Там не будет ни заводского брака, ни поведенных грифов. Вероятно, хорошие экземпляры распределялись по значимым союзным ансамблям, а остальные шли в учебные заведения, сельские клубы или на продажу. Инструменты, списанные из подсобок клубов, школ и ПТУ значительно хуже по качеству, хотя для коллекции может найтись настоящая "капсула времени" с родным чехлом, которую ни разу не подвергали доработкам. Вышла с фабрики и пылилась годами. Если цель - поставить в коллекцию - то лучше нетронутый оригинал.
Представленный здесь экземпляр - довольно распространенная свердловская "Тоника" ГОСТ 83-70, выпущенная в середине 1970-х гг. Уже значительно модифицированная владельцами. Штатная колковая планка заменена набором из 6 штук с металлическими головками. Родные колки с черными или белыми рифлеными пластмассовыми головами недолго держали строй, гнулись, отламывались. Родной бридж в момент покупки мной гитары отсутствовал. Я обходился Jolan'овским или от китайской копии Gibson LP. Свою функцию они тоже выполняют. Инструмент более-менее строит, гриф ровный, мензура регулируется.

Гитара "Тоника". Из личного собрания инструментов
Гитара "Тоника". Из личного собрания инструментов


Нужно еще отметить удобство игры на "Тонике" по сравнению с некоторыми советскими гитарами. Округлый профиль грифа похож на акустические фолк-гитары или маломензурные басы. Возможно, при производстве ритм-соло и баса применялась одинаковая заготовка. Но, например, на другой популярной свердловской гитаре "Урал" арт. 422 гриф иной и менее удобный из-за трапециевидного сечения - после "Тоник" и импорта не могу привыкнуть к его ребру.
Иногда возникала путаница в названиях. Слово "Урал" присутствует на некплейтах всех гитар и басов фабрики, поэтому "Тонику" тоже нередко называли "Уралом". И вообще "Уралом" могли обозвать всякую отечественную электрогитару, если на ней не было опознавательных надписей.

Когда-то давно я задался целью собрать воедино все известные советские инструменты и создать большой музыкальный проект с их участием. В принципе, мне удалось положить начало и действительно записать несколько композиций на советских гитарах, клавишных, микрофонах, эффектах и аудиоаппаратуре. Нравилась "Тоника" на чистом звуке - холодная и немного отстраненная. Идеально подходит для дарквейва, готики и дум-металла. С добавлением кранча характер звука меняется, становится веселым и рок-н-ролльным. Забавляло играть биты с замахом от всего плеча как Пит Таунсенд. На плотном дисторшене это обыкновенная электрогитара с двумя синглами. Ритм отличный, а на соло сустейн быстро заканчивается. Опять же подразумеваю характеристики только самой гитары. С современными гитарным оборудованием можно нарулить что угодно, добавить хоть фендеровского "стекла", хоть теплоты "Меса Буги". Собственный звук "Тоники" восходит к эстетике 60-х годов и схож с "Коралом" Биг Джима Салливана или сериальными гитарными партиями Вика Элмса. Но и в более современной по стилю электронной музыке чувствует себя хорошо.

"Ретровейв". Гитара "Тоника" и клавиши "Электроника" ЭМ-25

Гитара стояла в кабинете, выезжала на концерты, постоянно была под рукой. В нашем учреждении выступали коллективы из США, Израиля, Великобритании, Германии. Однажды мы устроили джем вместе с англичанами. Кому-то из них досталась "Тоника", он сыграл на ней и только потом, когда я сказал ему, что гитара произведена у нас на Урале во времена СССР, заметил необычную форму корпуса. Иностранцы меньше заморачиваются насчет брендов и истории. Вопреки легендам, их трудно чем-то удивить, особенно техникой прошлого века.

Дизайн "Тоники", конечно, самобытен. При этом она проектировалась с учетом опыта гитаростроения соцстран. Машинка схожа с восточногерманскими Musima Elgita и Eterna. Также есть сходство в форме пера грифа и маркировке ладов. По поводу урезанного корпуса ходило множество шуток и домыслов. Предполагали, что "Тонику" хотели укомплектовать съемным усилителем с динамиком. Или просто сэкономить дерево, соответственно уменьшив вес инструмента. Сравнивали дизайн с итальянскими EKO.


В 1960-х почти все производители экспериментировали с формами гитар. VOX выпустила Phantom VI пятиугольной формы (позже выпускался фирмой EKO). Чем бы не повод советским дизайнерам перенять пятиугольник для своего инструмента, увязав его со Знаком качества СССР? Кстати, Знак качества и первая ленинградская "Тоника" увидели свет в 1967 году, а значит, гитару начали проектировать еще раньше. Но ясно, что ее создатели не собирались копировать известные модели и пошли по собственному пути. Было бы очень интересно прочитать, послушать интервью с теми, кто участвовал в разработке "Тоники". Может, я чего упустил важное?

В предыдущей теме, где я касался советских синтезаторов, прозвучал вопрос, а сколько стран мира в 1960-х - 1980-х гг. изготавливали электромузыкальные инструменты? Так, судя по рассказам вьетнамцев, во Вьетнаме в 70-х производились электрогитары, копии американских Fender Stratocaster со скаллопированными ладами, приспособленные для исполнения народной музыки. В Сайгоне, переименованном в 1976 г. в Хо Ши Мин, стали быстро расти гитарные фабрики, сохранилось и мануфактурное производство. Электрогитары из Европы и Америки проникли в Китай, Индию, обе Кореи, Индонезию. А еще местные мастера работали над созданием электрифицированных вариантов народных инструментов. Давно существуют электрические цитры, ситары, саранги. Китай и страны Юго-Восточной Азии теперь лидируют на рынке электрогитар, потому что мастера и традиции там уже были, много лет.

Советская "Тоника" и современный Китай
Советская "Тоника" и современный Китай

Особая роль принадлежит японцам, которые делали все возможное, дабы их гитары продавались по всему миру. С 1960-х крупные производители выпускали инструменты под множеством суббрендов. Были как удачные, так и неудачные модели, порой слишком специфические, на большого любителя - с отдельными звукоснимателями под каждой струной, наборами мелких переключателей или ну таких авангардных форм, что "Тонике" и не снилось.
Заслуживает внимание гитарный мир Латинской Америки. Бразильцы Адольфо "Додо" Нассименто и Осмар Альварес Маседо в 1940-х гг. создали собственную цельнокорпусную гитару и дали начало семейству небольших электрических "баийских гитар" (guitarra baiana). С 1950-х гг. этот инструмент является непременным атрибутом бразильских карнавальных трио.


"Тоника" через какое-то время после снятия с производства стала почти народным вариантом. Удачным в ней оказалось буквально все. Даже название - стопроцентное попадание в музыкальную аудиторию. Чем не способ раскрутить марку? Или выпустить топ-модель "Доминанта". Наряду с одноименным басом, гитары "Тоника" до сих пор доступны и успели побывать у многих - от Зинчука, коллекционеров и эстетов до школьных ансамблей и деревенских панков. Несколько экземпляров используются зарубежными группами. Возрождением выпуска в наши дни занялся канадец Майк Робинсон, возглавляющий компанию Eastwood Guitars. А еще будет превосходно, если на рынке появятся запчасти, соответствующие оригиналу.

Планирую... Не хочу загадывать пока... записать новые проекты на "Тонике" с учетом современной гитарной аппаратуры. Рассматриваю также изготовление кейса, столь же авангардного по форме. Не совсем удобно носить гитару в мягком чехле на лямке и приходится каждый раз отвинчивать рычаг. По возможности найти родной бридж. Колки, стало быть, менять не буду - устраивают и эти. На сей позитивной волне завершаю рассказ. До новых встреч на Дзене!