Искусствоведы говорят, что без жены Саливадор Дали не стал бы «Великим Дали» …
Она вовсе не была красивой, но те страстность, магнетизм и шарм, которых в ней было в избытке, заставляли талантливейших мужчин пасть к ее ногам.
Елена Дьяконова-Гомберг родилась в конце XIX века в Казани, затем некоторое время девочка вместе с большой семьей жила в Москве. В 1912 году Елене пришлось уехать в Швейцарию для прохождения лечения от чахотки, она довольно сильно болела. В санатории девушка повстречала богатого поэта Поля Элюара. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, и они решили связать себя узами брака. Родня мужчины, кстати, выбор мужчины совсем не одобрила. Примерно в то же время Элюар придумал называть возлюбленную Гала́. На долгие годы она стала его музой. Под влиянием любви Елены Поль написал множество любовных произведений. В этом браке родилась дочь Сесиль.
Счастье в браке не задержалось надолго. Восхищение женой у поэта приняло странные формы, он стал показывать своим друзьям ее обнаженные снимки. Неудивительно, что один из таких «друзей», художник Макс Эрнст, вскоре по достоинству оценил прелести Галы и добился того, чтобы она стала его любовницей. Отношения у Елены с мужем были настолько абсурдны, что он позволил Максу поселиться в их доме.
Несколько лет продолжался этот странный союз, пока в 1929 году Поль и Гала не стали гостями молодого многообещающего сюрреалиста Сальвадора Дали. Художник моментально потерял голову от дамы, которая была старше него на целых десять лет. При первом взгляде на нее он обнаружил, что Гала воплощение той неземной музы, которая являлась ему воображением.
Галу Дали смущал, она его даже побаивалась, потому как молодой человек, как и большинство людей творческого склада, был довольно странным, пылким и порой теряющим связь с реальностью. Но женщина сдалась, она с головой окунулась в этот роман. Дали писал: «Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия».
Сальвадор чувствовал вину за то, что увел у приятеля жену, поэтому написал его портрет, как бы в качестве компенсации.
Женитьба на Гале сказалась на работе Дали наилучшим образом, в нем буквально раскрылись новые грани таланта, неиссякаемая фантазия и неукротимая творческая энергия. Он рисовал ее столько раз, что она стала самой узнаваемой фигурой в богемной среде ценителей художественного искусства. Лик Галы он поместил даже на тело Христа в «Тайной вечере». Елена буквально стала его зависимостью. Сальвадор поощрял измены супруги, потому что дух соперничества еще сильнее влек его к ней. Он писал о жене: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег». А вот со своей семьей Дали пришлось разорвать все отношения, потому что они испытывали к ней настоящую неприязнь.
Надо сказать, что Гала не только была музой художника, но и его менеджером, именно она занималась организацией его продвижения, выставками и находила покупателей его картин, а также наводила порядок в его мастерской. Гала настояла на творческом туре в США, потому что посчитала, что американцы талант Дали оценят куда выше, чем консервативное европейское общество. Решение оказалось правильным, после поездки доходы семьи резко выросли, выросла и популярность Сальвадора, а сама Гала стала влиятельной светской львицей. Позднее семья переехала в США и прожила там целых восемь лет.
Гала сделала из Дали бренд, благодаря ее стратегиям продвижения он стал не просто художником, а начал выступать с лекциями по всему миру, устраивал грандиозные сюрреалистические балы с экстравагантными костюмами, писал иллюстрации к книгам известнейших авторов, оформлял витрины модных магазинов, работал с Хичкоком и Диснеем над фильмами, писал книги, снимал кино.
Незадолго до смерти Галы Дали подарил ей целый замок, где она и провела остаток жизни. Интересно, что Гала жила там одна, а Дали мог посещать ее только с письменного разрешения. Перед кончиной она сильно болела, очень страдала и признавалась, что была бы счастлива поскорее уйти. Смерть Галы привела Сальвадора к глубочайшей депрессии. Дали умер спустя семь лет после потери любви всей своей жизни.