Найти тему
WEEEK

Шесть шляп мышления: как проводить совещания и брейнштормы

Оглавление

Чтобы проводить совещания с сотрудниками и вовлекать в дискуссию, находить новые возможности и решать сложные задачи — попробуй метод «6 шляп мышления».

В подкасте «Потом доделаю» мы общаемся с руководителями компаний, проджект-менеджерами и другими крутыми специалистами — об опыте и лайфхаках управления проектами, командой и процессами.

Частенько спикеры делятся фишками и методами, которые помогают в работе. Основательница AIBY Оля Осокина рассказала нам о методе «Шесть шляп мышления», который использует на совещаниях, чтобы обсуждать новые идеи, анализировать риски и находить решения в сложных ситуациях.

Что из себя представляет метод Шести шляп

В процессе жизни человеческое мышление становится однобоким — ведь личность формирует наличие ряда убеждений, которые с возрастом поменять сложнее — мешает опыт, стереотипы и окружение. Такое мышление называется фиксированным.

Фиксированное мнение ограничивает — ведь как увидеть полную картину и принять взвешенное решение с однобоким мышлением. Если воспринимать под одним углом — рискуешь допустить ошибок и усугубить ситуацию.

Это ещё и причина рабочих конфликтов — у каждого члена команды своё мнение и убедить в новом и нестандартном сложно. А без новых идей и решений компания не проживёт — пока действуешь одинаково, конкуренты приспосабливаются и идут вперёд.

Если управляешь командой и хочешь, чтобы сотрудники генерировали идеи, полезные проекту — попробуй метод «Шесть шляп мышления» — способ нестандартной оценки ситуации и генерации идей в формате ролевой игры.

«Шесть шляп мышления» (или Six Thinking Hats) — метод Эдварда де Боно, британского психолога и эксперта в области творческого мышления, описанный в одноимённой книге 1985 года.

Де Боно изучал человеческое мышление — ему принадлежит фраза: «Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно». Считал, что есть 6 направлений мышления, которые отличаются от стандартного и рассматривают ситуацию с разных ракурсов. Эти направления описал, как «шляпы».

Концепция метода

«Шести шляп мышления» — ролевая игра для одного человека или команды, которая частенько используется для проведения совещаний и брифингов — чтобы анализировать ситуации и находить новые идеи.

Каждая шляпа — направление мышления — критическое, позитивное, творческое и другие. «Надеваешь» шляпу — анализируешь ситуацию, согласно выбранному ракурсу. В итоге собираешь картину, учитывая плюсы, минусы, риски и перспективы, а также пути разрешения критических ситуаций. И принимаешь взвешенное решение.

Шляпы де Боно разделил по цветам:

  • Белая шляпа (Учёный). Сотрудник, который надевает эту шляпу, анализирует только информацию, факты и цифры и говорит рационально и беспристрастно.

Вопросы, характерные белой шляпе:

— Что мы об этом знаем? Какая информация уже есть (факты/цифры/исследования)?

— Какую информацию нужно получить?

  • Красная шляпа (Художник). В этой шляпе, наоборот, высказываются, основываясь на чувствах и эмоциях — внутренний голос, интуиция и т. д. Важно слышать себя и уметь анализировать истинные эмоции, которые вызывает ситуация.

Вопросы, характерные красной шляпе:

— Что подсказывает интуиция? Что я чувствую из-за этого?

— Какие я вижу результаты решения?

  • Чёрная шляпа (Критик). Тут включается критическое мышление — чтобы выявить возможные риски и негативные последствия решений.

Вопросы, характерные чёрной шляпе:

— Что может пойти не так? К чему может привести?

— Какие опасения и подводные камни?

— Почему не стоит этого делать?

  • Жёлтая шляпа (Оптимист). Противоположность Чёрной шляпе — анализ преимуществ решения и позитивных сторон.

Вопросы, характерные жёлтой шляпе:

— Какие есть плюсы и позитивные перспективы?

— Почему стоит это делать?

  • Зелёная шляпа (Творец). Поиск идей, нестандартных решений. Идёт после Чёрной шляпы, чтобы найти решение проблемам, выявленными Критиком.

Вопросы, характерные зелёной шляпе:

— Какие альтернативы?

— Что нестандартного сделать, что ещё не делали?

  • Синяя шляпа (Руководитель). Это шляпа руководителей, её роль — координация дискуссии, сбор полученных данных и принятие финальных решений.

Где применить Шесть шляп мышления

Метод подойдёт для любой сферы. Например, в креативе — искать темы контента, анализировать, что понравится читателям, а что нет. Или в юриспруденции — помогает принимать взвешенные решения, анализируя ситуацию с разных ракурсов.

Шесть шляп помогает вовлечь команду — каждый участник совещания высказывается, и сотрудники чувствуют себя частью процесса, принимают активное участие в дискуссии, из-за чего принимаются взвешенные решения.

Если ты руководитель, советую обратить внимание на этот метод — удастся вовлечь команду в обсуждения и принимать грамотные решения, что оптимизирует бизнес-процессы.

-2

Плюсы и минусы Шести шляп

Вот в чём метод поможет:

  • Принять взвешенное решение. Шесть шляп помогает избежать субъективной оценки, основанной на эмоциях — ведь нужно всесторонне проанализировать ситуацию — риски, проблемы, факты.
  • Предугадать и подготовиться к рискам. Если самостоятельно принимать сложные решения, всё не предугадаешь. Брейншторм с командой поможет оценить ситуацию с разных ракурсов.
  • Избежать конфликтов. Каждый член команды учавствует в дискуссии, высказывает мнение, а затем команда приходит к решению, которое устроит всех.
  • Упорядочить поток мыслей. Совещания — поток информации, иногда ненужной. Начнёшь обрабатывать, структурировать данные и выделять полезное, вообще запутаешься…

Шесть шляп поможет структурировать информацию — направления мышления идут поочерёдно, идеи не противоречат друг другу, а дополняют — например, Чёрная шляпа высказывает недостатки, а Зелёная затем находит пути решения.

  • Сотрудники вовлечённее. Учитывается мнение каждого — а значит, никто не осудит. Говори, что хочешь — это тоже важно.

Минусов у 6 шляп немного:

  • Сложности адаптации. Нужно время, чтобы сотрудники перестроились на работу по методу, а значит — нужно помочь адаптироваться.
  • Ограничения. Нельзя говорить, что хочешь, а только согласно одному ракурсу — критиковать, искать плюсы, анализировать сухие факты или наоборот — только эмоции.

Как провести совещание по методу Шести шляп

Между членами команды распределяются шляпы руководителем (синяя шляпа). Давай роли, противоположные характерам игроков — чтобы включить нестандартное мышление. Роли до конца игры не меняются.

Если играет больше 6 человек — дели на группы.

Дальше начинается сама игра:

  • Руководитель рассказывает, для чего собрал команду на совещание, а также вводную информацию о проблеме. Дальше он модерует процесс, фиксирует ответы и принимает финальное решение.
  • Участники высказываются по очереди — сначала Белая шляпа, затем — Чёрная, Жёлтая, Зелёная, Красная. Порядок можно менять, но лучше придерживаться этого.
  • Затем вновь высказываются Жёлтая и Чёрная шляпы — перепроверяют новые идеи, а затем Синяя шляпа подводит итог встречи.

Правила несложные, и команда адаптируется быстро. Единственное — ограничения в высказываниях могут доставлять дискомфорт сотрудникам. Зато это полезно для бизнеса — решения принимаются взвешенные, потенциальные риски продуманы, а также создана «подушка безопасности» — на случай, если понадобится путь решения рисков.

Шесть шляп мышления подойдёт любым бизнес-процессам — и поможет оптимизировать управление проектами и командой, поэтому попробуй внедрить с командой.