Найти тему
Вечерний Тришин

Десять НПЗ были атакованы за месяц. России грозит топливный кризис?

Оглавление

Не менее 10 нефтеперерабатывающих заводов и топливных хранилищ были повреждены с начала марта 2024 года. Атаки дронов отбивают, но некоторые БПЛА все же пролетают через системы ПВО, в том числе в самых тыловых районах. Последний удар пришелся по территории Славянского НПЗ в Краснодарском крае.

По сути, речь идет о выведении из строя около 15% мощностей, способных перерабатывать нефть и поставлять топливо. И это тревожная тенденция, которая может негативно сказаться на всем рынке.

Налет на Славянск-на-Кубани

В последней атаке ВСУ использовали более трех десятков дронов. Причем большая часть пришлась на Краснодарский край, где расположены стратегические НПЗ. Многие дроны были перехвачены, но один упал на территорию завода, после чего начался пожар. Конечно, это была не единственная ночная атака. БПЛА перехватили над Московской, Курской, Орловской и даже Ярославской областями. Всего было уничтожено порядка 35 дронов-камикадзе.

Можно предположить, что все они пытались атаковать нефтеперерабатывающие заводы и крупные топливные склады. То есть противник выбрал тактику, способную нанести урон российской топливной сфере.

Конечно, российская армия имеет огромные запасы топлива, но их всегда нужно держать на контроле и восполнять. Кроме того, такие удары могут сказаться на ценовой политике, ведь компании несут колоссальные убытки.

Специалисты подсчитали, что Славянский НПЗ стал десятым заводом, который был атакован украинскими БПЛА с начала месяца. Ранее дроны-камикадзе пытались атаковать топливные склады под Нижним Новгородом, Ростовом, Воронежем и даже Петербургом. Возгорание на НПЗ было зафиксировано в Рязани.

Если посмотреть на биржевые показатели, то цены уже начали расти, хотя только на пару процентов. Как будет решаться эта проблема, пока можно только гадать. Понятное дело, что возле каждого НПЗ нельзя поставить ПВО или накинуть сетки. Но и оставлять без защиты столь важные объекты – это огромные риски.

Противник пытается нанести урон не столько экономике, сколько военной отрасли. Топливо является крайне важным ресурсом в условиях ведения боевых действий. Даже в период Великой Отечественной войны Сталин был вынужден взрывать НПЗ, когда гитлеровские войска наступали на Кавказ.

В условиях 21 века не нужно наступать, а достаточно точечно запускать ракеты или использовать БПЛА. Примечательно, что аналогичную схему уничтожения инфраструктуры на территории Украины мы использовали в начале СВО. И она оказалась достаточно успешной. Киев был вынужден закупать топливо в Европе и завозить цистерны с горючкой окольными путями.

-2

Возможен ли дефицит мощностей в 2024 году?

Скорее не возможен, а уже наблюдается. На территории России находится около 45 крупных нефтеперерабатывающих заводов. При этом около 10 из них уже получили повреждения, а некоторые заявили о приостановке деятельности на время проведения ремонтных работ. То есть фактически мы потеряли около 15% мощностей, что является очень высоким показателем.

Нет, конечно, без топлива мы не останемся, так как сейчас действует временный запрет на экспорт бензина и дизеля. Однако проблему с безопасностью НПЗ нужно решать в срочном порядке. Остановка еще нескольких НПЗ может грозить ростом цен, когда большую часть топлива будут направлять на военные нужды. И это не только дизель, но и бензин для заправки военной техники, а еще керосин для самолетов.

Например, тот же Сызранский НПЗ планирует несколько месяцев заниматься ремонтом. Дроны повредили не просто трубы или склады, а уникальные вакуумные колонны первичной переработки нефти, без которых невозможна полноценная работа. В худшем случае замена колонны может обойтись простоем мощностей на срок до полугода.

Разумеется, либеральные СМИ уже начали писать о топливном коллапсе и резком увеличении стоимости бензина. Пока эти прогнозы далеки от реальности, так как большая часть мощностей находится в глубоком тылу.

-3

Как решить проблему и минимизировать риски?

Никогда такого не было, и вот опять. На самом деле не очень понятно, почему спустя два года после начала СВО российские НПЗ оказались беспомощны перед атаками дронов. В первую очередь стратегические заводы нужно было оснащать станциями РЭБ, а службе безопасности выдавать антидроновые ружья. И это необходимый минимум.

Ситуация очень схожа с событиями, которые происходили на Черноморском флоте, где начали думать, как же защитить корабли от морских БПЛА.

Во-первых, в России не так много НПЗ, расположенных в зоне поражения БПЛА. То есть практически все они уже были атакованы. Сейчас нужно как минимум установить станции РЭБ и самые доступные системы уничтожения дронов на подлете (ЗСУ «Шилка» и «Тунгуска»).

Во-вторых, потенциально опасные участки границы нужно было еще вчера прикрывать средствами обнаружения и уничтожения дронов. Опять же, для этих целей можно использовать самые простые РЛС.

Думаю, что в ближайшее время будут сделаны закономерные выводы и приняты решения. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля.