Найти тему
34K подписчиков

Самый глухой участок БАМа, который даже хотели разбирать в нулевые, но передумали. Зелёный коридор Новый Ургал - Верхнезейск

12K прочитали

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах.

Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ

Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля. И поплыли через океан тайги.

Участок Новый Ургал - Верхнезейск, пожалуй, самый унылый на БАМе и в то же время самый глухой. Комбо! С проездом здесь могут возникнуть определённые затруднения.

Оранжевым - данная глава, зелёным - преодолённые ранее участки.
Оранжевым - данная глава, зелёным - преодолённые ранее участки.

Дело в том, что до последнего времени здесь проходило всего несколько поездов за день. Вообще всех. Крайне слабо. Количество товарняков можно было пересчитать по пальцам. Более того, в 90-е - нулевые на полном серьёзе обсуждался вопрос по его закрытию (консервации) или даже полной разборки этих 500 километров. Магистраль объявили «дорогой в никуда». Это дословная цитата чиновника высокого уровня типа Гайдара. Мол, "зря строили, теперь содержи убыточный участок в вечной мерзлоте".

Причина: отсутствие каких либо значительных предприятий и населённых пунктов. А несколько транзитных поездов невозбранно можно было перевести на Транссиб.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-2

Шокированный такими идеями главный инженер БАМа Л.Г. Махитаров даже написал целую обличительную поэму. Несколько строк оттуда:

Набросились оракулы на БАМ,
Как вороны на редкую добычу:
Прозрев внезапно, видят здесь и там
Тьму черных пятен, гневно пальцем тычут
В виновника неисчислимых бед,
Пороча все, что есть, и все, что было,
И рьяно льют на полосы газет
Одни лишь только черные чернила.

Льют щедро, так, чтобы свести на нет,
Чтоб утопить, чтобы убить отравой
Рожденную во мгле застойных лет
Великой стройки признанную славу.
....
Доверчивые чистые сердца,
Стремясь на БАМ, совсем не разумели,
Что ни одно в стране большое дело
Еще не доводилось до конца.

Что эта застарелая беда
И здесь найдет решение простое:
Причислить БАМ к явлениям застоя,
Назвать его дорогой в никуда;
И все, что раньше связывалось с ним
В судьбе дальневосточных регионов,
С надеждами и верой миллионов
Простых людей - все росчерком одним
Перечеркнуть, разрушить, очернить,
Доверия лишить и интереса ...
Ответь же, «независимая» пресса:
Что делать нам теперь? Как дальше жить?
Мы - люди БАМа! В горький его час
Мы были, есть и остаемся вместе.
Лишая БАМ достоинства и чести,
Лишают чести каждого из нас.

Пороча БАМ- плод нашего труда,
Надежд, стремлений, разума и воли
Измерил кто всю меру нашей боли
И меру беспредельного стыда?!

А что же вы, ученые мужи,
Молчите, словно в рот воды набрали?
Что ж вы не восстаете против лжи,
Когда ваш БАМ анафеме предали?

Он - ваш!

Стихи весьма хороши, на мой взгляд. И хорошо, что до закрытия не дошло!

Сейчас времена поменялись. Китай требует больше угля и нефтепродуктов, а БАМ закрывать передумали, наоборот расширяют. Строят дополнительные разъезды и вторые пути, пропускная способность восточного полигона уже превышает 25 пар поездов в сутки.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-3

Ну а мы медленно плывём и плывём.

Расстояния между станциями на БАМе огромные, могут превышать сотню километров, и взору надолго предстают зелёные (в летнее время) пустоши.

Природу нельзя назвать живописной, но картины за бортом поражают не красотой отдельных мест, а необъятной дикостью пейзажей. С бортика полувагона эти виды куда эффектнее, чем из окна пассажирского поезда. Даже если он не ночной, то будете смотреть, в основном, в стену леса.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-4

Восточный БАМ - океан тайги. И уже который раз мелькающее в записях сравнение с кораблём в море - не просто красивая метафора, а реальное ощущение от длительного перемещения через эти дикие земли.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-5

Иногда колёса перестают стучать, поезд начинает ехать заметно оживлённее. Бархатный бесстыковый путь. Отремонтированный в рамках расширения восточного полигона участок.

Работы идут днём, потому выцепить дневной состав - своего рода удача.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-6

Одна из немногих станций на пути - Иса. На малом ходу.

Металлом на фасаде - Федькин Ключ. Рабочее название станции, зачем-то переименованной на эвенкийский манер.

Это фото я называю премия уезжает.
Это фото я называю премия уезжает.

Иной раз, тепловоз может передымить паровоз!

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-8

Станция Февральск. Пункт оборота локомотивов. Депо Тында \ депо Новый Ургал.

Локомотивы меняют несколько часов. Можно осмотреться, совершить прогулку. Фото вокзала не будет - здание, будучи жертвой РЖД, превращено в огромную серую сайдинговую "коробку", не вызывающую ничего кроме отвращения. Это примерно как фотографировать испражнения.

Вот лучше посмотрите на нормальный вокзал в Алонке:

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-9

Сам посёлок, хоть и один из самых больших на БАМе также ничем не примечателен, кроме того, что это одно из немногих мест, куда можно с лёгкостью приехать из внешнего мира по автотрассе [на Свободный], а сама локация была обжита ещё до революции.

По улицам бродят коровы, ковыряются в мусорках.

Кстати, это уже Селемджинский район. Амурская область. При населении 4000, Февральск раз в 5 крупнее райцентра Экимчан. Редчайший для РФ случай.

В тупике нашлась редкая мотриса АС4 Людиновского завода (Калужская область). Используется в качестве рабочего поезда (?). Жаль, для пассажирского движения такие ни в какую не хотят делать.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-11

Февральск как бы говорил нам "ребята, поезжайте отсюда поскорее, здесь "ловить" нечего". На часах 16, но решаем и впрямь ехать дальше, понимая, что часть пути пройдёт в ночное время. Всё равно за бортом смотреть особо не на что, а мы и так запаздываем, как бы дальше (на горных участках) снег не пошёл.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-12

И опять плывём мы на запад по тонкой нити среди топких марей, лесистых пустошей и низких пологих гор.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-13

Цепляя ветви деревьев, пересекая реки, из часа в час наблюдая однотипные почти космические пространства. Если направиться пешком на север, то до самого Ледовитого океана, так и дойдёшь, никого не встретив!

А на 300 километров нашего пути будет всего три станции - Тунгала, Дугда и Огорон с суммарным населением меньше 1000 человек и недоступные на стандартном автотранспорте. Есть ли где-то более глухие "железнодорожные" места?

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-14

Ничем особым они не заполнились. На Тунгале вокзал, похоже, снесён. Жаль, был необычный.

Деревья порой подступают так близко, что и не высунешься.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-15

Запомнились остановки под пропуск встречных. Хотя сентябрь месяц на дворе - в вагон залетает гнус (как только чуят) и начинает люто жрать. Представляю, что здесь творится летом! Только комар и мошкА могут стать поводом навсегда уехать из этих постылых земель, что большинство жителей БАМа и сделали.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-16

Казалось бы, 300 километров, чего там. Но в условиях БАМа они могут растянуться на пол дня и больше, а стандартное время для прохода "плеча" товарняком - часов 8-10, именно к данному хронометражу и подвязаны станции смены бригад.

Средняя скорость поезда выходит 25-30 км\ч. Движение происходит несколько быстрее, километров 40 в час, но вот стоянки на разъездах... впрочем, в этом есть своя романтика... выйти где-нибудь в нигде. Размяться, по нужде сходить...

Так работает неэлектрифицированная однопутка - основа сети РЖД.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-17

После Тунгалы окончательно стемнело. Но мы неумолимо продолжаем двигаться в сторону зари.

Мимо красных, зелёных огоньков и помрачневших безлюдных разъездов.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-18

После заката обволакивает не только тьма. Холод, усиливаемый ветром и положением в гремящей металлической коробке, говорит одеть всю одежду. Но спасёт от мороза только спальный мешок и пенка.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-19

А когда мы улеглись, оказалось что плывём в этом мире не только мы. Мириады звёзд, таких ярких и близких, как никогда, двигались вместе с нами. А мы и не знали, он ведь и днём их везёт, только что не видно) Потрясающее открытие! Удивительная картина!

По Библии, звезда - это не раскалённый газовый шар находящийся в миллионах световых лет, а знак личности - человека или ангела, её физическая природа не представлена, потому можно по ним что-то и узнать, кто-то родился, а кто-то ... Мудрецы с Востока, описываемые в первых эпизодах Евангелия, Иисуса Христа тоже нашли под Вифлиемом по звезде. Обладая такой информацией, смотришь на небо... иначе.

Я не мог оторваться от мерцающих и падающих ночных огоньков, пока не заволокло, тогда уж провалился в сон, прервавшийся через какое-то время огнями Верхнезейска.

Час ночи. Подъём, приехали. Почти 10 часов хода, в принципе, нормально. Даже до 30 км\ч дотянули.

В этом цикле Другой и Безымянный едут по БАМу на непассажирских поездах. Глава 3. ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТАЙГИ ПЛЫВЁТ КОРАБЛЬ СО ЗВЁЗДАМИ Мы снова, наконец, с ... радостью (?) пересели в вагон из-под угля.-20

Кажется, ужина сегодня не будет, идём досыпать в сосняк напротив вокзала.

Читать сначала:

Продолжение: