Федеральный закон N 411-ФЗ «О северном завозе» вступит в силу в апреле 2024 года. Председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов уже назвал принятие закона историческим моментом. Заинтересованные участники рынка ждали это событие около 25 лет.
Как жили до принятия закона
Хлеб, молоко, мясо и другие жизненно важные товары на труднодоступных территориях исторически стоили почти в два раза дороже, чем в среднем по России. Виной всему долгая доставка и сложная логистика.
Каждый год правительство выделяет 87 миллиардов рублей на доставку жизненно важных товаров до 25 труднодоступных регионов страны. Однако грузы не всегда доходят вовремя. Например, в Якутию направляют 55,5% от общего объема закупок, но из-за нестыковки навигации по Лене и ее притокам они могут идти до региона по три года.
В советское время северный завоз продуктов и жизненно необходимых товаров осуществлялся централизованно — при полном государственном регулировании и координации. Однако затем госпланирование упразднили, и вся нагрузка по обеспечению людей жизненно необходимыми товарами легла на региональный и местный уровень. В 1999 году в Совет Федерации внесли законопроект о северном завозе, его даже приняли в первом чтении, но впоследствии отклонили в 2003 году.
После этого более 20 лет профильные комитеты бились за возможность ввести регулирование завоза. Наконец, в 2023 году депутатам удалось сдвинуть дело с мёртвой точки.
В чём суть нового закона
Основная цель закона – ввод государственного регулирования на отдельные товары, торговые надбавки и тарифы. Новый акт законодательно закрепляет такие понятия, как «северный завоз», «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов».
Все грузы разделили на две категории. Первая – товары, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Вторая – грузы для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, новый закон обозначил и закрепил полномочия для каждого уровня власти. Предусмотрены и различные меры государственной поддержки участников завоза в финансовой и имущественной формах.
Скажется ли закон на ценах
Новая норма, по заверениям депутатов, позволит оптимизировать и улучшить логистику: появится цифровой экспедитор, единый оператор перевозок и опорная инфраструктура. Ценовая политика тоже поменяется — регионы смогут влиять на оптовую и розничную стоимость грузов и торговую надбавку.
Субъекты также смогут устанавливать предельные тарифы на перевозку и хранение товаров первой категории. Все это и должно снизить цены на продовольствие, медикаменты и топливо, отметили в ведомстве.
Во втором чтении в Госдуме депутаты Заксобрания ЯНАО предложили несколько важных доработок. Например, разрешить администрации северных регионов направлять господдержку собственникам опорной инфраструктуры. Инициативу закрепили в законе, что тоже должно позитивно сказаться на цене товаров.