Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как чекисты разоблачили на заводе группу нацистских пособников. В чём подвела врагов самоуверенность?

Весной 1943 года в областное управление госбезопасности Ивановской области сообщили: на лесозаводе №2 Гороховецкого лесокомбината орудует группа ярых агитаторов-антисоветчиков.

Главными подстрекателями оказались рабочие, эвакуировавшиеся с западных областей Украины: Степан Бороденко, Михаил Недельский, Адам Омельчук и Иван Хомич. Возрастом все были меньше 30 лет.

Пилка леса под отрытым небом / Краснов Капитон Евлампьевич -  зам. нач. УНКВД Ивановской обл, руководивший расследованием
Пилка леса под отрытым небом / Краснов Капитон Евлампьевич - зам. нач. УНКВД Ивановской обл, руководивший расследованием

Рабочие передали, что им не нравился СССР в целом. «Агитаторы» разъясняли, что, если не работать, можно ослабить армию, а значит и помочь немцам. Не единожды слышали, как Недельский, выйдя из столовой после обеда, громко рассуждал о том, что Гитлеру надо только спасибо сказать, если он расправится с москалями. Он и сам бы с удовольствием помог, но только далеко пока.

Следующие разговоры ещё больше поразили свидетелей. Недельский с уверенностью заявлял, что мирному населению бояться немцев нечего. Наоборот, жизнь будет только лучше. А что евреев и коммунистов ликвидируют, так это хорошо. Он же убеждал, что советским газетам верить нельзя.

Ещё один «товарищ» Хомич в свои 26 лет работал на заводе, где давали усиленный паёк, в тылу. И в то время, как его сверстники теряли жизни, освобождая его же малую родину от оккупантов, он поносил солдат как только мог. Называл их дураками, которые воюют за 200 г хлеба.

На лесозаводе
На лесозаводе

Хомич уверенно втолковывал рабочим, что советской власти скоро конец. Потому что территорию поделят между собой немцы и японцы. И будет новый порядок.

Чувствуя свою безнаказанность, националисты наглели всё больше. Случалось среди погрузки, которую следовало как можно быстрее завершить, они с нецензурной бранью бросали работу и успешно агитировали за саботаж всех.

Удивительно, но начальство терпело выходки националистов больше года. А им это всё больше развязывало языки. Только в 1944 году вся группа наконец была арестована.

Разоблачение врага в цехе/худ. М. Антонов
Разоблачение врага в цехе/худ. М. Антонов

Как только началось следствие, обвиняемые тут же начали вещать о том, какие они сознательные граждане и вообще – революционеры. Так Омельчук рассказывал, как он якобы с большим риском распространял листовки за Советскую власть и вывешивал красные флаги. Что его поляки даже в тюрьму забирали за участие в революционной организации.

Но всё это оказалось чистым враньём. Только когда его припёрли фактами, Омельчук сказал, что просто хотел смягчить свою вину за антисоветскую агитацию среди рабочих, поэтому придумал факты из биографии.

В условиях военного времени за подобную агитацию и неоднократный срыв работ легко можно было расстрелять. Но «жестокое сталинское правосудие» оказалось гуманным. По приговору трибунала от 16 апреля 1945 года каждый из националистов получил срок по 8 лет. Возможно, на фоне приближающейся Победы их вина показалась не столь значительной, как деяния фашистских пособников на Украине и в Белоруссии.

Трибунал
Трибунал

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Но на этом дело не закончилось. В 1957 году Генеральной Прокуратурой был отменён приговор в отношении Омельчука. А в 1990 году было прекращено дело на остальных троих. К этому времени один из всех ещё был жив. И подал в суд, чтобы получить компенсацию, как «жертва политических репрессий». Кажется невероятным? Но он получил вполне приличную сумму.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.