Сегодня поговорим о связи матери и ребенка.
Роль матери в русской культуре окутана ореолом святости, и, по сложившейся традиции, родительство часто принимает на себя образ подвижничества. Очевидная же данность, заключающаяся в том, что не всякая мать способна на полноценное материнство, потому что всякая мать – прежде всего живая женщина со своими особенностями и ограничениями, часто игнорируется.
Ребенок желает идентифицироваться с образом заботящейся матери, чтобы обрести возможность самостоятельно заботиться о себе как физически, так и психически.
В случаях когда мать под давлением внешних обстоятельств, бессознательных страхов или желаний оказывается неспособной эмоционально заботиться о малыше, ее образ, как правило, расщепляется на две части. Первая часть – идеализированная всемогущая мать, которая способна за забрать все страдания и удовлетворить все потребности, но ребенок не может заслужить или достигнуть столь возвышенного идеала и испытывает фрустрацию. Вторая часть наделяется отвергающим и смертоносным содержанием, с которым ребенок обычно идентифицирует себя и со временем начинает так же относиться к своему «внутреннему» ребенку. Во взрослом возрасте такие дети склонны заботиться о других, при этом по отношению к себе ведут себя очень невнимательно или находят себе замещающую аддикцию, которая заменяет более здоровые способы самоуспокоения.
Также поговорим об особенностях нарциссической матери:
-отсутствие эмпатии и замкнутость на собственной особе;
-не обладает возможностями к сочувствию и сопереживанию своему ребенка, а также взаимодействию с его переживаниями и потребностями;
-зачастую она ОСОЗНАННО искажает обратную связь для ребенка об окружающем мире;
-взаимодействует с окружающими, по большому счету взаимодействуя с личными фантазиями, в том числе с фантазиями о собственных детях;
-сфокусирована только на себе и на сохранении своего «грандиозного Я», поэтому все силы она направляет на поддержание его нерушимости;
-контролирует ребенка как собственное нарциссическое расширение и все, что с ним связано, который помогает ей справить с тревогой
о сепарации ребенка;
Из страха потерять одобрение матери ребенку приходится отказываться от части себя каждый раз, когда мать сталкивается с проявлениями, качествами, желаниями, потребностями. Систематическое нарушение психологических, телесных и территориальных границ ребенка нарциссической матерью становится особой средой, в которой развивается личность ребенка. Понимание «что мое, а что чужое» не формируется. У нарциссической матери «все ее» – и дети тоже.
В функциональной семье родитель старается создать условия относительной свободы выбора для своего ребенка и буквально научает его брать под контроль свою собственную жизнь, тем самым постепенно подготавливая фундамент для неизбежной и желанной сепарации ребенка. В нарциссической семье отсутствие контроля невозможно, так как страдания, которые испытывает родитель при потере контроля над жизнью своего ребенка, невыносимо сильны. А ситуация, где компетентность может распространиться на кого-то, кроме нарциссического родителя, может переживаться им как сильнейшая «нарциссическая травма». В таких условиях ребенок может только самостоятельно шаг за шагом совершать попытки отстоять свое право на бытие, что часто происходит только во взрослом возрасте.
Будем рады поддержке в виде лайка, комментария или подписке :)