К началу 1934 года, ровно 90 лет назад, граждане СССР от 16 лет и старше впервые получили паспорта.
Эх, серпастый, молоткастый…
Конец всесоюзной вольницы
На проведение паспортизации населения потребовался примерно год. А началось все 27 декабря 1932 года, когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».
Спрашивается: а что же, до этого советские люди были беспаспортными? Да, именно так. Более того, отсутствие у граждан документа, удостоверяющего личность, считалось одной из главных заслуг социализма.
«Паспорт – пережиток царизма и буржуазного западного общества!» – этот постулат внушался гражданам СССР с юных лет. Сам Ленин категорически отвергал паспорта, и это выразилось в одном из первых декретов советской власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Этот декрет от 24 ноября 1917 года отменял паспортную систему дореволюционной России. Ведь «царские» паспорта имели несколько видов, они печатались для того или иного сословия. Стало быть, с ликвидацией «кастового общества» пропадала и необходимость документально подтверждать, к какому сословию ты принадлежишь.
К тому же вскоре после революции огромная территория бывшей империи в одночасье поделилась на множество импровизированных государств. И в каждом из них взялись придумывать собственные удостоверения личности. Поэтому Ленин решил, что на подконтрольной Советам территории проще всего совсем отменить паспорта и представить это как одно из завоеваний революции.
Гражданская война стронула с насиженных мест огромное количество народа, и в подавляющем своем большинстве эти вынужденные мигранты никаких документов не имели. Что, похоже, до какого-то времени устраивало всех – и граждан, и органы власти. Более того, право жить без документов подтвердил закон, принятый 24 января 1922 года: всем гражданам РСФСР было предоставлено право свободного передвижения по стране без каких-либо удостоверений личности.
А еще через полтора года появился закон, который прямо запрещал кому бы то ни было требовать от советского гражданина предъявления документов, поскольку это стесняет его право передвигаться и селиться в любом месте на территории РСФСР.
На практике, конечно, у людей то и дело интересовались «документиками». Какую-то бумагу, подтверждающую личность, иметь при себе было, скажем так, неплохо. Например, хотя бы профсоюзную книжку на имя Конрада Карловича Михельсона, с помощью которой Киса Воробьянинов мог селиться в любой гостинице или путешествовать вместе с Остапом в поисках стульев. И тем не менее: получение удостоверения личности считалось в СССР 1920-х годов не обязанностью, а правом гражданина.
Что доставал из штанин Маяковский?
Позвольте, но если паспорта в СССР появились только в 1932-1934 годах, то что же, в таком случае, «доставал из широких штанин» Владимир Маяковский? Что за «краснокожую паспортину» поэт воспевал в 1929 году?
Разумеется, речь в стихотворении шла о заграничном паспорте, который у Маяковского имелся (в отличие от подавляющего числа советских людей). И цвет у этой «книжицы» действительно был красным. В отличие от обычных паспортов, выдаваемых гражданам в период паспортизации начала 1930-х годов: это была довольно невзрачная книжечка с дерматиновой серой обложкой, на которой черными буквами значилось слово «паспорт».
Загранпаспорта появились в СССР в 1925 году, а до этого можно было практически беспрепятственно выезжать за кордон и без оных – нужно было лишь заплатить пошлину размером в 35 тогдашних рублей. Поначалу и заграничные паспорта выдавались чуть ли не всем желающим – ну, разве что, требовалось обосновать в ОГПУ: а за каким таким лешим вас, сударь, несет в «европы»? И, что удивительно, наличие родственников за границей не препятствовало, а способствовало получению загранпаспорта. Езжайте, мол, навестите «своих», да потом нам расскажите, как они там поживают… И человек, вернувшись домой из поездки за бугор, вольно или невольно зачастую становился осведомителем ОГПУ.
Кстати, в детстве, взахлеб читая роман А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», я был удивлен такой вот фразой: «Чем дальше думал Шельга, тем ясней становилось – надо лететь в Париж. Он взял по телефону справку об отлете пассажирских аэропланов и вернулся на веранду». Вы шутите, Алексей Николаевич? Как такое возможно в стране победившего социализма, с его «границами на замке»?
Когда я узнал, что А.Н. Толстой писал роман в Париже в 1926-27 годах, все стало как будто бы ясно: автор попросту не понимал советских реалий. Ан нет, все он прекрасно знал и понимал! Ведь если у Шельги был загранпаспорт, он мог безо всяких проволочек ехать и в Париж, и в Лондон. Как и все прочие счастливые обладатели «краснокожих паспортин».
Ближе к окончанию 20-х годов прошлого века загранпаспорта стали выдавать только работникам советских учреждений. Рабочим и крестьянам иметь загранпаспорт не полагалось, как и пенсионерам, военным, работникам негосударственной сферы и безработным.
Крепостные при советской власти
Свободой перемещения граждане Страны Советов наслаждались ровно десять лет – с 1922 по 1932 год. Прибавим к этому повсеместную в 1921-1928 годах свободу предпринимательства, острые дискуссии на партийных и всех прочих собраниях, возможность для желающих издавать газеты и журналы негосударственного толка… То был короткий период феерически вольной жизни в СССР.
Но… Отмена в 1928 году НЭПа, начало всеобщей коллективизации на селе, а вслед за ней – столь же всеобщей индустриализации в городах – все это закрепления людей на местах, которые им, возможно, не совсем нравятся..
В тот же день, когда вышло постановление о введении общегражданских паспортов, при ОГПУ СССР создали Главное управление рабоче-крестьянской милиции. На него-то и возложили обязанности по введению паспортной системы и организации прописки граждан.
Смысл введения паспортов и прописки по месту жительства был, во-первых, в том, чтобы милиции стало легче бороться с преступностью. Другой целью паспортизации, о которой не говорили вслух, было привязать крестьян к земле, фактически лишив их права свободного передвижения и выбора места жительства. .
В положении о паспорте (1932 год) прямо сказано, что получить его должны граждане СССР, достигшие 16 лет и постоянно проживающие «в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках». А где в этом перечне колхозники? Их нет. Да и быть не могло. Почему?
Да вот почему. Если обладатель паспорта покидал адрес прописки, то на новом месте он должен был встать на паспортный учет в течение суток. Те, кто собирался отсутствовать более двух месяцев, должны были еще и оформить выписку в своем отделении милиции.
Таким образом, колхозники, которым паспорта не полагались, вообще не имели легальной возможности покинуть деревню. «Повидать мир», не нарушая закон, эти люди могли только в двух случаях: отбывая в армию или – на великие стройки. Вот почему в СССР было так много желающих остаться на сверхсрочную службу или поехать на БАМ или строительство Братской ГЭС – значительная часть деревенской молодежи просто-напросто мечтала «о чем-то большем», нежели тихая сельская жизнь со всеми ее тогдашними прелестями.
Помню, как мне довелось летом 1985-го побывать по журналистским делам в Костромской области. В стране только-только начала «произрастать» гласность, и местная газета с гневом писала о случае в одном из колхозов: председатель хитростью отобрал паспорта у всех деревенских выпускников школы, чтобы никто из них не мог уехать в город и поступить в вуз. В 1985 году это событие вызвало скандал на всех уровнях, но ведь прежде-то, до перестройки, изъятие паспортов у сельских парней и девушек было самым обычным делом.
Паспорта начали появляться у колхозников только в 1974 году, одновременно с отменой книжечек старого образца (серых) и введением новых (красных). Постановление Совмина гласило: выдать паспорта тем гражданам, которые раннее их не получили. В первую очередь, разумеется, имелись в виду колхозные крестьяне. Но, как у нас водится, процедура затянулась, особенно – в труднодоступных хозяйствах севера европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока. Тамошние селяне и промысловики получили свои паспорта только к исходу 1989-го.
А еще через два года они по иронии судьбы стали не нужны: СССР прекратил свое существование.
Александр АННИН
Фото: wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!