Признаюсь, как на духу - в детстве я боялся этой сказки, но при этом постоянно ее перечитывал.
Наверное, потому, что "Три толстяка" Юрия Олеши - завораживающе странная сказка.
Она была написана ровно сто лет тому назад - в 1924 году, сразу же стала невероятно популярной и оставалось таковой все советские годы.
"Конечно, - скажете вы. - Там же про революцию и свержение власти буржуев, вот ее и пиарили во все каналы!". А я вам так скажу - сказок про революцию и выгон богатеев на мороз в советское время написали столько, что даже идеологический отдел сбился со счету. И хорошо, что не считал - все равно почти все они благополучно и навсегда забыты.
А "Три толстяка" и сегодня живее всех живых. Книжный магазин "Лабиринт" продает около двадцати изданий, вышедших в последние годы - и все это богатство явно издавалось не по разнарядке, а в расчете заработать много денег.
А название скандальной телепередачи "Куклы наследника Тутти" телеидеологи откуда позаимствовали?
А недавняя нашумевшая театральная дилогия «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание» / «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце» Андрея Могучего в БДТ?
А совсем уж недавние постановки Московского театра Эрмитаж и Театра Александры Нероновой «ТеНер»?
Ответов, как всегда, несколько.
Во-первых, про революцию тоже можно писать по-разному. Юрий Олеша писал о ней вскоре после Гражданской, писал для людей, которые помнили, как обыденно и страшно это происходит.
Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.
Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты, пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком.
Бегущие люди приближались к городу. Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки.
Во-вторых, писать сказки тоже можно по-разному. "Три толстяка" написаны... Я уже устал употреблять слово "странно", поэтому скажу по-другому - инопланетно они написаны. Человеком с альтернативным языком, альтернативной эстетикой и альтернативным способом выражения мыслей.
Все герои носят странные имена - Тутти, Суок, Туб, Просперо, Тибул...
В сказке творится какая-то дичь - три толстяка и один наследник, черная пантера и воздушные шары, кремовый торт и железное сердце, падающая башня и механическая кукла. А также прочие арлекины и пираты, циркачи и акробаты.
Чтобы окончательно запугать несчастного школьника, сказка от начала до конца написана ни на что не похожими фразами вроде: «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами».
Да и сам этот "роман для детей" на деле не про революцию. По большому счету, революция в книге не более чем фон. Опасные декорации, в которых происходит развязка драмы, завязавшейся несколько лет назад:
Девочку и мальчика тайно разлучили,
Быть ему сестрою куклу научили,
Кукла говорящая плачет и смеётся...
Девочка уходит - кукла остаётся.
(с) Давид Самойлов
В общем, это очень, очень странная и даже пугающая история, которая, разумеется, запоминается навсегда. С первых слов: "Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было" - и до последних слов: "Прости меня, Тутти, что на языке обездоленных значит — «разлученный». Прости меня, Суок, что значит — «вся жизнь»…
Мы, слава богу, помним не то, что нам нравится, а то, что нас изменяет.