Итак, сегодня мы поговорим о некоторых «волшебных ключиках», с помощью которых можно открыть дверцу в «Мир послушания». Используя их, вы сможете достучаться до ребёнка, показать ему свою поддержку и понимание, мягко донести свою мысль, укрепить его самостоятельность и помочь проживать эмоции.
1. «Здесь нужны навыки командной работы»
Вместо: «Не командуй тут!» или «Никто не будет с тобой играть, если будешь так себя вести»
Например: «Сынуль, ты отличный лидер. Сегодня тебе пригодятся навыки работы в команде. Не говори друзьям, что делать — пусть они решают сами и возьмут инициативу на себя»
??? Почему так: многим детям с задатками лидера часто говорят не командовать другими, иначе никто и дружить с ними не захочет. А лучше научить ребёнка тому, что лидер может проявляться с разных сторон: ведущая командная роль и, так же, не командовать, а спрашивать и играть по очереди.
2. «Я прошу тебя делать вот так»
Вместо: «Не делай так!» или «Прекрати!»
Например: «Я прошу тебя идти медленнее и ближе ко мне, потому что рядом дорога и это может быть опасно»
??? Почему так: здесь мы говорим «Я-сообщениями», не используя обвиняющую позицию, поэтому на такие высказывания дети реагирую гораздо охотнее. При этом задействован фокус того, чего вы от него хотите.
3. «Плакать - нормально»
Вместо: «Ты ведёшь себя, как маленький», «Мальчики не плачут» и «Ты такая некрасивая, когда плачешь»
Например: «Зайчик, грустить - это нормально. Если я понадоблюсь, то всегда рядом и готова выслушать и поддержать. Верю, что ты со всем справишься, но если что я рядышком»
??? Почему так: дети расцветают, когда их чувства не подавляют! Воодушевляйте ребёнка и показывайте ему, что он в силах справиться с эмоциями самостоятельно — это поднимет его самооценку и поможет легче переносить грустные ситуации.
4. «Как ты можешь себе помочь?»
Вместо: «Надо вот так делать и всё будет хорошо!» или «Ну чего ты расстраиваешься? Подумаешь сломалась, выкинем и новую купим»
Например: «Злиться/переживать — нормально. Такое случается. Как ты можешь себе помочь, чтобы улучшить/изменить/исправить ситуацию?»
??? Почему так: дать ребёнку возможность самому о себе заботиться — это бесценный дар для любого ребёнка. Дети, которые учатся проживать собственные эмоции и успокаиваться самостоятельно, меньше попадают в сложные ситуации и обладают более здоровой самооценкой.
5. «Я остановлюсь, передохну и подожду, пока ты закончишь»
Вместо: «Дай я всё сделаю сама!»
Например: «Кажется, тебе надо чуть больше времени. Давай я пару минут подожду и заодно загружу стиральную машинку»
??? Почему так: часто в конфликтной ситуации расслабиться надо именно родителю, а не ребёнку. Подождите и дайте ему самому завязать шнурки, доклеить поделку, застегнуть куртку, прочитать вывеску и др. Дети хорошо знают «своё дело», они учат нас быть здесь и сейчас, смиряться с разводами на полу или криво заправленной постелью… Наша цель здесь позволить ребёнку пробовать, ошибаться, исправляться, учиться развивать ощущения и навыки, а не делать всё за него побыстрее. Так ребёнок приобретает самостоятельность и независимость.
6. «Я всегда тебя люблю!» Очень важный пункт, потому что многие родители награждают ребёнка своей любовью лишь за хорошее поведение. Но разве вы не любите своего ребёнка, когда он получает 2, пачкает только что выстиранную одежду или злится?
Вместо: «Никто с тобой не хочет водиться, когда ты плохой» или «Если будешь так себя вести, то я не буду тебя любить!»
Например: «Я люблю тебя, как бы ты себя не вела, всегда-всегда. В следующий раз прошу тебя спрашивать у брата разрешение, прежде чем брать его вещи». Ведь не она плохая, а повела себя плохо в данной ситуации — большая разница!
??? Почему так: безусловная любовь к детям (не потому что, а вопреки) лежит в основе воспитания и не зависит от поведения ребёнка в течение дня. Мы любим ребёнка всем сердцем, не смотря ни на что. Таким образом мы удовлетворяем его потребность в признании и принятии. Когда эта потребность закрыта, то дети ведут себя намного лучше.
7. «Я пока не могу позволить тебе это сделать»
Вместо: «Мала ещё так делать» или «Сначала вырасти»
Например: «Я пока не могу позволить тебе ходить по высокой лазелке, потому что я очень волнуюсь, что ты можешь упасть и пораниться, давай потренируемся на лесенках поменьше»
??? Почему так: когда взрослые осознают мотивы своих страхов и переживаний - ребёнок реагирует на их проявления гораздо спокойнее. Детям всегда кажется, что они уже достаточно взрослые для той или иной ситуации. Но мы родители ещё не готовы к новому этапу и нужно время для перестройки, отсюда столкновение интересов и конфликты. Если доносить эту мысль до ребёнка с помощью «Я-сообщений», то сопротивления будет меньше.
8. «Давай ты решишь»
Вместо: «Мне всё равно» или «Как хочешь»
«А давай сегодня ты решишь, а я подстроюсь»
??? Почему так: когда нам все равно - это отличная возможность передать ребёнку бразды правления. Хорошие лидеры умеют не только вести за собой, но и идти за другими, поэтому важно учить детей разным стратегиям поведения и общения.
9. «Я верю в тебя и поддерживаю»
Вместо: «Я разберусь», «Я решу» или «Опять всё за тебя делаю»
Например: «Вижу, как тебе тяжело, но верю, что ты справишься с этим. И готова поддержать тебя, чтобы ты справился с ситуацией»
??? Почему так: важно готовить детей к самостоятельной жизни, чтобы они заботились о себе, решали собственные проблемы и обретали уверенность, что способны на многое. Поддержка, вместо спасения, часто требует от родителей много терпения, но она невероятно повышает самооценку и внутреннюю мотивацию такой ещё маленькой личности.
10. «Что ты сейчас чувствуешь?»
Вместо: «Успокойся!» или «Ну не расстраивайся!»
Например: «Мне кажется, что ты расстроенна. Что ты сейчас чувствуешь?»
PS: в идеале, конечно, сразу распознавать и называть чувство ребёнка, например: «Я вижу, что тебе грустно, кажется что-то произошло…»
??? Почему так: таким образом мы помогаем детям распознавать эмоции и говорить о них (предупреждён - вооружён), не отрицая и не пряча, поведение ребёнка становится более спокойным и уважительным к другим людям.
Конечно же, для замены привычных фраз требуется много практики и терпения, но, поверьте, результат того стоит. Уже через пару недель их использования, вы заметите изменения в поведении ребёнка и в ваших с ним отношениях.
Удачи!
Автор: Татьяна Моисеева
Специалист (психолог), Детский
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru