Был денек уже почти по-весеннему теплый, хотя еще лежали слегка подтаявшие сугробы.
Экскурсия началась в 14:00 и на всем её протяжении меня не оставляла мысль: какая у нас история богатая! И как плохо мы её знаем. Особенно, если говорить о фактах и исторических личностях, которые внесли в её развитие такой огромный вклад.
Более того, если бы не было этих людей, наша страна была бы иной!
Когда мы гуляем по улицам, прилегающим к улице Пятницкой и петляющим в виде серпантина далее к Голиковскому переулку, Малой и Большой Ордынке, Кадашевскому и, наконец, Лаврушенскому переулкам, то далеко не всегда вспоминаем о тех, кто внес вклад в их появление и, отсюда, – формирование незабываемого облика столицы России.
Во-первых, это были ремесленники, которые изначально обслуживали царский двор.
Поселяясь в этих местах, они образовывали слободы, у которых были названия: Кузнецкая, Монетническая, Овчинниковская и др. Также здесь жили толмачи – переводчики. Отсюда происходит название – Толмачевский переулок. Слобода Татарская – выходцы из орды. Отсюда Ордынка большая и малая. Ведь здесь проходила дорога, по которой денежные потоки «текли» из Ордынки в Орду.
Во-вторых, здесь селятся стрельцы – первая военная армия, которая была создана в эпоху Ивана Грозного, в 1450-е годы. Стрельцы также создали свои слободы, но в правление Петра I, как мы помним, стрельцов не стало.
Селились здесь неохотно, так как река выходила из своих берегов и полностью затапливала прилегающие территории. Поэтому и земля была очень дешевая.
В-третьих, это были купцы.
Название "Москва – Большая деревня" появилось благодаря купцам
В петровские времена купцы-предприниматели выстраивали повсюду свои многочисленные деревянные дома. В дешевой купеческой вотчине были полисадники, огороды, амбары, бани, мыльни.
Они не просто селились здесь, а способствовали накоплению богатств страны и, кстати, постепенному решению проблемы затопления этих мест.
Особенно много средств они жертвовали на построение храмов, церквей, обустройство города, не говоря уже о производственной сфере, фабриках и мануфактурах. А после пожала в войне с французами 1812 года им Москва была обязана особым вкладом в восстановление облика столицы.
Ну, что ж, пройдемся по этим незапамятным местам.
Улица Пятницкая носит название по храму Параскевы-Пятницы, который располагался в 1739 г. на месте стации метро Новокузнецкая. Храм строился по проекту архитектора Ухтомского на средства купцов Журавлевых.
Параскева Пятница – это наиболее почитаемая святая у торгового люда наравне с Николаем Чудотворцем
Храм здесь простоял достаточно долго. Сейчас около метро Новокузнецкая только инсталляция. Храм был разрушен в 1935 году. Появились пробки и появилась потребность в строительстве подземного метро. В 1943 году оно здесь появилось, в войну служа в качестве бомбоубежища.
Этот желтый особняк на Пятницкой улице принадлежал храму Василия Блаженного, здесь жил настоятель его.
Все здания – особняки, доходные дома, которые встречаются здесь, ныне заняты институтами, исследовательскими организациями.
Правее вереница ампирных особняков желтого и розового цветов принад-лежали богатейшему роду купцов Первой гильдии Варгенов. Они были монополистами. Шили форму из сукна для военной армии. Конкурентов у них не было вообще. И здесь же у Варгенов в привилигерованных квартирах в середине XIX века снимал свою квартиру Лев Николаевич Толстой. Там есть литературный музей Толстого.
На Пятницкой есть доходный дом, кирпичный. Он был построен в 1911 году по проекту архитектора Жарова. Принадлежал он миллионщику купцу Владимиру Антоновичу Бони, у которого была фабрика по производству мыла.
Он не перестраивался с 1911 года ни разу!
И вот мы – в Заречье
Стоим перед Храмом священномученика Климента папы Римского, который относится к архитектуре Елизаветинского барроко. Одновременно это и памятник в честь восхождения на престол Елизаветы (1741). Но историки до сих пор не знают кто построил такую красоту.
Предположительно его строили архитекторы Трезинни, Растрелли. Но они больше находились в Санкт-Петербурге. Достоверно известно только то, что свое название он получил в честь восхождения папы Климента, который был почитаем на Руси.
Святой Климент жил в Риме в I веке н. э., а на Римской кафедре выполнял свой духовный долг с 92 по 101 год. Его относят к мужам апостольским, и он оставил нам богатое наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения.
Также неоспоримым является еще один факт, что храм выстраивается на средства купца Кузьмы Матвеева
Он жил по соседству в песочного цвета особняке (на фото слева за деревьями). Изначально это был обычный крепостной, который приобрел вольную и приехал в Москву, став купцом Первой гильдии. Он был монополистом в области алкогольной и табачной продукции.
Так благодаря Замоскворечью Москва и становилась златоглавой
Однако в 30-е года ХХ века уже в Советское время Климентовский храм, согласно новому архитектурному плану, нужно было разрушить. Но он сохранен благодаря Игорю Грабарю, который в те времена был директором Третьяковской галереи.
Дело было так.
Пришел Игорь Грабарь как-то к Клименту Ворошилову и напомнил ему, что, мол, тот родился в дореволюционные времена, и его крестили здесь, назвав в честь святого Климента. И попросил:
Не дайте разрушить этот храм!
И храм был сохранён
Движемся дальше по Пятницкой улице...к Клементовскому переулку.
Как я уже говорила, все дороги в этих переулках расположены в виде серпантина, улочки – кривые («пьяные»).
Это для того, чтобы запутать врага!
Дом «с мезонином», который принадлежал дворянину Константину Критскому был построен по образцу строений архитектора О.И. Бове (1830).
Следует отметить, что, как сказала наш экскурсовод, Москва потеряла много подобных деревянных домов, когда были холода в 1920-е-30-е года ХХ века. Их использовали для отопления замерзающие жители этих мест. Народу ведь надо было как-то согреваться!
Голиковский переулок
Движемся дальше и сворачиваем сюда, идем мимо нескольких когда-то доходных домов и ненадолго останавливаемся перед «домом с улиткой». Это самый маленький памятник Москвы.
Далее мы заворачиваем за угол на Малую Ордынку и вот перед нами Дом А.Н. Островского. Здесь в 1823 г. он был рожден.
Писатель-драматург не был купцом, но он был дворянских кровей. Это ему не мешало жить среди купеческого сословия.
Он впитывал колорит этой жизни и потом в пьесах ярко отображал будни жителей этих мест. Он написал чуть более 40 пьес, каждая из которых была посвящена купеческой жизни. Их ставили в Малом театре.
Кстати, именно благодаря А.Н. Островскому мы узнали мир Замоскворечья. Его первое произведение «Записки замоскворецкого жителя» произвело целый фуррор в сознании москвичей, потому что вышла книга из печати и жители города начали ЧИТАТЬ, вдумываясь в окружающие события и лучше познавая самих себя.
Большая Ордынка
Ранее в местах, где расположена Церковь Св. Николая (Чудотворца) проживали стрельцы под командой полковника Н. Пыжова, очень властного и жестокого. Поэтому это место называется Пыжи. А находимся мы уже на улице Большая Ордынка. Стрельцы в свободное от войн время имели право на торговлю и, тем самым, как бы, примыкали к купеческому сословию. Также это был самый ближайший храм к местам казни провинившихся в Древней Москве.
А уже в XIX веке это был один любимейших храмов императора
Александра II, который проездом из Санкт-Петербурга всегда заезжал сюда.
Марфо-Мариинская обитель
Эта обитель была открыта при участии великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, сына
Александра III, дяди Николая II.
Он был мэром Москвы, Елизавета – первая леди, немка. Протестантка, ушедшая в православие.
В 20 лет она приехала в Россию, вышла замуж, позднее посвятив себя нуждающимся больным и обездоленным.
Обитель появляется в результате трагических событий.
Совершается террористический акт в момент, когда великий князь Сергей Александрович выезжает из Кремля. Тут же срабатывает бомба и его на части разрывает. Елизавета приезжает на место преступления, по частям собирает его тело.
Позже она скажет: «Я блистала при жизни. Ну зачем мне вся эта роскошь, красота, когда так много боли, много несчастных!
И – ушла в монашество.
Она одевала белые одежды, помогала всем нуждающимся и её называли «Белый ангел». Великая княгина была причислена к лику святых.
Умерла она мученической смертью, будучи сброшенной в шахту большевиками.
Ну, что ж, пока на этом всё. Позже я продолжу свой обзор о Замоскворечье и вкладе купеческого сословья в его застройку и существование.