К четкому и практическому пониманию заголовка статьи я пришёл в результате следующей цепи размышлений.
Всё началось со страха и, вероятно, страха смерти, который, по мнению столпов научного подхода, лежит в основе всех мотивов поведения.
Этот страх я вижу в себе и часто наблюдаю его в других.
Когда страх проявляется и для чего служит?
Сперва о себе.
В свои 30 лет (сейчас мне 38), начитавшись психологических и эзотерических книг, я с трепетом дотошного библиотекаря перебирал свои знания, мысли, идеи, убеждения, мировоззренческие доводы. Я вытирал с них пыль, а некоторые натирал до блеска, с готовностью презентовать их в общении с кем-либо, например. В этом же общении я утверждался как специалист по «демонстрируемым убеждениям». Да и вообще – самоутверждался за счет разложенных по полочкам «очень важных» мыслей обо всём этом мире.
Надо заметить, что именно в предельный момент, о котором речь пойдет ниже, эти убеждения и их ценность становятся для человека очень актуальны. Так обнаруживает себя страх. Чего же я боялся, когда срочным образом стал перебирать своё ценное барахло? Назову это процесс «вылуплением».
«Вылупление»
Это возрастной этап, предметом которого становится отбрасывание устаревших смысложизненных конструкций (смыслов, убеждений, взглядов и т.д.) Другими словами – кризис. Очень схоже с появлением птенца – природный паттерн.
И вот я стою на пороге неизвестности. Интересно то, что в этот момент я не понимал, что происходило, откуда этот неведомый страх и новое, непонятное самому мне, ощущение пустоты и смерти. Этот страх ни с чем не сравнить из привычных страхов. Состояние было такое, будто я выпал из жизни - когда все живут как раньше, а ты уже не с ними и обратного пути нет.
Я срочно начал вытирать пыль с хлама, утверждая себе, кто я. Но эти знания мне с каждым разом приносили меньше покоя. Неясная и перманентная пустота была уже на «расстоянии вытянутой руки». Обнаруживая себя в ней иной раз, я кое как цеплялся за старые убеждения и не мог понять, кто я. Это происходило всё чаще. Вскоре я прописался в пустоте и пришёл к заключению: грош цена моим «знаниям и мнениям» если они мне не помогают в этой ужасающей невесомости. Но нового ничего не было.
В крайний момент я не обнаружил никакого смысла в своей жизни и в жизнях окружающих меня людей. Устав говорить с приятелями о свои «важных знаниях об этом мире», я с глубокой печалью наблюдал болезненную для меня картину: жаркой ночью фасады домов усеяны работающими сплитами, утром люди выбегают из подъездов до своих машин, в которых они так же закрываются от реальности окнами и включают сплиты, они едут в торговые центры, где стараются запарковаться ближе ко входу, будто избегают вдохнуть воздух реальности и везде царит демонстрация и фальшь. «И я бы может и рад быть в этом сне, но меня там уже нет» - заключал я на тот момент.
Что же мне в итоге надо было сделать и что мне мешало это сделать?
Надо было провалиться в пустоту окончательно. Думаю, что это самый прямой и правильный путь, но «важные знания о себе и мире» не дают это сделать просто. Я томился достаточно долго в этой пустоте и буквально научился ходить «с закрытыми глазами». И, даже, разработал свою методику – костыль. Об этом я может напишу позже.
Мне повезло. Стечение обстоятельств в предельный момент обнаружило для меня оставшиеся «важные вопросы мнения про меня во мне». Эти остатки мыслительного шума, по-прежнему продолжали мне фоном твердить о том, каким мне надо быть по мнению … кого-то. В частности, они – эти мысли – ставили задачу быть идентичным какой-то общности. И нерешенность этой задачи – как отдельная мысль – повергала меня в тяжелое психоэмоциональное состояние.
«Выныриваю»
Оказалось, что можно было всё это не думать. Оказалось, что проблем не было кроме мыслей и старых убеждений. А страх пустоты, как я полагаю, провоцируется именно накопленными убеждениями из прошлого.
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие.
Полагаю, что это багаж не приносит большой пользы в поступательном жизненном процессе. Вероятно, в этом ключе – в избавлении от гнёта старых смысложизненных конструкций - происходит трансформация знания в мудрость и об этом старая индейская поговорка:
Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.
И мне вспоминается отрывок из повести Пелевина «Т», где герой силится понять, что происходит с ним в предельный момент:
Верно сказано — будьте как дети. Ибо дети в подобных обстоятельствах никуда не падают — они сами бездна…» ... Поразительно, какие головокружительные прыжки над безднами ухитряются совершать эти французы, выпив красненького.
Это было про меня. Теперь про него.
В практике часто наблюдаю, как люди держатся за свои «антикварные полированные кресла, дышащие на ладан». Они накапливают убеждения слоями, пряча под ними встречу с новизной – так бы я заменил пугающее слово «пустота». Это, порой, вытекает в длительные периоды негодований, блужданий, поисков и обрастание сложными защитными конструкциями. От того эти люди на первый взгляд кажутся весьма сильными. Оставив эту мысль незавершенной, процитирую старую китайскую мудрость:
Мощное дерево не устоит в бурю. Или его ждёт топор. Гибкое и нежное имеет здесь преимущество. Тот, кто нежен и гибок, — идёт дорогой жизни. Тот, кто не гибок и груб, — идёт дорогой смерти. Лао-Цзы.