– Басурманские племена в Крыму разобщены и не питают любви к туркам. Возможно, мы сможем ввести их в состав России без применения силы.
– Это возможно.
– Вот видишь, ты согласен, Гришенька. Я за расширение. Я за империю. Я хочу послать подальше немцев, французов и англичан. Я патриотка России с немецкой головой и мне не нужна очередная война.
Историю Крыма в составе России чаще всего отсчитывают от 19 апреля 1783 года, когда Екатерина Великая подписала манифест о принятии Крымского полуострова в состав России. Безусловно, это был один из величайших триумфов российской государственности в истории. Правда, история связи Крыма с Россией намного длиннее и тянется еще со времен Древней Руси. Впрочем, заслуг Екатерины это ничуть не умаляет.
Мы знаем, что древние славяно-русы присутствовали в Крыму. И об этом свидетельствуют арабские источники, византийские авторы. Здесь принимал крещение равноапостольный князь Владимир, это было 27 апреля 988 года.
Тмутараканское княжество, позднее ставшее знаменитым своей удаленностью, а также потому, что туда частенько отправляли неугодных, занимало весь Таманский полуостров и часть Крыма. Города Керчь и Судак были важными торговыми постами на востоке Крымского полуострова. Это был путь из варяг в греки, здесь базировались древнерусские флотилии с одной из которых князь Олег ходил воевать Константинополь.
Андрей Ишин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
На протяжении 9-го века Черное море арабские историки именовали Русским морем, а Керченский пролив называли устьем Русской реки. Еще за 200 лет до Владимира в Крыму принимал крещение еще один русский князь – Бравлин, но это было в Судаке (Суроже) или как греки называли Сугдея.
Правда, времена были неспокойные, и Крым несколько раз переходил из рук в руки. Он был частью Золотой орды, полуостров захватывали генуэзцы, затем было время Османской империи. Но, по мере укрепления России, становилось очевидным, что Крым – это важнейший южный форпост. Поэтому русские правители предпринимали активные попытки вернуть Крым в состав России.
Андрей Ишин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Запорожские и донские казаки умирали и сражались за русский и российский Крым. Основатель Запорожской сечи Дмитрий Вишневецкий долгие годы служил Ивану Грозному. На крымскую почву ступила нога и Петра Великого. Это было в 1699 году, после второго Крымского похода. Петр видел превращение Крыма в южный форпост Российской державы.
Особенно тяжелый период борьбы за Крым пришелся на расцвет Османской империи. Вся Европа дрожала под ударами турок. Российские войска регулярно вступали в сражения с османами и побеждали, но удаленность от центра страны, трудности с водой и поставками не позволяли закрепиться на полуострове. Лишь при Екатерине Второй, благодаря союзничеству крымских ханов, удалось практически бескровно установить власть России в Крыму. И почти сразу на побережье был основан великий город, который станет опорой российской власти на юге и символом военной доблести на все времена.
Эта новая граница обещает России мир, европейцам зависть, а османам страх. Прими сей трофей и вели историкам подготовить еще чернил и бумаги. Я построю город в твою честь. И морской порт, о котором мы всегда мечтали. Этот поселок называют Ахтиар – белый обрыв. Мы назовем его Севастополь. Августейший город, город императрицы. Все к вящей славе Екатерины.
Андрей Ишин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Севастополь – город достойный поклонения. Две героические обороны. В годы Крымской войны и вторая оборона, которая не позволила 11-й армии Манштейна принять участие в битве под Сталинградом. Севастополь был, есть и будет главной военно-морской базой Черноморского флота России. Это город-символ.
За Севастополь во время Крымской войны погибли адмиралы русского флота Корнилов, Нахимов, Истомин. Во время Великой Отечественной войны город оборонялся под руководством генерала Ивана Петрова, против захватчиков бились генерал-майор Николай Остряков, снайпер Людмила Павлюченко и тысячи других героев.
Их подвиг буквально вписан в генетический код каждого севастопольца. Но когда развалился Советский Союз, из-за недальновидности Никиты Хрущева, Крым и Севастополь оказались вне времени и вне России. Лишь чудом удалось спасти Черноморский флот, который планировалось уничтожить и лишить Россию возможности защищать свои южные морские границы.
Лишь через 20 лет, в 2014-м Крым вновь вернулся в состав России. Вернулся бескровно. По решению крымчан. Вежливо.
Эти мартовские дни 2014-го называют Крымская весна.. После нее на полуострове началась совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая была в период безвременья. Каждый житель ощутил эти изменения.
Марина Вершинская, жительница Крыма
Видно его развитие, много вкладывают в образовательно-муниципальную сферу, акценты на воспитание молодого поколения с точки зрения патриотизма, все в лучшую сторону и обратно мы не пойдем.
Александр Евсеев, житель Крыма
Изменения очень много. И по центру видно и по дорогам. В первый год я разбил подвеску, а сейчас все это поправилось.
Наталья Доленко, жительница Крыма
Дворы приведены в порядок. Столько зелени высажено новой. Я уж не говорю про дороги. Но, конечно, нет предела совершенству.
Россия пришла в Крым с новыми проектами. На полуострове начались колоссальные стройки. Например, трасса Таврида протянулась на 250 километров от Керчи, через Симферополь и до Севастополя. Это современная дорога, позволяющая с комфортом пересечь практически весь полуостров.
Александр Евсеев, житель Крыма
Конечно она дала очень много. Большой выигрыш во времени, в доступности. Съезды планируются с нее. Очень хорошо.
Аэропорт Симферополь стал новой воздушной гаванью Крыма. Это гигантское сооружение, построенное в современном стиле и с соблюдений самых жестких стандартов по безопасности. В первый же год после Крымской весны пассажиропоток увеличился вдвое - почти до 3 млн пассажиров. После 2015-го года ежегодно аэропорт принимал более 5 млн. Здесь можно посадить крупнейшие самолеты мира.
Знаменитый Крымский мост стал инженерным чудом. Ничего подобного в России не строили. Девятнадцатикилометровое сооружение соединяет Керченский и Таманский полуострова. Его возвели на очень сложных грунтах всего за 4 года, используя технологии, многие из которых не имеют аналогов в мире. В 2023 году по мосту проехало более 2 млн автомобилей. В крымских городах строятся новые школы, детские сады, современное жилье, выделяются средства на поддержку науки и искусства. Проблем, особенно с учетом обстановки, очень много, но и у крымчан, и у руководства страны есть понимание того, каким должен стать Крым и почему он должен оставаться в составе России.
Андрей Ишин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Истина заключается в том, чтобы всегда быть в единстве с Россией. Никакие препятствия не могут этому помешать.