Найти тему
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Кипу: как инки записывали информацию с помощью шнуров и узлов?

Оглавление

По теме:

Инки использовали уникальную систему записи информации, называемую кипу, которая состояла из сплетенных шнуров с узлами. Однако их точное значение остается неизвестным.

Кипу: как инки записывали информацию с помощью шнуров и узлов?
Кипу: как инки записывали информацию с помощью шнуров и узлов?

На пике своего могущества Империя инков охватывала обширные просторы Анд, соперничая с крупнейшими империями Старого Света. Чтобы эффективно управлять своей обширной территорией, инки разработали уникальную систему записи информации с помощью специально сплетенных шнуров с узлами, известную как кипу. Эти объекты служили средством числового учета, но их значение потенциально простиралось гораздо дальше, включая запись самого языка. Эта статья углубляется в тайны кипу, исследуя их структуру, цвета и материалы, а также продолжающиеся усилия по расшифровке их секретов. От идей Гарсиласо де ла Веги, испано-перуанского писателя о наследии инков, до недавних исследований антрополога Сабины Хайланд, статья раскрывает увлекательный мир коммуникационной системы Империи инков, основанной на узлах.

Невероятная административная эффективность Империи инков

Мачу-Пикчу, самое известное место инков, 15 век нашей эры.
Мачу-Пикчу, самое известное место инков, 15 век нашей эры.

На пике своего могущества Империя инков, известная как Тавантинсуйу, что означает «четыре части вместе», охватывая 5000 километров вдоль Анд, простираясь от современного Эквадора на севере до центрального Чили на юге. Тем не менее, эта огромная империя (в какой-то момент самая большая на планете) процветала без изобретений, которые считались решающими для развития цивилизаций Евразии, таких как колесо, железо или тягловый скот. Структура общества инков историками и антропологами описывалась по-разному, с интерпретациями от рабовладельческих или феодальных до социалистических или протокоммунистических. Как отмечает антрополог Теренс Д'Альтрой в своей книге 2014 года, Тавантинсуйу рассматривались как образцовая форма политического общества практически во всех отношениях, за исключением представительной демократии. Однако все историки сходятся в одном: Империя инков обладала беспрецедентным уровнем административной эффективности, ведя точный учет всех имеющихся ресурсов и рабочей силы.

Инки имели доступ к важной информации, необходимой для управления таким огромным государством. Они знали о природных особенностях, таких как длина ручьев и рек, а также рельеф местности. У них были данные о пахотных землях и урожайности сельскохозяйственных культур, минеральных богатствах, охоте и рыболовстве и даже перепись всего населения, которое, по некоторым данным, превышало 15 миллионов человек. Однако что отличало мастеров Анд от других цивилизаций, так это их уникальный метод записи информации. Вместо использования бумаги, камня, дерева или любой другой известной формы письма, инки разработали систему, в которой использовались специально сплетенные шнуры с ветвящимися структурами и узлами, называемые кипу. Даже спустя столетия после упадка империи, кипу продолжают очаровывать историков, археологов и антропологов. Однако до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какую именно информацию может содержать отдельный кипу (и каким образом).

Структура и сложность кипу: узлы, шнуры и цвета

Кипу Инков. Около 15 века н. э.
Кипу Инков. Около 15 века н. э.

Каждый кипу имеет особую структуру, сосредоточенную вокруг основного шнура, который расположен горизонтально и значительно толще остальных. Затем к этому основному шнуру привязывают подвесные шнуры. Эти подвесные шнуры содержат определенное количество маленьких узлов, обычно десятки, которые вплетены посередине и на концах. Иногда несколько подвесных шнуров группируются вместе с помощью дополнительной ленты. К подвесным шнурам можно прикрепить дополнительные шнуры. В результате самые сложные кипу имеют древовидную структуру с различимыми четырьмя или пятью уровнями ветвления.

Кипу также демонстрирует замечательную палитру цветов и материалов, используемых при вязании. Каждый шнур имеет свой собственный цвет, и иногда две или более нитей разного цвета замысловато скручены вместе, напоминая по виду сахарный тростник. Эта хитроумная техника позволяет создавать множество уникальных комбинаций, используя всего лишь несколько основных цветов. Кроме того, отдельные шнуры различаются не только по материалу, из которого они изготовлены, но и по текстуре, получаемой в результате умелого скручивания шнуров в определенных направлениях.

Количество шнуров, обнаруженных в отдельных кипу, сохранившихся в музеях, варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен. При рассмотрении возможных комбинаций цветов, толщины, текстур, материалов и количества узлов на каждом шнуре становится очевидным, что возможности хранения разнообразных данных на кипу огромны. Возникает вопрос: как получить доступ к этим данным?

Гарсиласо де ла Вега и выводы из его работ

Инка Гарсиласо де ла Вега
Инка Гарсиласо де ла Вега

Один из самых ранних письменных источников, предлагающих потенциальные ответы, принадлежит очаровательному человеку по имени Гарсиласо де ла Вега, который также был известен под прозвищем Инка. Гарсиласо родился в Куско, столице Империи инков, вскоре после ее завоевания испанцами. Он был сыном конкистадора и аристократки инков. В возрасте 2 года он отправился в путешествие в Испанию, где проведет остаток своей жизни и получит образование, пронизанное духом эпохи Возрождения.

В 1609 году, в последние годы своей жизни, Инка опубликовал работу, в которой углубился в повседневную жизнь, культуру, экономику и политику инков. Основываясь на его личных воспоминаниях и устных традициях, с которыми он столкнулся во время своей юности в Перу, его сочинения в последующие годы приобрели огромную популярность в Западной Европе. Эта работа стала своего рода «бестселлером» и сыграла значительную роль в формировании романтизированных представлений о цивилизации инков, а также вызвала разнообразные интерпретации ее социальной структуры.

Что касается кипу, Инка предоставил ценную информацию. Он объясняет, что разница в толщине шнура служила обозначением исключений из определенных правил. Например, если в кипу записывалось количество женатых мужчин в определенном регионе, то более тонкий шнур будет обозначать количество вдовцов. Однако остается вопрос: как на самом деле были представлены эти цифры?

Кипу из южного Перу, имперская эпоха (1300–1532 гг. н. э.)
Кипу из южного Перу, имперская эпоха (1300–1532 гг. н. э.)

Инка приводит точные детали: узел с числом петель от одной до девяти обозначал число, а его размещение на шнуре обозначало единицы: десятки, сотни, тысячи или десятки тысяч. Например, шнур на котором завязано 5, за которыми следуют 7, затем 3 и, наконец, 9 петель, будет обозначать число 5739. Интересно, что это показывает, что инки использовали десятичную систему счисления, близкую к той, которая используется сегодня. Что еще более интересно, так это то, что большой промежуток между двумя узлами представляет собой ноль (концепция, которую, например, нельзя выразить римскими цифрами). Следовательно, инки были способны «сплести» любое число от 1 до 99999. Важно отметить, что хотя у инков была своя версия счетов, кипу служили исключительно для записи чисел, а не для выполнения вычислений.

Расшифровка кипу: числа, цвета и их значения

Цветной кипу, Музей Мачу-Пикчу.
Цветной кипу, Музей Мачу-Пикчу.

Сами цифры теряют значение, если человек, расшифровывающий кипу, не понимает их значения. Здесь в игру вступают шнуры разного цвета. К сожалению, Де ла Вега не дает подробной информации по этому аспекту, но предлагает общее предположение: желтые шнуры могут обозначать золото, белые - серебро, а красные - воинов. Д'Алтрой добавляет, что последующие авторы расширили эту цветовую схему, включив в нее дополнительные значения: черный для течения времени, зеленый для сельского хозяйства и фиолетовый для знати. Следовательно, зеленый шнур, например, мог бы указывать количество кукурузы, а прикрепленный к нему желтый шнур мог бы обозначать его стоимость в золоте.

Однако остается неясным, было ли значение цветов универсально одинаковым для всех кипу или варьировалось в зависимости от характера переписи. Кроме того, значение разноцветных шнуров с переплетающимися цветами остается неоднозначным. Например, символизировал ли фиолетово-белый шнур количество серебра, принадлежащего дворянину? Хотя многие вопросы остаются без ответа, мы можем предположить, что инки использовали кипу для записи ценных ресурсов, количества продовольствия в хранилищах или урожая на полях, гражданской и военной структуры и даже семейной линии целых династий, включая продолжительность правления каждого императора.

Доска для кипу, 19 век н.э., музей Думбартон-Оукс.
Доска для кипу, 19 век н.э., музей Думбартон-Оукс.

Вопреки распространенному мнению, использование кипу не исчезло в безвестности вскоре после испанского вторжения; Фактически, их продолжали использовать в некоторых регионах Анд до середины 20 века. На протяжении колониального и постколониального периодов кипу сосуществовало с письменными документами на испанском языке. Их цели оставались разнообразными, включая регистрацию налоговых данных, судебные разбирательства (не только в местных местных судах, но и в некоторых судах, контролируемых испанцами) и проведение переписей населения. Это наводит на мысль о том, что испанские колонизаторы в значительной степени полагались на существующую административную систему, которую они адаптировали в соответствии со своими потребностями. Особенно интересны случаи, когда кипу легко интегрировались в письменные документы. Сохранились деревянные доски, содержащие испанские слова, в то время как цифры, представленные узлами, были прикреплены рядом с соответствующими названиями.

За пределами цифрового учета: кипу как письменные документы

Кипукамайок, Фелипе Гуаман Пома де Айала, ок. 1615 г. н.э.
Кипукамайок, Фелипе Гуаман Пома де Айала, ок. 1615 г. н.э.

Гарсиласо де ла Вега имеет важное значение как источник информации о кипу, особенно из-за его происхождения. Однако стоит задуматься, является ли его интерпретация функций кипу единственно возможной. В конце концов, де ла Вега не был кипукамайоком, членом избранной группы, владевшей знаниями в области создания и расшифровки кипу. Вполне вероятно, что он был знаком только с «повседневным» методом чтения кипу, тогда как дополнительные функции были скрыты для немногих привилегированных. Может ли быть так, что кипу имеет гораздо более глубокое значение, выходящее за рамки давних убеждений?

Большинство исследователей склоняются к мнению, что кипу служил своего рода ведения учета. Однако такие кипу окажутся полезными только для тех, кто их построил или непосредственно знал об их содержании. Хотя стандартная интерпретация функций кипу уже сложна, некоторые современные ученые идут еще дальше и предполагают, что кипу использовались для записи самого языка.

Есть исторические свидетельства, подтверждающие этот тезис. Испанские очевидцы, столкнувшись с еще относительно нетронутой цивилизацией инков, утверждали, что кипу использовались для написания историй, биографий правителей и даже для личной переписки. Несмотря на эти утверждения, расшифровать кипу как письменные документы до сих пор никому не удалось. Тем не менее, существует теория, предполагающая возможность такой расшифровки.

Чтобы объяснить эту теорию, важно подчеркнуть различие между двумя типами сохранившихся кипу. Большинство, примерно две трети, состоят из шнуров с узлами, которые представляют числовую информацию. Остальные кипу, несмотря на свою разветвленную структуру, лишены узлов и имеют более широкий спектр цветов и материалов. Ученые уже давно озадачены этим другим типом кипу, и многие полагают, что их назначение было чисто декоративным. Однако полевые исследования, проведенные Сабиной Хайланд, американским антропологом из Университета Сент-Эндрюс, открывают новую информацию об этих красочных кипу.

Трёхмерное письмо?

Кипу в руках Сабины Хайланд.
Кипу в руках Сабины Хайланд.

В 2015 году Хайланд посетила отдаленную перуанскую деревню, где местное сообщество любезно разрешило ей осмотреть два кипу, почитаемых как священные предметы. Эти кипу имеют ритуальное значение и используются во время традиционных праздников как часть ритуалов посвящения новых членов, вступающих в уважаемый круг деревенских старейшин. Во время этих церемоний симршины сообщали посвященным, что эти кипу содержат важную информацию, касающуюся истории их общины.

Серьезно восприняв заявления жителей деревни о том, что эти два кипу являются копиями сообщений, которыми обменивались местные лидеры, Хайленд решила выяснить, действительно ли это была переписка, а не просто записи. Любопытно, что оба кипу были изготовлены в середине 18 века, спустя значительный период после испанского вторжения. Два рассматриваемых кипу имели традиционную структуру: основной шнур сопровождался многочисленными вспомогательными шнурами (от 200 до 300). Однако от традиционных кипу их отличало отсутствие узлов, что, по мнению Хайланд, является явным признаком того, что эти кипу не использовались для целей числовой записи.

После того как местные жители настояли на том, что к кипу следует прикасаться не в перчатках, а только голыми пальцами, чтобы «почувствовать их дух», Хайланд пришла в голову идея, как подойти к интерпретации. Обратив внимание на цвета и материалы, она определила, что для изготовления кипу использовались 6 различных материалов из шерсти животных, в первую очередь викуньи и альпаки, а также 14 различных цветов. Хотя цвета были видны невооруженным глазом, тонкие различия в шерсти можно было обнаружить только на ощупь. Более того, некоторые шнуры были изготовлены из одного материала и имели один цвет, в то время как другие были «смешанными», включая два разных типа волос и до четырех разных цветов. Наконец, каждый шнур был скручен либо в направлении «S», либо в направлении «Z».

Часть слогового письма майя, посредством расшифровки майя.
Часть слогового письма майя, посредством расшифровки майя.

Учитывая это, можно подсчитать, что число возможных комбинаций материалов, цветов и направлений скручивания превышает 60 тысяч! Несмотря на такое огромное количество возможных типов шнуров, Хайланд обнаружила, что на обоих кипу присутствует только 95 комбинаций, причем некоторые комбинации встречаются чаще, чем другие. Хайланд утверждает, что если бы эти кипу действительно функционировали как форма письменности, они соответствовали бы логослоговой системе, где каждый шнур соответствует слогу. Количество примерно ста логограмм также соответствует известным слогам.

Несмотря на то, что кипу, которые изучала Хайланд, датируются 18 веком, стоит отметить, что существуют аналогичные кипу, существовавшие до испанского завоевания, и они имеют те же структурные особенности и методы вязания. Вполне вероятно, что эти технические сходства сопровождаются сходством в записи языка. Если эти предварительные выводы подтвердятся, это будет означать, что Империя инков обладала поистине уникальным трехмерным письмом, не имеющим аналогов в мире, поскольку для его понимания необходимы как визуальные, так и тактильные чувства. Примечательно, что это единственный известный случай, когда письмо требует одновременного задействования двух чувств. Хотя необходимы дальнейшие исследования, есть надежда, что будущие открытия раскроют письменные источники времен инков, проливая больше света на эту интригующую цивилизацию.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И СТАВЬТЕ ЛАЙКИ