По теме:
Цивилизация Караль-Супе независимо возникла в Перу 5000 лет назад. Возможно, она уникальна, потому что некоторые утверждают, что ее развитие было обусловлено морскими ресурсами, а не сельским хозяйством.
Колыбелью цивилизации являются общества, в которых люди независимо развивали сложные социальные системы. Шесть основных цивилизаций, такие как Египет, Индия, Месопотамия, Китай и Ольмеки, несомненно, сформировались благодаря сельскому хозяйству. Тем не менее, Караль-Супе, расположенный на побережье Перу, игнорируется в традиционной истории и может продемонстрировать уникальный путь к передовому развитию.
Одна из гипотез археологического и исторического сообщества предполагает, что прибрежные сообщества с морской основой были прародителями этой цивилизации. Центром Караль-Супе была священная столица, возникшая 5000 лет назад, старейшее городское поселение в Америке. Семнадцать близлежащих поселений были частью этой цивилизации, контролировавшей почти 1800 квадратных километров. Могло ли общество без массового сельского хозяйства достичь таких монументальных достижений?
Что такое цивилизация? Истоки Караль-Супе
У антропологов есть различные квалификации, позволяющие группе называться цивилизацией. В прошлом термин «цивилизация» применялся для разделения обществ, считавшихся высшими, от тех, которые считались низшими. Теперь в качестве метрики используются стандарты развития. Как правило, цивилизации состоят из городских, ведущих оседлый образ жизни сообществ. Они производят инструменты, которые используются для создания излишков пищи. Это изобилие приводит к разделению труда, которое трансформируется в иерархический социальный и политический порядок.
Крупномасштабное сельское хозяйство кажется логическим катализатором достижения этих показателей. Каждая колыбель цивилизации возвышалась вблизи речных долин. Египет на реке Нил, Индия на реке Инд, Месопотамия между Тигром и Евфратом, а Китай на реке Хуанхэ. Две другие цивилизации зародились вдоль нескольких небольших рек: Ольмеки у Мексиканского залива и Караль-Супе на тихоокеанском побережье Перу. Долины рек давали плодородную землю для выращивания сельскохозяйственных культур и обилие воды. Ирригация позволила вести крупномасштабное сельское хозяйство, что привело к возникновению классовых систем, основанных на труде и собственности. Когда обильные урожаи превысили основные потребности, в растущих городских центрах появились дополнительные профессии.
Люди жили в Перу примерно с 10 000 г. до н.э., начиная от береговой линии и до высоких Андских гор на востоке. Они начали выращивать зерновые культуры еще в 6000 году до нашей эры. Урожаи дополнялись охотой и рыбной ловлей и её было достаточно, чтобы перейти к оседлому образу жизни. Поселения развивались независимо по всему региону, но Северо-центральная часть представляла собой соединение речных долин, что способствовало межкультурным контактам. Древние жители занимались сельским хозяйством, но мог ли альтернативный источник пищи создать условия для процветания независимой цивилизации?
Негостеприимная местность, но изобилие морей
На тихоокеанском побережье Перу преобладает пустыня Сечура, одна из самых засушливых в мире. Осадки выпадают только во время сезонных явлений Эль-Ниньо. Регион является тектонически активным, некоторые уцелевшие сооружения имеют следы повреждений от землетрясений и оползней. В засушливом климате разбросаны более пятидесяти рек, питающихся сезонно за счет таяния снега в Андах. Эти источники воды образуют небольшие участки пахотных земель в бесплодном регионе.
Первые жители Асперо, рыбацкой деревни цивилизации Караль, получали пресную воду из реки Супе. Их рацион состоял в основном из морских обитателей Тихого океана. В устьях рек, подобно Супе, общины рыбаков образовали первые крупные организованные общества на континенте. Процветание рыбацких деревень позволило последующим жителям переселиться дальше вглубь страны, продолжая торговать с приморскими городами.
Перуанские моря являются одними из самых богатых источников рыбы в мире. Майкл Мозли, автор книги «Морские основы Андской цивилизации», утверждал, что эти богатые воды позволили многочисленному, оседлому населению создать изысканные социальные структуры и архитектурные чудеса. По мнению Мозли, эти признаки цивилизации возникли до того, как было внедрено ирригационное земледелие.
Городская инженерия и внешние контакты
В столице Караль-Супе проживало явно мирное общество, поскольку не было пограничных стен и оружия. Городской пейзаж предполагает статичный, спланированный и густонаселенный городской центр всего в 22 километрах от побережья. Все поселения располагались на непахоных землях, чтобы сохранить скудную плодородную землю для земледелия. Шесть пирамид и два круглых углубленных двора были основными элементами, выполненными в тщательно спланированном стиле.
Население жило в глинобитных домах. Эти материалы также широко использовались для строительства монументальных сооружений, таких как пирамиды и внутренние дворы. Инженерные чудеса города включали в себя сейсмостойкие здания с фундаментами из рыхлого камня, чтобы свести к минимуму тряску и ущерб. Подземные вентиляционные каналы всасывали воздух для поддержания огня.
Два углубленных круглых внутренних двора представляли собой рынки, где происходили обмены с обширной территории. Торговые сети простирались не только между метрополией и побережьем, но также до Эквадора и Амазонки по сухопутным и речным путям. Зеленые зоны поблизости были пригодными для охоты на оленей, а волокнистые растительные материалы можно было добывать из водно-болотных угодий. Прибрежные жители обменивали морепродукты на сельскохозяйственную продукцию, инструменты и сырье.
Рабочие места, наука, культура и правительство
Как квалифицированный, так и неквалифицированный труд был важен для роста Караля. Каменная кладка применялась для создания насыпей, террас и общественных пространств. Бытовые постройки также размещались на террасах на склонах холмов. Масштаб этих структур предполагает наличие системы организованного труда. Рабочие, возможно, трудились под принуждением или получали компенсацию в виде валюты, возможно, сушеных анчоусов.
Регулярно практиковалась астрономия, медицина и селекция растений. Ремесленники производили украшения, ткали одежду и корзины, в то время как инженеры управляли водными ресурсами и строительством. Каменные статуэтки и костяные флейты указывают на культуру, в которой ценилось художественное самовыражение.
Различные поселения пользовались относительной автономией и исповедовали отдельные религии. Ими руководили Саясы, правящие равными частями цивилизации. Хуно был центральной фигурой государства, который жил в столице и управлял всеми жителями Караль-Супе. Высокопоставленные лица и семьи владели предметами роскоши, такими как символы из экзотических камней или останки редких животных. О разделении на социальные классы свидетельствует дизайн жилых помещений.
Отличие Караль-Супе от других
Несмотря на соответствие стандартным критериям цивилизации, развитие Караля отличалось от других. Они никогда не создавали керамику, а вместо этого использовали тыквы для транспортировки и хранения жидкостей.
Не было обнаружено ни одной известной и традиционной формы письменности. Вместо этого узловатые текстильные переплетения служили формой ведения учета. Из растительных волокон изготавливали кипу (или хипу), которые распространяли информацию через цвет и расположение узлов. Старейший в мире образец кипу был обнаружен внутри пирамиды в Карале. Эта находка может быть датирована 4000–4500 годами до нашей эры, что делает кипу одним из самых ранних систематических методов записи информации, использовавшихся человечеством.
Рацион жителей Карал-Супе также был необычный, но основывался на неизменных продуктах питания. В отличие от своих современников, жители Караль-Супе не выращивали в изобилии зерновые. Кукуруза выращивалась с 6500 г. до н.э., но она не стала важным источником питания до 800 г. до н.э. Вместо этого они жарили фасоль, перец, авокадо и картофель. Среди других продуктов питания были тыква, гуава и домашние животные, такие как собаки и морские свинки.
Жители прибрежных деревень, таких как Асперо, в основном потребляли моллюсков, морских птиц, анчоусы и сардины. Они часто торговали этими продуктами, за некоторыми исключениями. Водоросли и морские млекопитающие были распространены вблизи океана, но не внутри страны. Киты также присутствовали, хотя их мясо, скорее всего, собирали с выброшенных на берег туш, а не добывали в охоте.
Имела ли эта цивилизация уникальные водное происхождение?
Технологии, которые позволили использовать эти морские ресурсы, были продуктами сельского хозяйства. Хлопок и лыко сыграли важную роль в производстве волокон для рыболовных лесок, шпагатов и сетей. Древесину фруктовых деревьев и камыша использовали для создания плавсредств. Хотя люди собирали эти растения на протяжении тысячелетий, их выращивание совпадает с формированием организованных обществ. Интенсивное выращивание этих культур позволило наладить крупномасштабное производство рыболовных снастей, что способствовало изобилию продуктов питания, увеличению численности населения и созданию большого городского сообщества.
Асперо продолжал служить рыбацкой деревней в рамках цивилизации Караль-Супе и был единственным значительным населенным пунктом на побережье. Миграции вглубь страны использовали плодородную почву для выращивания сельскохозяйственных культур, необходимых для рыболовства. Поселения были в основном самодостаточными и дополнялись этими обменами.
Жители южного побережья обладали такими же богатыми морскими водами, как и жители севернее, но им не хватало пресноводных рек и, следовательно, потенциала для внутреннего сельского хозяйства. Эти общества были меньше по размеру и менее сложными, о чем свидетельствует их относительное отсутствие в археологических записях. Торговые сети по всему региону, которые сформировали экономическую и социальную иерархию, также способствовали переходу к цивилизации на севере.
Рассматривая эти свидетельства, можно с уверенностью заключить, что интенсивное сельское хозяйство стало катализатором формирования андской цивилизации. В регионах с более пахотными землями развивалась ирригация, что приводило к расслоению общества, а торговля с прибрежными регионами способствовала развитию экономики. Выращивание растений позволило повысить урожайность продуктов питания, что дало толчок развитию крупных мегаполисов.
Труднее игнорировать утверждение о том, что первые поселенцы получали большую часть средств к существованию из океана. Даже после официального создания цивилизации большая часть их рациона состояла из морской пищи. Кажется маловероятным, что Андская культура развивалась исключительно благодаря морским ресурсам, тем не менее, роль прибрежных поселений имела решающее значение для ее развития.
Упадок и прочное наследие
Караль-Супе пришел в упадок в 1800 году до нашей эры во время продолжительного периода засухи. В то же время люди, живущие в более пахотных районах на севере и в Андах, перешли на ирригацию. Эти соседние общества превзошли Караль, и его жители покинули регион. С тех пор столица Караля была заселена только дважды: в 1000 году до нашей эры и между 900 и 1440 годами нашей эры. В обоих случаях поселенцы жили только на его внешних окраинах. Караль был первой андской цивилизацией, за которой последовали отдельные культуры, такие как Наска и Инки. Следующая значительная популяция, населявшая Перу, культура Чавин возникла только в 900 году до нашей эры.
В 2015 году представители 124 стран Международного союза архитекторов подписали Письмо Караль. Этот документ подчеркнул единение поселения с природой как образец устойчивого развития. Централизованное планирование и сейсмостойкие конструкции были основными объектами достопримечательностей. Архитекторы подчеркнули, что при строительстве использовались ручные инструменты, показывая, что невероятные цели достижимы.