Найти в Дзене

С кем на самом деле разговаривала мачеха Белоснежки? С зеркалом ли?

Привет!

А задумывались ли вы над тем, чьим голосом говорит зеркало, принадлежащее мачехе Белоснежки?

Каноническая мачеха Белоснежки взывает к зеркалу. Фото — стоп-кадр из м/ф «Белоснежка и семь гномов», 1937 г.
Каноническая мачеха Белоснежки взывает к зеркалу. Фото — стоп-кадр из м/ф «Белоснежка и семь гномов», 1937 г.

Предположу, что да, и попробую угадать возможные ответы.

На первый взгляд, все очевидно: это зеркало — одушевленный предмет, и оно само отвечает на вопросы мачехи. Ну, разговаривает же куколка Василисы Прекрасной из русской сказки, так почему зеркальцу нельзя? Можно! А потому такая догадка — одна из самых популярных.

С другой стороны, нельзя исключить вариант, что королева разговаривает с самой собой. Тут и сказочного-то особо ничего нет: думаю, каждая девушка не раз и не два поступала точно так же, а, в зависимости от настроения, получала ответы, очень даже похожие на ответы волшебного зеркала. Стоит ли в таком случае обращать особое внимание на известные всем нам с детства диалоги?

Вот диалог пушкинской царицы, безусловно похожей на мачеху Белоснежки, с ее зеркальцем: «Свет мои, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» // «Ты, конечно, спору нет! Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Фото — стоп-кадр из м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1951 г.
Вот диалог пушкинской царицы, безусловно похожей на мачеху Белоснежки, с ее зеркальцем: «Свет мои, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» // «Ты, конечно, спору нет! Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Фото — стоп-кадр из м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1951 г.

Стоит. Хотя бы потому, что в сказках не бывает случайных, проходных эпизодов. Каждый из них стоит строго на своем месте и выполняет функцию, без которой теряются целые смысловые пласты. Учитывая, что разговоры злой королевы с зеркалом повторяются аж по несколько раз, становится очевидно: неспроста.

Но все же — что они означают?

Поделюсь с вами версией, которая кажется мне любопытной и имеющей право на существование. Ее в своей книге «О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок» обозначил психиатр, психолог Бруно Беттельгейм.

По словам ученого, через зеркало со злой мачехой разговаривает... ее падчерица, т.е сама Белоснежка! Интересное предположение, правда?

Не очень-то похоже на лицо прекрасной девушки с кожей белее снега, да? Скорее, жутковато... Фото — стоп-кадр из м/ф «Белоснежка и семь гномов», 1937 г.
Не очень-то похоже на лицо прекрасной девушки с кожей белее снега, да? Скорее, жутковато... Фото — стоп-кадр из м/ф «Белоснежка и семь гномов», 1937 г.

А вот чем оно обосновано.

Любая маленькая девочка убеждена, что ее мама — самая красивая женщина на свете. До определенного возраста мать для нее — незыблемый идеал для подражания. Заметьте, именно это, причем много раз, и транслирует мачехе зеркало: «Ты, королева, всех здесь милей».

Но вот девочка взрослеет, вступает в «сложный возраст» и, как следствие, в противодействие с матерью. Взрослея, она меняется внешне, осознает свою привлекательность и сравнивает себя, конечно же, с самым близким человеком. Делает это как умеет, в нашем случае — в свою пользу и с присущим ей подростковым максимализмом, дерзко и прямо: «Ты, королева, красива собой, а все же Белоснежка выше красой».

Тут нельзя не обратить внимание на то, что в некоторых переводах поздние ответы зеркала звучат примерно так: «... но Белоснежка в тысячу раз красивее тебя», а подобные преувеличения (в тысячу раз!) тоже характерны для подростков.

Таким образом, звучащие рефреном вопросы королевы и ответные реплики зеркала призваны подчеркнуть степень накала конфликта и объяснить его причины. А история Белоснежки как пример взросления девочки безусловно, выстроена на ее конфликте с мачехой.

Как вам такой вариант? Давайте порассуждаем вместе в комментариях.

Но в любом конфликте есть как минимум две стороны, скажете вы — и будете совершенно правы.

Да, Белоснежка, пусть и провоцирует мачеху своей расцветающей красотой на настоящие преступления, среди которых знаменитое отравление яблоком, всего лишь пассивный участник. По сути она обычный ребенок, который активно взрослеет, но не знает, как с этим справиться, и... боится всего на свете: остаться одной, пропасть в неизвестном лесу, стать жертвой охотника. Да чего угодно!

Казалось бы, на этом этапе родителям надо помочь дочери, но что мы видим? Нерешительного, безвольного отца и мачеху, которая сама застряла в подростковой стадии развития и патологического самолюбовании, так что в итоге стала для Белоснежки настоящей соперницей и активным звеном в их ссоре. И вот уже снова получается не очень-то сказочно, а вполне себе реально, если посмотреть на житейские истории, правда?

Впрочем, это тема уже другого разговора.

Если вы хотите продолжить разбор сказки о Белоснежке, ставьте лайк. Я увижу и с радостью подготовлю для вас новый материал — например, о том, какую роль в сказке играет охотник.

А пока — до новых встреч и удачной недели!

Приглашаю вас на канал «Сказкотерапия и арт-терапия с Ксенией Наговицыной» >>>

А еще делюсь готовой подборкой статей на тему «Сказкотерапия»:

Сказкотерапия | Сказкотерапия и арт-терапия с Ксенией Наговицыной | Дзен