Найти в Дзене
Истина на горизонте

1. Происхождение рисунка. Зачем и почему люди начали рисовать

-2

Одним из условий успешной арт-терапевтической работы являются знания о том, от чего зависит ее эффективность. Безусловно, это очевидное умозаключение, чего нельзя сказать об ответе на поставленный вопрос. В дело вмешивается поистине огромное количество факторов, исследованию которых и посвящен данный труд.

Для начала, необходимо ответить на вопрос: зачем люди изначально начали рисовать? Что их на это сподвигло? Что рисование значило для людей? Зачем вообще нужно было начинать что-то рисовать, ведь это не являлось жизненной необходимостью, а чем?

Начало будет выглядеть не очень оптимистично: Мы не знаем и, по всей видимости, навряд ли когда-нибудь узнаем абсолютно точные и достоверные ответы на вопросы: когда, зачем и почему люди начали рисовать. Искусствовед Н.А. Добряков в труде «Искусство для интровертов» упоминает два способа, которые помогают нам сформулировать хоть какие-либо знания о первобытном искусстве:

1) наблюдение за отдельными обособленными племенами. Изучая их ритуалы и мировоззрение, мы экстраполируем полученные знания на собственных далеких предков. По мнению исследователя, именно этот способ является наиболее эффективным. Например, П. Эренрайх и К. фон де Штейнен в конце 19 в. проводили полевые исследования среди индейцев Бразилии и пришли к выводу, что искусство племен бакаире и ауэтё является примером первоначального развития вообще всякого искусства.

2) толкование доступных нам артефактов и совсем немногочисленных описаний других культур, встречающихся у первых историков. Также часть сведений сохранилась в виде мифологических сюжетов.

Возможно, первый способ и выступает более эффективным в сравнении со вторым, но в то же время, они оба крайне сомнительны. Современные обособленные племена не есть те же, что жили сотни тысяч лет назад. Так, М. Рафаэль, А. Ляминг-Амперер и А. Леруа-Гуран относились к такому способу скептически, т.к. общество палеолита слишком отдалено от нас и своеобразно, чтобы его идеология могла совпадать с мировоззрением современных людей, хотя бы и отсталых. Г. Обермайер также весьма критично высказывался по этому поводу: «Как иначе, спрашивается, можем мы проникнуть в основу их (первобытных людей) психологии, как не путем сравнения этих людей с первобытными, дикими племенами современного мира? К сожалению, исследователи слишком часто забывали, что современные бушмены и австралийцы не могут считаться настоящими первобытными людьми; что они представляют собой уже натуры весьма сложные, видоизмененные своеобразно, в течение тех тысячелетий, которые они прожили с настоящих первобытных эпох. Весьма крупные заблуждения могут возникнуть, если без всякой критики считать пещерных обитателей ледникового периода вполне отвечающими по образу мыслей и по духовной жизни современным огнеземельцам и папуасам».

Исторические описания древности и мифологические сюжеты также трудно считать достоверным источником информации. Но в тоже время, более надежных способов нет. К этому же выводу пришел и Обермайер, в итоге смирившись с тем, что другого выхода нет. Поэтому существует множество предположений, логичных и не очень, вероятных и сомнительных, почему люди начали рисовать. Охватить их все не представляется возможным, поэтому я приведу наиболее распространенные и интересные.