Сибирь – место, куда ежегодно съезжаются творческие люди со всех регионов России, чтобы найти источник вдохновения. Ведь она славится не только своими открытыми и добродушными жителями, но и невероятно красивой природой. Об этом не понаслышке знает новосибирский фотограф Олег Кугаев. В интервью с ЧС-ИНФО он рассказал о своей работе, ее сложностях и поделился интересными историями о встречах с дикими животными.
Иногда удивительно, как мало мы знаем о месте, в котором можем прожить всю жизнь. И это печально, особенно для сибиряков, которые порой даже не замечают, до чего прекрасна их малая родина. Такого же мнения фотограф Олег Кугаев, который решил рассказать о животных Новосибирской области в своей книге «Дикие и симпатичные». Над ее созданием он работал совместно с писателем Евгенией Пельтек и художницей Ниной Белановой. Книга выйдет в свет совсем скоро, а пока новосибирцы могут ознакомиться с главными героями энциклопедии на фотовыставке в Художественном музее.
Олег Сергеевич учился в Новосибирском колледже культуры и искусств на отделении кино и телевидения, после чего более 10 лет занимался рекламой. Однако со временем она перестала его вдохновлять, и он начал искать новые пути самореализации. И нашел – в природе.
Со своими работами он множество раз участвовал в различных международных творческих конкурсах, где регулярно становился финалистом и победителем. Однако снимать начал ещё с детства, на что его подтолкнул отец, который тоже любил фотографировать.
Олег Кугаев также участвует в создании документальных фильмов и на данный момент работает над несколькими проектами. Его главный персонаж – это, конечно же, природа, ее явления и обитатели. Интересный материал он собирает по всему миру и за эти годы смог посетить множество стран и регионов России.
– Олег Сергеевич, Вы в основном снимаете природу, а есть что-то, что Вам нравится фотографировать больше всего?
– В природе мне нравится снимать всё, она дает очень богатый материал. Можно увидеть какой-то невероятный рассвет или закат, заметить, как идет медвежонок или бурундучок, и за всем этим очень интересно наблюдать. Это дарит много эмоций и сильную позитивную энергию. Через свои фотографии я бы хотел познакомить людей с природой, с ее красотой, показать, что всё в мире устроено достаточно просто, гармонично и взаимосвязано. Если не забывать об этом, то и сам человек начнет себя чувствовать счастливее.
– Куда Вы за время своей работы уже успели съездить за материалом и где понравилось больше всего?
– За материалом ездил в Австралию, Монголию, Италию, Узбекистан, Казахстан и много по России: Камчатка, Чукотка, Горный Алтай, Новосибирская область. Нельзя сказать, где мне понравилось больше, потому что везде очень интересно, красиво и природа уникальная. Хоть ты в пустыню идешь, хоть в лес или к морю – это всегда воспринимается по-особенному.
– Надолго уезжаете в экспедиции?
– Всегда по-разному, всё зависит от задач. Бывает студии приглашают работать над проектами документального кино, а иногда я делаю что-то для себя, как с книгой и фотовыставкой о природе Новосибирской области. Тогда я самостоятельно выбираю время, договариваюсь с людьми и еду снимать. Такие поездки могут продлиться от недели до нескольких месяцев.
– Когда фотографы работают в студии, то там всё понятно: человек приезжает на место, где его ожидает модель или объект, который надо снять. А как проходят съемки в дикой природе, где ничего нельзя предугадать?
– Здесь всё тоже зависит от задач. Если, например, нужно поснимать уссурийскую тайгу, естественно, в таком случае логистика очень важна – нужно всё продумать, договориться. Потом приезжаешь на место, смотришь, ищешь интересные кадры, думаешь вот бы сюда вернуться в рассвет и снять всё это. Попутно тебе попадаются звери. А если стоит какая-то конкретная задача: поснимать определённое животное, то там уже другая логистика. Надо знать, где его можно найти. Например, гималайский медведь: большая вероятность встретить его, когда он кормится на черемухе или на кедровых шишках. Он залезает на дерево и ломает ветки, устраивает себе гнёздышко и кушает. Для этого есть определённая сезонность и в нее надо успеть попасть, ехать туда и по звуку (по треску веток) уже искать.
– Вы постоянно работает с дикими животными, не опасно ли это?
– Любая работа опасна, просто нужно знать определённые природные правила: дистанцию, как поступать в тех или иных ситуациях, и так далее. Например, если ты увидел свежие следы тигра, то лучше по ним не идти, потому что есть большая вероятность, что этот зверь устроит тебе засаду и это плохо кончится. Лучше двигаться в обратную сторону и изучать его так: смотреть, где он был, чем занимался и потом делать выводы. Можно узнать деревья, рядом с которыми он часто останавливается, и понять, с какой вероятностью его можно на этом месте подкараулить и, например, установить фотоловушку.
– Вы сами находите такую информацию о поведении животных или с Вами всегда следует какой-то сопровождающий, который объясняет эти моменты?
– Естественно, всё находишь самостоятельно, потом на месте уже общаешься с людьми, потому что в каждом регионе всё происходит по-разному. Это очень важный момент, который надо знать. Плюс к этому я всё время контактирую с учеными, инспекторами, потому что такие вещи всегда нужно выяснять у первоисточника.
– Что самое сложное в работе фотографа, который проводит съемки в дикой природе?
– На самом деле всё сложно, поэтому важно любить это дело, иначе тебя оттуда быстро «выкинет» сама природа. Вот я недавно ездил по реке на Дальнем Востоке, там были очень низкие температуры, минус 30–40, и она не везде замерзает. Поэтому я несколько раз тонул на снегоходе, из-за чего было сложно добраться до местности. Но ты через это проходишь, и это интересно. Если тебе это не нравится, у тебя к этому не лежит душа, то ты не сможешь заниматься природными съемками. Можно делать свадебные снимки, и даже если тебе это не особо нравится, ты все равно найдешь свою клиентуру и по каким-то шаблонам сможешь что-то сделать. А в природе такого не получится.
– Приходилось ли Вам когда-то идти на риск ради хорошего снимка?
– В этой работе практически всегда идешь на какой-то риск. Например, когда я был на Чукотке, нашел там на берегу мертвого кита, на которого сбежалось очень много бурых медведей. Я на всё это смотрел, снимал издалека и один из них пошел в мою сторону. Мне захотелось сфотографировать его близко, увидеть его глаза и посмотреть на его реакцию. Он дошел до меня, был в метрах 30, и мы с ним встретились взглядами. Я это всё снял, а потом он сделал шаг в мою сторону. Я был этому удивлен, потому что обычно бурые медведи убегают от человека. Но ему было нужно почувствовать моё присутствие еще ближе. А уже после этого он убежал.
– Есть ли какие-то животные, которых Вы можете назвать своими любимчиками, и Вам нравится снимать их больше остальных?
– Я начинал свою работу с Горного Алтая и всё хотел снять снежного барса, но не смог этого сделать. Тогда стал фотографировать горных баранов (аргали). Долго их снимал, потому что это очень сложно, так как в тех местах на границе с Монголией нет деревьев и негде спрятаться. И я пять лет учился к ним подбираться, и за это время мы с ними, конечно, очень «сроднились». О них я тоже хочу сделать фильм и книгу, но пока ещё время для этого не пришло.
– Были ли какие-то интересные случаи во время Ваших съемок?
– Была такая история в позапрошлом году, когда я ходил по уссурийской тайге. Это было летом, дожди шли уже четыре дня, но я всё равно проводил съемку, потому что природа в любую погоду очень красивая. Внезапно пошел уже сильный ливень, и мы с помощником собрались уходить. Идем, и у нас посреди дороги оказалась кабарга. Обычно животные убегают, а она просто стояла и смотрела на нас. Мы немного сместились в кусты, чтобы снова достать оборудование. Выглядываем, а она всё ещё стоит, сморит на нас. Я стал ее снимать и замечаю, что рядом с ней, в нашу сторону идут маленькие кабаржата. Она кричит на них, чтобы те вернулись обратно, а они продолжают идти к нам. В общем, ведут себя, как и все дети. Мы старались вообще в этот момент не двигаться, чтобы ее не спугнуть, потому что мы абсолютно не знали, что делать с ее малышами, если она убежит. Они подошли так близко, что я мог их погладить, но потом, видимо, что-то почуяли и ускакали. Это была такая незабываемая встреча, потому что кабарга очень редкое животное, а ее малышей встретить ещё сложнее.
– Как вообще животные реагируют на съемку? Вы уже говорили, что многие из них пугаются, но есть ли те, которым становится любопытно?
– Процентов 80, конечно же, убегают, но есть и те, которым бывает интересно. Например, я как-то встретил лисят – четверо малышей и их родителей. Я издалека наблюдал как их кормили мама с папой. Я стал немного подходить, и когда лисята увидели меня, они испугались, а один из них наблюдал за мной и ему тоже хотелось понять меня. Он даже пытался подходить ко мне, но я не стал приближаться, потому что для дикого животного близкий контакт с человеком – это тоже не очень хорошо. Нужно, чтобы они всё же боялись людей и не думали, что мы все такие хорошие.
– Вы выпускаете книгу под названием «Дикие и симпатичные», о чем она и как пришла идея ее создания?
– Идея книги пришла ко мне сразу, как я впервые пришел в лес и увидел диких животных. Для меня это была очень эмоциональная встреча. Мне хотелось этим с кем-то поделиться в формате фотовыставки и книги именно в Новосибирске, потому что меня начали приглашать проводить съемки в разные места, а здесь нет. Мне стало от этого немного обидно, и я решил создать свой проект. Я начал собирать материал, чтобы познакомить новосибирцев с теми животными, которые живут с нами рядом. Из-за того, что этот проект никто не финансировал, и всё делалось на чистом энтузиазме, на это ушло достаточно много времени, около 10 лет. В прошлом году я понял, что материала накопилось уже достаточно много, чтобы им можно было поделиться. Собралась команда, в которую ещё вошли писательница Евгения Пельтек и художница Нина Беланова. Вместе мы создали эту книгу. Это не просто фотоальбом – это большая энциклопедия, которая рассказывает о тех, кто живет рядом с нами.
– В начале февраля в Новосибирске состоялось открытие фотовыставки «Дикие и симпатичные» в Художественном музее. Там представлены снимки, которые можно будет увидеть и в самой книге. А когда состоится презентация энциклопедии?
– Изначально планировалось, что презентация книги будет проводиться в музее как раз на выставке, но ее производственная часть затянулась, и они «разминулись». Открытие экспозиции прошло хорошо, было много людей, я с ними поделился своими впечатлениями. Хотя я тогда только вернулся с экспедиции, и мне после этих поездок обычно довольно сложно общаться. Там ты либо вообще один, либо с тобой пара человек, а тут, когда вокруг тебя много людей, иногда очень сложно разговориться. Все расходы по выставке музей взял на себя. А Евгения Пельтек и Нина Беланова выполнили большую часть организационной работы, пока я был в экспедиции.
– Есть ли у Вас какие-то дальнейшие планы?
– У нас сейчас есть фильм про тигра, и на данный момент я ещё работаю со студией «Лесфильм» над фильмами про гималайского медведя и древние леса. Все они должны выйти в конце этого года. А здесь, в Новосибирске, я хочу продолжить знакомить жителей с природой, рассказать им и показать, что мы все взаимосвязаны.
Фотографии Олега Кугаева