В августе 1826 года император Николай I посетил Сенат и неожиданно для себя обнаружил, что многие государственные служащие большей частью были одеты в разноцветные мундиры и «полосатые шаровары». Этот памятный визит дал толчок новым преобразованиям в области униформы государственных служащих.
В специальном письме на имя генерал-прокурора Сената князя Д. И. Лобанова-Ростовского император потребовал наведения во внешнем облике сотрудников Сената должного порядка, благовидности и приличия, достойного этого государственного учреждения. Также этим посланием монарх предписал чиновникам, которым положены мундиры, приходить в Сенат только в них, за чем должны были следить обер-прокуроры.
Однако потребовалось еще несколько лет, чтобы намерения Николая I начали воплощаться в жизнь. Лишь в 1829 году Собственная Его Императорского Величия канцелярия получила задачу разработать проект «Общего положения о гражданских формах». Поручение было выполнено только к маю 1833 года, что объяснялось загруженностью канцелярии делами завершившейся русско-турецкой войны 1828–1829 годов. 11 марта 1834 года Николай I утвердил подготовленное Собственной Его Императорского Величества канцелярии «Положение о гражданских мундирах». Одновременно с ним император одобрил и «Описание дамских нарядов», которое касалось торжественных мероприятий при императорском дворе. Таким образом, в России был утвержден один из первых официальных кодексов одежды, ставший обязательным при посещении определенных организаций, заведений и мероприятий.
Новый закон отменял сложившуюся еще при Екатерине II практику ношения губернских мундиров и оставлял форменную одежду только чиновникам различных государственных ведомств. Все учреждения каждого ведомства в столице и на местах получили мундиры единого образца. Французский фасон прежнего покроя был сохранен с небольшими нововведениями. В большинстве случаев осталась и ранее установленная расцветка мундиров и узор шитья. С этого момента они соответствовали только рангу должности, а не чина. Для большей части ведомств ввели 10-разрядное деление должностей, чему соответствовала одинаковая полнота шитья на мундире. Эта градация была закреплена в штатных расписаниях.
Мундиры были трёх цветов: темно-зеленого, темно-синего или красного, который закрепили за сенаторами. Интересующее нас Министерство народного просвещения (как и Академия наук) получило форменную одежду темно-синего цвета.
Для студентов и профессоров Императорских российских университетов были введены вицмундиры – темно-синие фраки, с обшлагами и воротниками по цвету парадных мундиров учебных округов, без шитья. И, между прочим, судя по сохранившимся образцовым изображениям, профессора и преподаватели впервые примерили погоны (эполеты). Вот как выглядел вицмундир студентов Московского университета до введения погон и после, а также изображение самих эполет.
Подготовка рисунков к «Положению о гражданских мундирах» была выполнена академиком Российской Академии художеств А. И. Ивановым, имевшим к тому времени опыт подобной работы в предыдущее царствование. В 1815 году он создал альбом «Изображение перемен, которые последовали в вооружении и одеянии российского войска с половины IX до начала XIX века».
Приведенная иллюстрация не содержит изображения форменного головного убора, а им была определена треугольная черная шляпа с небольшими серебряными кистями на концах и петлицей с пуговицей. Петлица перекрывала кокарду (она считалась важным элементом мундира, указывала на государственную принадлежность) в виде розетки из трех кругов муаровой ленты черного (в центре), оранжевого и белого цветов. Позже матерчатая кокарда была заменена на металлическую.
С 1834 года для большей унификации мундиры всех университетов остались для профессоров темно-синими, а для студентов поменяли цвет на темно-зеленый. Воротники и обшлага изменений не претерпели. Пуговицы на мундирах всех университетов получили изображение государственного герба. С этого времени и до своей отмены мундиры разных русских университетов различались не фасоном, а лишь узором и цветом шитья. Вот как выглядело шитье мундира профессора Московского университета[2]:
Для парадных и торжественных случаев профессорам и действительным студентам Московского университета было положено носить шпагу гражданского образца с серебряным темляком. Необходимо сказать, что гражданский мундир считался несовместимым с наличием бороды и даже усов. В 1837 году вышло специальное предписание всем начальникам строго следить за тем, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили.
Кроме всего сказанного выше, отметим, что новый закон более строго регламентировал правила ношения мундиров. Были введены семь форм одежды и определено, когда и где их можно носить: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. В 1845 году вышло «Расписание, в какие дни в какой быть форме». Форму мундиров обычно указывали и в повестках, где чиновников приглашали на различные мероприятия.
Правда, проблемы ношения мундиров в стенах университетов это нововведение никак не решило. Как преподаватели, так и учащиеся избегали использовать форменную одежду в повседневной жизни, ограничиваясь праздниками и торжественными днями. Правительство стало искать причину такого положения дел. В конце концов после ряда обсуждений возобладала экономическая трактовка вопроса. По мнению властей, основной причиной отказа от ношения мундиров в быту являлась дороговизна шитья, что не позволяло делать дорогой мундир повседневной одеждой. Поэтому в 1834 году малиновые воротники и обшлага на мундирах и мундирных фраках студентов и чиновников Московского университета были заменены на суконные в цвет мундира. Однако же и это не решило проблемы, так как к концу правления Николая I неследование официальному предписанию было признаком фрондерства и вольнодумия, характерного для молодежи той эпохи. С этим боролась университетская инспекция, но власти на такое проявление «свободомыслия» смотрели сквозь пальцы, не желая еще больше обострять отношения с «просвещенной общественностью».
[1] Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л.: Наука, 1991. С. 254.
[2] Шепелев Л. Е. Чиновный мир России XVIII– нач. ХХ веков. СПб.: Искусство, 1999. С. 306.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера